В Печорах мы остановились рядом с Октябрьской площадью, и сразу пошли обедать в «Скатерть-самобранку». Надо заметить, что грибы и рыба присутствовали во всех точках общепита, где мы побывали во время короткого путешествия по Псковской земле.
У входа в монастырь нас встретил экскурсовод (без экскурсии в пещеры не пускают). Первое сильное впечатление – это памятник подвижникам обители. Слушала в пол-уха, потому что глаз не могла отвести от скульптур. Старцы отчитывали бесноватых. Последний старец Андриан «отошел к Господу» в конце 90-х.
От скульптуры отправились на смотровую площадку. Монастырь находится на капитальной реставрации, которая продлится еще около двух лет, но мощные стены и грозные башни не скрыть строительными лесами и масштабными работами.
Петр I и здесь оставил свой след. Россия начинала битву за выход в Балтику, в монастырь прибыл князь Щербатов для возведения земляных укреплений вокруг Печерской крепости. Дважды гарнизон крепости вместе с монахами отразил атаки шведов.
У входа на территорию обители все женщины повязали платки и надели юбки, лежащие на столе под Петровской башней (Святыми воротами). Во время реставрации в башне обнаружили бойницы, Петр готовился к любому развитию событий.
Напротив Михайловского собора слушали легенду об Иване Грозном и преподобном Корнилии, а я смотрела на церковь Николы Ратного. Она такая же, как все храмы Пскова, - неброская, без тщательной отделки, готова принять любого.
В Никольской башне пропустила очередной фрагмент рассказа гида, - смотрела на иконы, написанные монастырской братией, пламя свечей и усердно молящихся молодых женщин. Говорят, что иконы Богородицы помогают устроить семейную жизнь.
Впереди лежал «кровавый путь» по которому раскаявшийся Иван IV нес обезглавленное тело Корнилия. Историю и легенды о Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре можно прочитать на официальном сайте обители.
В конце дорожки Успенская церковь - необыкновенное зрелище, в мягком солнечном свете пять куполов на скате крыше, левее большая звонница, видевшие царей, императриц, захватчиков, годы расцвета и притеснений.
Другой фасад храма гора, - по преданию в конце 14 века охотники из Изборска под корнями дерева увидели вход в пещеру. Основали монастырь отец Иоан и его жена Мария (в монашестве Васса). Супруги расширили пещеру и обустроили в ней маленькую церковь, позднее монахи выкопали «великую». В наши дни на этом месте стоит Успенский храм поверх которого в 18 веке построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
«Принято считать, что название Печоры произошло от старорусского слова печеры – то есть пещеры, которыми знамениты эти места. В 1472 году это был посад при Псково-Печерском монастыре, а в 1782-м поселение получило статус города».
За время своего 550-летнего существования монастырь никогда не закрывался. Гражданская и Великая Отечественная были для всех тяжелым испытанием, но монахи не только молились и сохраняли монастырь, но и помогали престарелым и военнопленным.
В 44-м нацисты вывезли драгоценные предметы Ризницы в Ригу. Возвратились ценности в обитель только в 70-х, Тарту вернул древние рукописи в начале 90-х.
Говорят, что Господь не любит боязливых, наместник Псково-Печерского монастыря Алипий – Иван Михайлович Воронов, прошел ВОВ танкистом и больше десяти лет держал оборону монастыря.
В начале 60-х Хрущев приступил к закрытию храмов и обителей, в Печерский монастырь приезжала одна проверка за другой, очередной комиссии отец Алипий заявил:
«У меня половина братии - фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь - какая здесь дислокация. Танки не пройдут. Вы сможете нас взять только с неба, авиацией».
Вот какими были советские архимандриты и мракобесы, прошедшие путь от Берлина до Москвы.
Рядом с домом настоятеля отреставрированный Лазаревский храм, которому вернули исторический облик 18 века. Здесь по традиции читается неусыпаемый псалтырь. Из века в век без перерыва, круглые сутки монахи меняя друг друга поминают воцерковленных людей.
Поднявшись по ступеням, мы вошли в Успенский пещерный храм, с которого и началась история монастыря. Узкие проходы, маленькие помещения, но ощущения тесноты и духоты не было. Здесь, действительно, другой мир и смыслы.
Известная икона «Успения Пресвятой Богородицы» большого впечатления не произвела, а список иконы Божией Матери «Умиление» увидела сразу.
Далее нам несколько раз повторили, что двигаться надо по одному и по правой стороне, и мы вошли в ближние пещеры. Здесь в простых гробах покоятся мощи преподобных Вассы и Ионы – основателей монастыря; Лазаря, Марка. У изголовья Лазаря на стене прикреплена кандалы, весом около 12 кг, которые носил преподобный.
Я не любитель таких мест, но в «Богом заданных пещерах» было спокойно, будто кто-то окутал мягким покровом. Не фотографировала, - показалось неуместным.
В дальних пещерах мы не были, чтобы в них попасть надо заранее подать прошение на сайте монастыря. Пускают ограниченное число групп. Не уверена, что есть необходимость тревожить десятки тысяч усопших. По традиции гробы «отошедших к Господу» оставляют на поверхности, тлена нет. Одно время в галереях погребали только монахов, позднее появились захоронения предков Пушкина, Кутузова, воинов, сражавшихся за монастырь, благотворителей.
Хотелось остаться на территории монастыря, посидеть на скамейке у Михайловского собора, но муж торопил, опасаясь пробок. До Луги мы доехали быстро, после Мшинской движение замедлилось из-за ремонта трассы. Обратная дорога заняла 6 часов.
В 2-х км от Эстонской границы остался Печерский монастырь, в котором живут и трудятся около 100 монахов и иноков; встают в 5 утра, молятся, не едят мясо, соблюдают посты; у каждого свое послушание: работы в мастерских, на кухне, участие в ремонтных работах.
Спасибо, что прочитали!