«Деньги не растут на деревьях» — это старая мудрость, которую, похоже, проигнорировали американские политики 21-го века. Люди во всем мире и во все времена принимают решения, прежде всего, на основе жизненного опыта. Доллар США стал мировой резервной валютой после Второй мировой войны, которая уже почти восемьдесят лет назад. Практически нет никого у власти в американском правительстве или в ведущих учреждениях, кто сохранил бы живую память о периоде до этого.
Фактически, элитный статус американской валюты воспринимался как должное и подрывается политикой, которая создает инфляцию, а также санкциями, которые исключают другие страны из участия в глобальной экономике, в которой Америка доминирует посредством своих денег. Существует опасность, что постоянная эрозия может спровоцировать лавину, которая может привести к потере долларом своего статуса.
Это потрясет экономику США огромным ростом цен на потребительские товары, одновременно парализуя местные, региональные и федеральные органы власти, поскольку дефицитные расходы больше не будут возможны, если никто не будет покупать долг. В этом сценарии такие штаты, как Калифорния и Нью-Йорк, могут обратиться к федеральному правительству за какой-то помощью, в то время как более мелкие штаты с более сбалансированными бюджетами могут оказаться в затруднении, почему они должны платить по счету за чьи-то безрассудные траты, в которых они не участвовали, что, в свою очередь, может вызвать кризис единства среди Соединенных Штатов Америки.
Бреттон-Вудс
Фильм о Второй мировой войне «Флаги наших отцов» рассказывает историю о том, как выжившие на знаменитой фотографии поднятия флага на Иводзиме были возвращены в Соединенные Штаты, чтобы способствовать покупке военных облигаций, одновременно справляясь со своим собственным посттравматическим стрессовым расстройством и чувством вины за своих друзей, погибших в бою. В одной из сцен Бад Гербер, их куратор из Министерства финансов, объясняет, что им нужно продать военные облигации, потому что страна почти обанкротилась, а арабы, продающие нефть, принимают оплату только золотом.
До Второй мировой войны резервной валютой мира был британский фунт стерлингов, но его статус был значительно ослаблен как Первой, так и Второй мировой войной, поскольку стране нужно было тратить огромные суммы денег на финансирование своих военных усилий. Тем временем американцы стали их крупнейшими кредиторами, и богатства перетекли через Атлантику в Северную Америку, чтобы погасить их долги.
В 1944 году, когда исход войны был определённо победой союзников, представители сорока четырёх стран, работавших вместе над разгромом Оси, встретились в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, чтобы спланировать глобальную валютную политику для послевоенного порядка. В конце концов было решено, что все страны привяжут свою валюту к доллару США, а тот будет привязан к золоту по фиксированной цене тридцать пять долларов за чистую унцию.
Менее чем за тридцать лет эта система начала разваливаться, поскольку расходы правительства США резко возросли из-за политики «пушек и масла», начатой администрацией Джонсона, и истощения золотых резервов, поскольку иностранные государства обменивали свои доллары на золото. 15 августа 1971 года президент Никсон приостановил конвертируемость долларов в золото, что фактически положило конец золотому стандарту. Поскольку печатный станок казначейства больше не сдерживался, в 1970-х годах произошел всплеск высокой инфляции, который продолжался до 1980-х годов. Унция золота, которая стоила 35 долларов в 1971 году, сейчас стоит примерно 2500 долларов сегодня.
Несмотря на отказ от золотого стандарта, доллар США смог сохранить свое положение в последние пятьдесят лет благодаря экономической и военной мощи США в сочетании с нефтедолларом. Нефтедоллар устанавливает доллар США в качестве валюты, используемой на международном уровне при покупке «черного золота», также известного как нефть.
Торговый дефицит
Глобализованная торговля требует перемещения товаров между странами. В целом, это чистая выгода для мира, поскольку некоторые страны лучше производят определенные вещи, и их ресурсы лучше тратятся на эти начинания, при этом экспортируя свои излишки и используя эти доходы для импорта того, чего у них нет или что они не могут эффективно создать. В последний раз, когда у Соединенных Штатов был торговый профицит, то есть американцы экспортировали больше, чем импортировали, был 1975 год.
Теперь, чтобы импортировать товары, американцы должны иметь товар для торговли, потому что никто не раздает свои вещи бесплатно. То, что экспортируют Соединенные Штаты, — это их доллары, и им это сходит с рук, потому что они являются мировой резервной валютой. Но огромная инфляция в сочетании с чрезмерным использованием санкций заставила некоторые страны — некоторые из них довольно большие и могущественные — искать альтернативы доллару.
