Найти в Дзене

«Мне имя – Марина, Я – бренная пена морская». Марина Цветаева в Крыму

Год назад в день рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) я рассказала вам про Музей семьи Цветаевых в Тарусе. А в этом году бархатный сезон застал меня в Крыму и, оказавшись в Феодосии, я вспомнила, что именно здесь Марина провела несколько счастливых месяцев своей жизни, о чем хранит память Музей Марины и Анастасии Цветаевых. Когда идешь по феодосийской набережной, а крымское солнце ласково греет и воздух пропитан ароматом моря, то кажется, что сам город дышит поэзией. Легко представить, как более века назад здесь гуляла юная Марина с копной непослушных волос и глазами, горящими от вдохновения, а в руках – неизменная тетрадь со стихами. Не случайно Марина Цветаева так полюбила этот город, она нашла в нем что-то такое, что заставило ее сердце биться чаще. Она словно чувствовала свою связь с морем, ведь недаром ей дали имя – Марина. Душа и имя Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское! В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть

Год назад в день рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) я рассказала вам про Музей семьи Цветаевых в Тарусе. А в этом году бархатный сезон застал меня в Крыму и, оказавшись в Феодосии, я вспомнила, что именно здесь Марина провела несколько счастливых месяцев своей жизни, о чем хранит память Музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Когда идешь по феодосийской набережной, а крымское солнце ласково греет и воздух пропитан ароматом моря, то кажется, что сам город дышит поэзией. Легко представить, как более века назад здесь гуляла юная Марина с копной непослушных волос и глазами, горящими от вдохновения, а в руках – неизменная тетрадь со стихами.

Не случайно Марина Цветаева так полюбила этот город, она нашла в нем что-то такое, что заставило ее сердце биться чаще. Она словно чувствовала свою связь с морем, ведь недаром ей дали имя – Марина.

Душа и имя

Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовёт, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!


Кто создан из камня, кто создан из глины…

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920

Очень люблю маленькие дома-музеи, в них работают необыкновенные увлеченные люди. И Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии не обманул моих ожиданий. Здесь хранят фотографии, письма, личные вещи сестер, стихи, написанные рукой Марины, а самое главное, память о её пребывании в Крыму и её творчестве.

В уютных комнатах музея можно узнать всю историю жизни поэта. Так первый зал посвящен её детству и юности, родителям Марины и Анастасии.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея

Впервые сестры увидели Крым в 1905 году, когда семья на год перебралась в Ялту, где мама Мария Александровна рассчитывала поправиться от мучительной чахотки.

Но более значительным для судьбы Марины стал её приезд в Коктебель в мае 1911 года в гости к Максимилиану Волошину.

Фото автора из музея
Фото автора из музея

Это путешествие изменило ее жизнь. Почти два месяца восторга, моря, солнца, поэзии. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. На фотографии запечатлен момент встречи Марины у Дома Поэта. Над ней склонилась мама Макса Волошина – Елена Оттобальдовна, которую окружающие звали «Пра». А вот за спиной восемнадцатилетней Марины стоит Сергей Эфрон.

Фото 5 мая 1911 возле дома Максимилиана Волошина
Фото 5 мая 1911 возле дома Максимилиана Волошина
Фото 5 мая 1911 возле дома Максимилиана Волошина, фрагмент
Фото 5 мая 1911 возле дома Максимилиана Волошина, фрагмент

За два года до этой встречи она мечтала, чтобы и ей «звезда зажглась и улыбаться всем глазам, не опуская глаз».

Только девочка

Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду – волк
И помнить: я – овца.
Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти.
В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, – молчу.
Ах, если бы и мне
Взглянув на звезды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
1909


В романтичной обстановке волошинского дома, гуляя в компании друзей по берегу моря и слушая рассказ Максимилиана о том, что волны выбрасывают на побережье красивые полудрагоценные камешки: яшму, горный хрусталь, сердолик, Марина сказала:
«Макс, я выйду замуж только за того, кто подарит мне сердолик». И в тот же день Сергей нашел на карадагском побережье сердоликовую бусину – символ вечной любви и преподнес её девушке. Марина хранила этот камушек всю свою жизнь.

Но не только знакомство с будущим мужем и влюбленность оказали огромное влияние на становление поэта. Вся атмосфера Дома Поэта, образованная молодёжь – так называемые «коктебельские обормоты», живопись, графика, стихи, которые творились на глазах друг у друга, мир, наполненный творчеством, фонтанирующий мыслями и идеями – всё это напитало её талант и ускорило его совершенство.

