Год назад в день рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) я рассказала вам про Музей семьи Цветаевых в Тарусе. А в этом году бархатный сезон застал меня в Крыму и, оказавшись в Феодосии, я вспомнила, что именно здесь Марина провела несколько счастливых месяцев своей жизни, о чем хранит память Музей Марины и Анастасии Цветаевых.
Когда идешь по феодосийской набережной, а крымское солнце ласково греет и воздух пропитан ароматом моря, то кажется, что сам город дышит поэзией. Легко представить, как более века назад здесь гуляла юная Марина с копной непослушных волос и глазами, горящими от вдохновения, а в руках – неизменная тетрадь со стихами.
Не случайно Марина Цветаева так полюбила этот город, она нашла в нем что-то такое, что заставило ее сердце биться чаще. Она словно чувствовала свою связь с морем, ведь недаром ей дали имя – Марина.
Душа и имя
Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
Кто создан из камня, кто создан из глины…
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920
Очень люблю маленькие дома-музеи, в них работают необыкновенные увлеченные люди. И Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии не обманул моих ожиданий. Здесь хранят фотографии, письма, личные вещи сестер, стихи, написанные рукой Марины, а самое главное, память о её пребывании в Крыму и её творчестве.
В уютных комнатах музея можно узнать всю историю жизни поэта. Так первый зал посвящен её детству и юности, родителям Марины и Анастасии.
Впервые сестры увидели Крым в 1905 году, когда семья на год перебралась в Ялту, где мама Мария Александровна рассчитывала поправиться от мучительной чахотки.
Но более значительным для судьбы Марины стал её приезд в Коктебель в мае 1911 года в гости к Максимилиану Волошину.
Это путешествие изменило ее жизнь. Почти два месяца восторга, моря, солнца, поэзии. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. На фотографии запечатлен момент встречи Марины у Дома Поэта. Над ней склонилась мама Макса Волошина – Елена Оттобальдовна, которую окружающие звали «Пра». А вот за спиной восемнадцатилетней Марины стоит Сергей Эфрон.
За два года до этой встречи она мечтала, чтобы и ей «звезда зажглась и улыбаться всем глазам, не опуская глаз».
Только девочка
Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду – волк
И помнить: я – овца.
Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти.
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, – молчу.
Ах, если бы и мне
Взглянув на звезды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
1909
В романтичной обстановке волошинского дома, гуляя в компании друзей по берегу моря и слушая рассказ Максимилиана о том, что волны выбрасывают на побережье красивые полудрагоценные камешки: яшму, горный хрусталь, сердолик, Марина сказала: «Макс, я выйду замуж только за того, кто подарит мне сердолик». И в тот же день Сергей нашел на карадагском побережье сердоликовую бусину – символ вечной любви и преподнес её девушке. Марина хранила этот камушек всю свою жизнь.
Но не только знакомство с будущим мужем и влюбленность оказали огромное влияние на становление поэта. Вся атмосфера Дома Поэта, образованная молодёжь – так называемые «коктебельские обормоты», живопись, графика, стихи, которые творились на глазах друг у друга, мир, наполненный творчеством, фонтанирующий мыслями и идеями – всё это напитало её талант и ускорило его совершенство.
«Это лето было лучшим из всех моих взрослых лет и им я обязана тебе», – написала Марина Волошину из Феодосии 8 июня 1911 года.
В музее создан романтичный коктебельский уголок, посвященный Дому Поэта Максимилиана Волошина и его гостям.
Эти крымские места, или по-волошински Киммерия, навсегда покорили сердце девушки. Ее благодарность Масимилиану позже нашла отражение в замечательных воспоминаниях «Живое о живом» и цикле стихов, посвященных памяти поэта.
М. А. ВОЛОШИНУ
Ici – Haut (Памяти Максимилиана Волошина)/ отрывок
Над вороным утесом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоем крыльце!
Позже, отвесным полднем,
Под колокольцы коз,
С всхолмья да на восхолмье,
С глыбы да на утес –
По трехсаженным креслам:
Тронам иных эпох –
Макс, мне было – так лестно
Лезть за тобою – Бог
Знает куда! Да, виды
Видящим – путь скалист.
С глыбы на пирамиду,
С рыбы – на обелиск...
Ну, а потом, на плоской
Вышке – орлы вокруг –
Макс, мне было – так просто
Есть у тебя из рук,
Божьих или медвежьих,
Опережавших «дай»,
Рук неизменно-брежных,
За воспаленный край
Раны умевших браться
В веры сплошном луче.
Макс, мне было так братски
Спать на твоем плече!
(Горы... Себе на горе
Видится мне одно
Место: с него два моря
Были видны по дно
Бездны... два моря сразу!
Дщери иной поры,
Кто вам свои два глаза
Преподнесет с горы?)
...Только теперь, в подполье,
Вижу, когда потух
Свет – до чего мне вольно
Было в охвате двух
Рук твоих... В первых встречных
Царстве – и сам суди,
Макс, до чего мне вечно
Было в твоей груди!
Пусть ни единой травки,
Площе, чем на столе –
Макс, мне будет – так мягко
Спать на твоей скале!
1932-1935
В конце мая того же года в Коктебель приехала и младшая сестра Марины – Анастасия. Втроем с Сергеем они отправились в Феодосию. Город очаровал их с первого взгляда. Позже Анастасия Цветаева вспоминала: «И мы поняли … что Феодосия – волшебный город и что мы полюбили его навсегда».
Поэтому становится ясно, почему после смерти отца, сестры решили провести зиму в Феодосии. В октябре 1913 года Марина с мужем и дочерью Ариадной сняли квартиру на даче фотографа Редлиха по улице Анненской (ныне улица Шмидта, 14), а Анастасия с сыном Андрюшей поселилась на улице Бульварной (сейчас – улица В. Коробкова, 13).
Музей как раз и располагается в доходном доме, построенном в начале прошлого века, где жила Анастасия, а в гостях у неё часто бывала Марина. Это были восемь счастливых месяцев. В 1913-1914 годах в Коктебеле и в Феодосии Марина написала такие чудесные стихи: «Идёшь, на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Вы, идущие мимо меня...», , «Сергею Эфрон-Дурново», «Я с вызовом ношу его кольцо...», «Аля» и другие.
Пока сестры проводили время вместе, Сергей готовился к выпускным экзаменам в Феодосийской гимназии. В стихах Марина представляла его романтическим героем:
Есть такие голоса…
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря.
Вот он встал перед тобой:
Посмотри на лоб и брови
И сравни его с собой!
То усталость голубой,
Ветхой крови.
Торжествует синева
Каждой благородной веной.
Жест царевича и льва
Повторяют кружева
Белой пеной.
Вашего полка – драгун,
Декабристы и версальцы!
И не знаешь – так он юн –
Кисти, шпаги или струн
Просят пальцы.
1913
Гуляя по музею, можно заглянуть в импровизированные окна и увидеть Феодосию такой, какой она была в 1913 году с Музеем древностей на горе Митридат, с храмом Святого Александра Невского.
Особая гордость музея набор почтовых карточек с видами Феодосии 1910-х годов из коллекции Б.К. Яремко.
В мемориальной комнате-гостиной воссоздана обстановка начала двадцатого века.
Здесь мы можем увидеть и мемориальную мебель: диванчик, два кресла, пуфик и стол, которыми пользовалась Марина, проживая в Феодосии на даче Редлихов.
Возможно, именно на этом диванчике, играя со своей малюткой дочкой, Марина напишет и стихотворение, обращенное к ней:
Аля (отрывок)
Ах, несмотря на гаданья друзей,
Будущее – непроглядно.
В платьице — твой вероломный Тезей,
Маленькая Ариадна.
Аля! – Маленькая тень
На огромном горизонте.
Тщетно говорю: не троньте.
Будет день –
Милый, грустный и большой,
День, когда от жизни рядом
Вся ты оторвешься взглядом
И душой.
День, когда с пером в руке
Ты на ласку не ответишь.
День, который ты отметишь
В дневнике.
День, когда летя вперед,
– Своенравно! – Без запрета! –
С ветром в комнату войдет –
Больше ветра!
Залу, спящую на вид,
И волшебную, как сцена,
Юность Шумана смутит
И Шопена…
…
13 ноября 1913
Это было время молодых и счастливых. Сестры ходили в гости: к художнику Константину Богаевскому, племяннику Ивана Айвазовского, ездили в новогодние праздники к Максу в Коктебель.
А ещё они выступали на сцене, читая стихи. Две сестры стояли друг к другу спиной и в унисон декламировали.
Асе (Мы быстры и наготове…)
1
Мы быстры и наготове,
Мы остры.
В каждом жесте, в каждом взгляде,
в каждом слове. –
Две сестры.
Своенравна наша ласка
И тонка,
Мы из старого Дамаска –
Два клинка.
Прочь, гумно и бремя хлеба,
И волы!
Мы – натянутые в небо
Две стрелы!
Мы одни на рынке мира
Без греха.
Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха.
2
Мы – весенняя одежда
Тополей.
Мы – последняя надежда
Королей.
Мы на дне старинной чаши,
Посмотри:
В ней твоя заря, и наши
Две зари.
И, прильнув устами к чаше,
Пей до дна.
И на дне увидишь наши
Имена.
Светлый взор наш смел и светел
И во зле.
– Кто из вас его не встретил
На земле?..
Охраняя колыбель и мавзолей –
Мы – последнее виденье
Королей.
1913
«Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы…Ещё раз обвеяли нас солнечной лаской… Ещё раз согрели одинокие одичавшие души…», – писала феодосийская газета 13 декабря 1913 года.
Феодосия стала для Марины Цветаевой источником вдохновения. Здесь она писала, любила, мечтала. Этот город навсегда остался в ее сердце и стихах.
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час
В музее также расскажут и всю последующую непростую жизнь Марины и Анастасии. Здесь также есть зал, посвященный Анастасии Цветаевой – спаленка Аси, где можно увидеть её личные вещи, переданные музею её внучкой Ольгой Трухачевой.
Чародей (отрывок)
Анастасии Цветаевой
...
Рояль умолкнул. Дребезжащий
Откуда-то – на смену – звук.
Играет музыкальный ящик,
Старинный друг,
Весь век до хрипоты, до стона,
Игравший трио этих пьес:
Марш кукол – Auf der Blauen Donau –
И экосез.
В мир голосов и гобеленов
Открылась тайная тропа:
О, рай златоволосых венок!
О, вальс в три па!
Под вальс невинный, вальс старинный
Танцуют наши три весны, –
Холодным зеркалом гостиной –
Отражены.
Так, залу окружив трикраты,
– Тройной тоскующий тростник, –
Вплываем в царство белых статуй
И старых книг.
...
1914, Феодосия
Замечательный музей! Он был зарегистрирован как отдел заповедника «Киммерия М. А. Волошина» в 2001 году, а для посетителей открыт 15 лет назад в июле 2009 года.
И ещё… в музее много подлинных работ Максимилиана Волошина. Это ещё больше позволяет проникнуться атмосферой тех прекрасных лет Серебряного века.
С любовью, ваша Света В.
Рассказ о Музее Цветаевых в Тарусе «К дню рождения Марины Цветаевой. Музей семьи Цветаевых в Тарусе и стихи «возмутительно большого поэта»
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей и ещё много всего интересного