Альянс БРИКС был создан специально для этой цели, хотя его члены еще не договорились об альтернативной валюте за годы с момента его основания. Частично то, что поддерживает доминирование доллара США, — это тот факт, что нет альтернативы, готовой заменить его. Однако были предположения, что золото, цена которого выросла на 25% в этом году, может быть этой альтернативой, и рост цен является отражением спроса со стороны других стран, покупающих его для наполнения своих центральных банков.
Огромные перерасходы правительства
Современная денежная теория (MMT) — идея о том, что деньги растут на деревьях, потому что мы можем просто печатать их, когда нам нужно, и использовать налоги и другие меры для контроля инфляции цен — была идеей 2010-х годов, которая приобрела популярность до безудержной инфляции цен, которая началась в 2021 году. За это десятилетие государственный долг США почти удвоился с 14,8 триллиона долларов до 27 триллионов долларов. Этот огромный рост заимствований стал возможен благодаря Федеральному резерву. Они создали деньги из воздуха и выкупили долг у правительства с помощью политики, называемой количественным смягчением (QE). В настоящее время, в 2024 году, долг составляет более 35 триллионов долларов и растет экспоненциально с каждым годом.
И не только федеральное правительство тратит больше, чем имеет. У каждого штата в союзе есть долг. Но большая разница между ними в размере этого долга. По состоянию на 2021 год Калифорния имеет более 500 миллиардов долларов в минусе, в то время как у десяти других штатов долг составлял менее 10 миллиардов долларов. Если Калифорния получит федеральную помощь из-за своего неэффективного управления, то, теоретически, налогоплательщики в штатах с меньшими долгами будут платить цену.
Растущие разногласия
Во время Гражданской войны в США страна была в значительной степени разделена на густонаселенный и промышленный Север и рабовладельческий, сельский и аграрный Юг. В последующие десятилетия мы стали свидетелями того, как Америка стала более единой нацией, поскольку достижения в области коммуникаций и транспорта облегчили возможность путешествовать по этой большой стране. Но в 21 веке мы начинаем видеть новый раскол в союзе между красными и синими штатами.
Синие штаты контролируются Демократической партией и имеют более крупные правительства с большими расходами. В последние годы мы наблюдали миграцию граждан из этих штатов в другие штаты страны. Эти люди, как правило, склоняются к республиканцам, и их потеря увеличила влияние демократов в синих штатах, а также увеличила влияние республиканцев в красных штатах, куда они переезжают, поскольку меняется избирательная база. Фиолетовых штатов становится все меньше и меньше, и сейчас настал момент, когда кандидаты в президенты едут только в несколько штатов для проведения агитации, потому что другие штаты защищены перед выборами благодаря растущей партийности.
Компании также покидают синие штаты и переходят в красные. Когда-то Калифорния была экономическим лидером в стране, но теперь многие компании, такие как Tesla и Chevron, переезжают в Техас, где правительственный климат более дружелюбен. Многие финансовые компании из Нью-Йорка также переехали во Флориду, поскольку там налоговое бремя намного ниже, что позволяет им сохранять большую часть своих денег.
Грядущий кризис
Губернатор Нью-Йорка Кэти Хоукул сказала избирателям-республиканцам в ее штате переезжать во Флориду, если они недовольны тем, как демократическая партия управляет штатом под ее руководством, и многие приняли ее предложение. Весьма вероятно, что она бы проиграла свою попытку переизбрания в 2022 году, если бы так много республиканцев не покинули штат с тех пор, как она пришла к власти. И хотя это укрепляет ее и избирательную базу ее партии, это ослабляет налоговую базу казначейства штата.
По мере смещения экономической мощи дефициты «синих» штатов, таких как Калифорния, Нью-Йорк и Иллинойс, будут только увеличиваться. И если доллар перестанет приниматься производителями в других странах для оплаты, то торговый дефицит превратится в нехватку товаров, произведенных за рубежом. Сокращение поставок приведет к росту цен.
Способность создавать деньги из воздуха потеряет свою магию, поскольку эти деньги станут почти бесполезными в качестве формы платежа. Каждый в Америке почувствует боль, и когда люди борются, они менее способны и хотят помогать другим, особенно когда они винят неконтролируемые траты некоторых в затруднительном положении, в котором находятся все. Опасность для Соединенных Штатов Америки весьма реальна, но она также поправима, хотя это будет нелегко, и для этого потребуются лидеры, которые не боятся принимать сложные решения, а не откладывать их на потом.
Подписывайтесь на канал PRO ИНВЕСТИЦИИ