«Это лето было лучшим из всех моих взрослых лет и им я обязана тебе», – написала Марина Волошину из Феодосии 8 июня 1911 года.

В музее создан романтичный коктебельский уголок, посвященный Дому Поэта Максимилиана Волошина и его гостям.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея

Эти крымские места, или по-волошински Киммерия, навсегда покорили сердце девушки. Ее благодарность Масимилиану позже нашла отражение в замечательных воспоминаниях «Живое о живом» и цикле стихов, посвященных памяти поэта.

М. А. ВОЛОШИНУ
Ici – Haut (Памяти Максимилиана Волошина)/ отрывок

Над вороным утесом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала, в зари венце –
Макс! мне было – так верно
Ждать на твоем крыльце!
Позже, отвесным полднем,
Под колокольцы коз,
С всхолмья да на восхолмье,
С глыбы да на утес –
По трехсаженным креслам:
Тронам иных эпох –
Макс, мне было – так лестно
Лезть за тобою – Бог
Знает куда! Да, виды
Видящим – путь скалист.
С глыбы на пирамиду,
С рыбы – на обелиск...
Ну, а потом, на плоской
Вышке – орлы вокруг –
Макс, мне было – так просто
Есть у тебя из рук,
Божьих или медвежьих,
Опережавших «дай»,
Рук неизменно-брежных,
За воспаленный край
Раны умевших браться
В веры сплошном луче.
Макс, мне было так братски
Спать на твоем плече!
(Горы... Себе на горе
Видится мне одно
Место: с него два моря
Были видны по дно
Бездны... два моря сразу!
Дщери иной поры,
Кто вам свои два глаза
Преподнесет с горы?)
...Только теперь, в подполье,
Вижу, когда потух
Свет – до чего мне вольно
Было в охвате двух
Рук твоих... В первых встречных
Царстве – и сам суди,
Макс, до чего мне вечно
Было в твоей груди!
Пусть ни единой травки,
Площе, чем на столе –
Макс, мне будет – так мягко
Спать на твоей скале!
1932-1935


В конце мая того же года в Коктебель приехала и младшая сестра Марины – Анастасия. Втроем с Сергеем они отправились в Феодосию. Город очаровал их с первого взгляда. Позже Анастасия Цветаева вспоминала:
«И мы поняли … что Феодосия – волшебный город и что мы полюбили его навсегда».

Поэтому становится ясно, почему после смерти отца, сестры решили провести зиму в Феодосии. В октябре 1913 года Марина с мужем и дочерью Ариадной сняли квартиру на даче фотографа Редлиха по улице Анненской (ныне улица Шмидта, 14), а Анастасия с сыном Андрюшей поселилась на улице Бульварной (сейчас – улица В. Коробкова, 13).

Здание Музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии на улице В. Коробкова, 13
Здание Музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии на улице В. Коробкова, 13

Музей как раз и располагается в доходном доме, построенном в начале прошлого века, где жила Анастасия, а в гостях у неё часто бывала Марина. Это были восемь счастливых месяцев. В 1913-1914 годах в Коктебеле и в Феодосии Марина написала такие чудесные стихи: «Идёшь, на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Вы, идущие мимо меня...», , «Сергею Эфрон-Дурново», «Я с вызовом ношу его кольцо...», «Аля» и другие.

Пока сестры проводили время вместе, Сергей готовился к выпускным экзаменам в Феодосийской гимназии. В стихах Марина представляла его романтическим героем:

Есть такие голоса…

Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря.
Вот он встал перед тобой:
Посмотри на лоб и брови
И сравни его с собой!
То усталость голубой,
Ветхой крови.
Торжествует синева
Каждой благородной веной.
Жест царевича и льва
Повторяют кружева
Белой пеной.
Вашего полка – драгун,
Декабристы и версальцы!
И не знаешь – так он юн –
Кисти, шпаги или струн
Просят пальцы.
1913

Гуляя по музею, можно заглянуть в импровизированные окна и увидеть Феодосию такой, какой она была в 1913 году с Музеем древностей на горе Митридат, с храмом Святого Александра Невского.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея

Особая гордость музея набор почтовых карточек с видами Феодосии 1910-х годов из коллекции Б.К. Яремко.

