Автор статьи прочитал книгу, в которой литературовед и психиатр разбираются, как Джульетта стала жертвой нарцисса-неудачника и почему Ван Хельсинг - на самом деле психопат.
Предупреждение: книга не рекомендуется детям, так как в ней наряду с прочими анализируются романы категории 18+, а также поднимаются темы и рассматриваются вопросы, которые могут оказаться для них неподходящими из-за их возраста.
Книга "Герои книг на приеме у психотерапевта" написана немецким литературоведом и романисткой Андреа Боттлингер в дуэте с практикующим психотерапевтом Клаудией Хохбрунн, на протяжении многих лет работавшей в психиатрических клиниках. Что это - настоящая находка для книголюбов, увлекающихся литературной критикой и одновременно психологией, или продукт грамотного маркетинга, не стоящий внимания?
Кто герои
Авторы любезно приглашают читателей прогуляться с врачом-психиатром по страницам литературных произведений и предлагают уложить на кушетку психотерапевта знаменитых персонажей Шекспира, Гете, Брэма Стокера, Кафки, Маргарет Митчелл и многих других известных книжных личностей... Психоанализу подверглись как персонажи, созданные еще во времена Античности и Средневековья, так и современные литературные герои - любимый плохиш и недруг Гарри Поттера Драко Малфой, скромница Белла из вампирской саги "Сумерек"(16+), а также ее аналог - Анастейша из откровенного романа "50 оттенков Серого" (18+).
Конечно, без замечаний со стороны филологов не обошлось: ведь основная аудитория книги - те самые литературоведы. И они сразу заметили, что авторы прошлись лишь по верхам мировой литературы. Сразу бросается в глаза тот факт, что персонажи русской классической литературы в книге вообще не рассматриваются, что не очень объективно. Ведь наша литература считается самой депрессивной в мире. Следовательно, именно ее герои в первую очередь нуждаются в психотерапии. Хотя бы одного можно было бы попробовать "вылечить".
Другой ощутимый минус - отсутствие харизматичных персонажей с явными психическими проблемами, созданных Чарльзом Диккенсом и Джеком Лондоном. Обезумевшая мисс Хэвишем из "Больших надежд" Диккенса с ее психологической травмой после предательства жениха и разочарованный в своем идеале Мартин Иден Джека Лондона, решивший справиться с внутренними противоречиями трагическим способом, безусловно, нуждались бы в психотерапевтической помощи. Но о данных героях авторы даже не упоминают, вместо этого уделяют больше внимание массовым произведениям, известным широкой нелитературной публике.
Реальное лечение или пустая болтовня?
Складывается впечатление, что авторы сконцентрировались не на глубине психологического анализа литературных героев, а задаче в первую очередь рассмотреть сквозь призму литературы как можно больше психологических проблем, с которыми обращаются к специалисту люди. Среди вопросов - принятие внутреннего ребенка, ответственность за свою жизнь, влияние родителей на формирование личности детей. Кроме того, авторы обсуждают в книге темы необходимости излишнего контроля и наслаждения жизнью.
Однако некоторые произведения оказываются настолько необъятны для подробного изучения психотерапевтом, что основную часть работы на себя в этом случае берет литературовед. И тогда читатель получает преимущественно подробный литературный пересказ сюжета, а от психологии остается только краткий диагноз героя или озвученная проблема, которая рассматривается в произведении. Безусловно, такие погрешности единичны, но все же есть. Особенно от этого пострадал раздел про Карла Мая - писателя, создававшего истории о Диком Западе. Кроме открытого диалога героев с врагами увлекающемуся психологией читателю взять больше здесь нечего.
К счастью, в большинстве разделов пересказ служит полезным дополнением тем читателям, которые знакомы с произведением, но забыли его содержание, а некоторые части написаны настолько профессионально, что даже без чтения произведения понимаешь, с какими психологическими проблемами обратились бы герои к психотерапевту. Мастерство, с которым специалист их анализирует, помогает читателю заглянуть и в собственную душу.
Эшли обладает чертами зависимой личности и использует других людей в качестве опоры. Он боится отвержения и конфликта, также испытывает трудности с самостоятельным принятием решений...
Раздел "Унесенные ветром".
Разделы, которые потрясают
Невозможно не обратить внимание на статьи в книге, в которых рассматриваются характеры Ромео и Джульетты, Вертера. Психологический же анализ короля Артура, Дракулы и Шерлока Холмса предлагает нам и вовсе новый взгляд на знакомых героев. Что же особенно впечатляет?
1. Развенчивается миф о величайшей любви Ромео и Джульетты.
Авторы характеризуют отношения знаменитой пары подростков как нездоровые. Ромео называют нарциссом с низкой самооценкой, для которого любовь к Джульетте - способ компенсировать свою прежнюю неудачу. Джульетта признается эмоционально нестабильной личностью, которая и может стать жертвой нарцисса. При этом, по мнению психотерапевта, оба находятся во власти иллюзий и ищут недостижимый идеал. А такие отношения в долгосрочной перспективе не надежны - их может спасти только расстояние... или, как и писал Шекспир, смерть. О каком идеале любви может быть речь?
2. Вертера сравнивают с современными эмо.
Герою Гете с депрессивной структурой личности психотерапевт шансов на исцеление не дает. По мнению специалиста, Вертер относится к таким людям, которые, несмотря на все усилия психотерапевта, решает внутренние конфликты уходом из жизни. Тот факт, что Клаудия Хохбрунн не относится к данному герою как к живому человеку, вызывает, конечно, вопросы. Ведь человек с неразрешенным конфликтом близости и дистанции, может прийти на консультацию и сейчас. Тем более что зачастую психологические проблемы оказываются вызваны нездоровыми отношениями с родителями и последующим поиском идеала для романтических отношений. Почему нельзя помочь Вертеру наладить отношения с самим собой и дать ему возможность стать сильной личностью, остается читателю непонятным. Создается впечатление, что психотерапевт отказался от своего пациента, хотя и поставил ему точный диагноз. Хорошо, что Вертер - всего лишь вымышленный персонаж.
3. Артур не всегда ведет себя по-рыцарски.
Психотерапевт анализирует характер знаменитого короля Артура, преимущественно опираясь на факты, изложенные в его истории. Но особенно обращаешь внимание на упомянутый момент его равнодушия к супруге Гвиневре, вызванное непониманием женщин из-за отсутствия здоровых отношений с матерью. Описанное разрушает привычный нам образ героического рыцаря в лице Артура, который оценивается психотерапевтом как человек без характера, не способный противостоять ударам судьбы. Подобный психоанализ произведения несколько лишает очарования истории, которые формируют мышление поколений. Поэтому, если вы не читали произведения о короле Артуре, рекомендуем сначала ознакомиться с ними отдельно от данных литературных критиков.
4. Дракуле можно лишь посочувствовать.
На взаимоотношения со знаменитым вампиром авторы книги предлагают по-настоящему интересный взгляд. Читатели благодаря массовой культуре и кино привыкли считать, что Дракула - зло, а Ван Хельсинг - герой, избавляющий мир от этого зла. С точки зрения психотерапевта все оказывается наоборот: если бы персонажи просто сели и поговорили, все можно было бы разрешить мирным путем, но граф Дракула оказывается непонятой жертвой ксенофобии, которая приводит к дискриминации и дальнейшему его уничтожению. Притом, что вампир характеризуется как существо, спасающее человека и дающее ему вторую жизнь, тогда как доктор Ван Хельсинг описывается как безумец, проводящий свои медицинские эксперименты, не задумываясь о последствиях для людей.
5. Шерлок Холмс - аутист с синдромом Аспергера
Тот факт, что знаменитый сыщик с острым умом, сейчас вполне мог бы считаться неполноценным членом общества, читателей несомненно удивит. Авторы заостряют внимание на диагнозе Холмса, чтобы подчеркнуть, что его умение тонко подмечать детали помогает ему умело выстраивать образ личности человека, что несколько сглаживает трудности с правильным толкованием выражения лица собеседника и, соответственно, его понимание.
Также современных читателей, безусловно, заинтересует и психологическая трактовка личности Ватсона, очарованного изобретательностью друга, но не способного брать на себя ответственность за свою жизнь.
Итог: оценка 4 из 5. В целом книга, с одной стороны, поддерживает интерес читателей к мировой литературе, а также литературной критике, с другой стороны, поощряет желание читателей разбираться как в психологии персонажа, так и в собственной психике, пусть и на примерах вымышленных героев. А подобные знания будут полезны в наше время всегда. Прежде чем записываться на очередной сеанс к психотерапевту, попробуйте прочитать эту книгу: вдруг вашу проблему уже нашли у знаменитого персонажа и дали ему рецепт для работы над собой?
P.S. Автор статьи уверен: книга обязательно понравится читателям, которые увлекаются одновременно литературой и психологией, и вдохновит на новые исследования и поиски - как литературные, так и личностные.
Каких персонажей рассматривают еще авторы
- "Царь Эдип" Софокла
- Грэгор Замза ("Превращение")
- "Пеппи Длинный чулок" Астрид Линдгрен
- "Момо" Михаэля Энде
- Также в книге рассматриваются персонажи произведения "Имя розы" Умберто Эко.
А вы читали книгу "Герои книг на приеме у психотерапевта"? Считаете ли ее серьезным исследованием? Согласны ли с поставленными персонажам диагнозами? Делитесь своим мнением в комментариях.
#психотерапия #психология #литература #критика #анализ #дракула #корольартур #ромеоиджульетта #унесенныеветром #вертер #страданияюноговертера #шерлокхолмс
Если вам понравилась эта статья, возможно, вам будет также интересно:
Если вы ищите ироничный роман о психологических проблемах, то вам понравится:
Любителей триллеров может увлечь: