Найти тему

«Свиридов: гений, который объединил музыку и поэзию в неповторимом стиле».

Оглавление

Всем здравствуйте. Сегодня мы расскажем вам биографию известного советского композитора, общественного деятеля и пианиста Георгия Васильевича Свиридова.

Старая фотография Г. В. Свиридова
Старая фотография Г. В. Свиридова

Биография.

Георгий Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года, в небольшом городке под названием Фатеж в Курской области. Его отец, Василий Свиридов, был почтовым служащим, который принял сторону большевиков во время гражданской войны погиб, когда маленькому Георгию было 3 года. Мама Елизавета Ивановна работавшая учителем повторно вышла замуж за печника. В 1924 году семейство перебралось в город Курск, где Георгий продолжил обучение в начальной школе. Именно в этот период он начал проявлять живой интерес к литературному творчеству. Однако в круг его интересов начала выбираться музыка.

Уже в девять лет он начал учиться играть на рояле. Но вскоре Свиридов начал проявлять интерес к балалайке. Через некоторое время он был принят в местный ансамбль русских народных инструментов. В период с 1929 по 1932 год он получал музыкальное образование в учреждении, ныне носящем название Детская школа искусств № 1 имени Г. В. Свиридова, под руководством В. Уфимцевой и М. Крутянского. По рекомендации последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где продолжил обучение игре на фортепиано у И. Браудо и композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского). Окончил учебное заведение в 1936 году.

С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

В 1941 году, незадолго до окончания консерватории, был призван на военную службу и направлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи. Вследствие передислокации училища в Бирск Башкирской АССР, а затем по состоянию здоровья, к концу года был уволен из рядов Вооружённых Сил.

До 1944 года проживал в Новосибирске, где находилась эвакуированная Ленинградская филармония. Как и многие его коллеги, он сочинял военные песни, наиболее известной из которых стала "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он создавал музыкальные произведения для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе музыку к музыкальной комедии "Раскинулось море широко" (1943), поставленной Московским камерным театром в Барнауле.

В 1944 году вернулся в Ленинград, а в 1956 году переехал в Москву. На протяжении своей карьеры он создал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

С 1957 года он занимал руководящие посты в Союзе композиторов СССР, а именно: члена Правления с 1957 года, секретаря Правления с 1962 по 1974 год и первого секретаря Правления Союза композиторов РСФСР с 1968 по 1973 год.

Он также был депутатом Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X и XI созывов.

Личная жизнь.

Находясь ещё в студенческом возрасте, композитор Георгий Васильевич Свиридов заключил брак с пианисткой Валентиной Токаревой. В 1940 году у них родился сын Сергей. Однако этот союз был недолгим, и уже в 1944 году композитор оставил семью ради юной Аглаи Корниенко. Через четыре года, в 1948 году, родился второй сын, Георгий-младший. Сразу после его рождения Георгий Васильевич перебрался к своей третьей супруге Эльзе Густавовне Клазер.

К сожалению, композитор пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в шестнадцатилетнем возрасте, что привело к первому инфаркту у Свиридова. Младший сын Георгий скончался от хронического заболевания 30 декабря 1997 года. Его супруга планировала сообщить композитору об этой утрате после того, как он восстановится после недавнего инфаркта. Однако через неделю после смерти сына, 6 января 1998 года, Георгий Васильевич Свиридов скончался.

Смерть и наследие.

В последние годы жизни композитор испытывал серьёзные проблемы со здоровьем. 6 января 1998 года он скончался в Москве вследствие обширного инфаркта. Прощание с композитором состоялось 9 января в Москве. После отпевания в Храме Христа Спасителя он был погребён на Новодевичьем кладбище.

Композитор начал свою творческую деятельность в 1935 году с создания цикла лирических романсов на стихи А.С. Пушкина, который принес ему широкую известность.

В период обучения в Ленинградской консерватории (1936-1941) он активно экспериментировал с различными жанрами и формами композиции. В этот период им были созданы Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфония № 1 (1937) и камерная симфония для струнных инструментов (1940).

Ранние произведения Свиридова демонстрировали влияние классической и романтической музыки, в частности, немецких романтиков. Позднее его творчество стало отражать воздействие учителя - Д.Д. Шостаковича, однако в некоторых работах, например, в Первой партите для фортепиано, прослеживается интерес к музыкальному языку П. Хиндемита.

Начиная с середины 1950-х годов Свиридов сформировал свой уникальный стиль и стремился к созданию произведений, проникнутых исключительно русским духом. Зима была его любимым временем года, которое он считал периодом наибольшего проявления сущности России. Вдохновляясь северными зимами, композитор с особым мастерством воплощал их красоту и свежесть в своих музыкальных произведениях.

Творческое наследие композитора тесно связано с его родиной, что нашло отражение в хоровом цикле «Курские песни». Данное произведение послужило основополагающим для формирования нового направления в русской музыке, получившего название «новая фольклорная волна», в рамках которой творили и представители «шестидесятнического» поколения, такие как Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие.

Несмотря на то, что музыка композитора долгое время оставалась малоизвестной за рубежом, в России она пользовалась огромным успехом у критиков и публики благодаря своей простоте и тонкости лирических мелодий, масштабности, мастерскому оркестровому письму и ярко выраженному национальному колориту.

Композитор последовательно развивал традиции русских классиков, в первую очередь М. П. Мусоргского, обогащая их достижениями XX века. В своем творчестве он использовал мотивы старинного канта, обрядовых напевов, знаменного пения, а также элементы современной городской массовой песни. Творчество характеризуется новизной, оригинальностью музыкального языка, совершенством формы, изысканной простотой, глубиной духовности и выразительностью.

Если вам было интересно – подпишитесь,чтобы следить за выходом новых постов.