Почтовые карточки с видами Феодосии (1910-1917 гг. издания) из коллекции Б.К. Яремко. Фото автора из музея
Почтовые карточки с видами Феодосии (1910-1917 гг. издания) из коллекции Б.К. Яремко. Фото автора из музея

В мемориальной комнате-гостиной воссоздана обстановка начала двадцатого века.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея

Здесь мы можем увидеть и мемориальную мебель: диванчик, два кресла, пуфик и стол, которыми пользовалась Марина, проживая в Феодосии на даче Редлихов.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
-16

Возможно, именно на этом диванчике, играя со своей малюткой дочкой, Марина напишет и стихотворение, обращенное к ней:

Аля (отрывок)

Ах, несмотря на гаданья друзей,
Будущее – непроглядно.
В платьице — твой вероломный Тезей,
Маленькая Ариадна.
Аля! – Маленькая тень
На огромном горизонте.
Тщетно говорю: не троньте.
Будет день –
Милый, грустный и большой,
День, когда от жизни рядом
Вся ты оторвешься взглядом
И душой.
День, когда с пером в руке
Ты на ласку не ответишь.
День, который ты отметишь
В дневнике.
День, когда летя вперед,
– Своенравно! – Без запрета! –
С ветром в комнату войдет –
Больше ветра!
Залу, спящую на вид,
И волшебную, как сцена,
Юность Шумана смутит
И Шопена…
13 ноября 1913

Это было время молодых и счастливых. Сестры ходили в гости: к художнику Константину Богаевскому, племяннику Ивана Айвазовского, ездили в новогодние праздники к Максу в Коктебель.

М.А. Волошин и К.Ф. Богаевский с супругой в мастерской художника. Фото автора из музея
М.А. Волошин и К.Ф. Богаевский с супругой в мастерской художника. Фото автора из музея

А ещё они выступали на сцене, читая стихи. Две сестры стояли друг к другу спиной и в унисон декламировали.

Асе (Мы быстры и наготове…)

1
Мы быстры и наготове,
Мы остры.
В каждом жесте, в каждом взгляде,
в каждом слове. –
Две сестры.
Своенравна наша ласка
И тонка,
Мы из старого Дамаска –
Два клинка.
Прочь, гумно и бремя хлеба,
И волы!
Мы – натянутые в небо
Две стрелы!
Мы одни на рынке мира
Без греха.
Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха.
2
Мы – весенняя одежда
Тополей.
Мы – последняя надежда
Королей.
Мы на дне старинной чаши,
Посмотри:
В ней твоя заря, и наши
Две зари.
И, прильнув устами к чаше,
Пей до дна.
И на дне увидишь наши
Имена.
Светлый взор наш смел и светел
И во зле.
– Кто из вас его не встретил
На земле?..
Охраняя колыбель и мавзолей –
Мы – последнее виденье
Королей.
1913

«Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы…Ещё раз обвеяли нас солнечной лаской… Ещё раз согрели одинокие одичавшие души…», – писала феодосийская газета 13 декабря 1913 года.

Феодосия стала для Марины Цветаевой источником вдохновения. Здесь она писала, любила, мечтала. Этот город навсегда остался в ее сердце и стихах.

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час


В музее также расскажут и всю последующую непростую жизнь Марины и Анастасии. Здесь также есть зал, посвященный Анастасии Цветаевой – спаленка Аси, где можно увидеть её личные вещи, переданные музею её внучкой Ольгой Трухачевой.

Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея
Фото автора из музея

Чародей (отрывок)

Анастасии Цветаевой
...
Рояль умолкнул. Дребезжащий
Откуда-то – на смену – звук.
Играет музыкальный ящик,
Старинный друг,
Весь век до хрипоты, до стона,
Игравший трио этих пьес:
Марш кукол – Auf der Blauen Donau –
И экосез.
В мир голосов и гобеленов
Открылась тайная тропа:
О, рай златоволосых венок!
О, вальс в три па!
Под вальс невинный, вальс старинный
Танцуют наши три весны, –
Холодным зеркалом гостиной –
Отражены.
Так, залу окружив трикраты,
– Тройной тоскующий тростник, –
Вплываем в царство белых статуй
И старых книг.
...
1914, Феодосия


Замечательный музей! Он был зарегистрирован как отдел заповедника
«Киммерия М. А. Волошина» в 2001 году, а для посетителей открыт 15 лет назад в июле 2009 года.

-20

И ещё… в музее много подлинных работ Максимилиана Волошина. Это ещё больше позволяет проникнуться атмосферой тех прекрасных лет Серебряного века.

С любовью, ваша Света В.

Рассказ о Музее Цветаевых в Тарусе «К дню рождения Марины Цветаевой. Музей семьи Цветаевых в Тарусе и стихи «возмутительно большого поэта»

Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей и ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве