Найти в Дзене
Pherecyde

Знаменитый удар Жарнака

В то время как удар Баклановского считается проявлением огромной силы и исключительного мастерства (в конце концов, разделить человека пополам не так-то просто!), удар Фрайера часто воспринимается как демонстрация хитрости и обмана. Однако на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется.

В Средние века дуэльный кодекс предписывал строгие «правила боя», то есть противники должны были придерживаться определенных моральных и этических норм. Секунданты назначались для того, чтобы поединок следовал этим правилам, без неожиданных поворотов и подковерных тактик.

Однако даже в те времена, когда дуэли проводились в рамках общепринятых норм, всегда находились те, кто добивался победы менее традиционными способами, часто пренебрегая установленными правилами. Однако это можно было расценить не как хитрость, а скорее как иное толкование дуэльного кодекса.

Яркий пример можно привести из романа Александра Дюма «Графиня Монсоро», где король Генрих III, напутствуя своих друзей перед дуэлью с Анжевинами, предостерегает их от следования по стопам некоего Жарнака:

«Друзья мои, помните, что Жарнак перед дуэлью всегда обязательно исповедовался и причащался». Ла Шатеньери был искусным фехтовальщиком, но перед поединком он предавался пирам, праздникам и женщинам - страшный грех! Если бы он не искушал судьбу, Бог мог бы улыбнуться его молодости, красоте и силе. Но в конце концов Жарнак убил его».

Так что же именно произошло с Жарнаком? И почему его поведение считалось сомнительным?

Под переворотом Жарнака понимается внезапный и часто несильный удар сзади по колену, направленный на разрыв сухожилий. Почему этот прием так тесно связан с Жарнаком - вопрос для историков вроде Штиглера, ведь многие другие «недобросовестные» фехтовальщики выполняли подобные приемы во времена Жарнака, а также до и после него. Среди итальянских фехтовальщиков этот прием был известен как Ridoppio Falso Manco- восходящий удар с левой стороны вдоль определенной линии фехтования (riverso ridoppio). Хотя технические детали несколько туманны, именно так он записан в руководствах по фехтованию.

-2

Сам Жарнак обучался у итальянского мастера, капитана Чезаре, так что нелестная репутация этого удара, возможно, скорее итальянское, чем французское наследие.

Дюма лишь вскользь упоминает о предполагаемом предательстве Жарнака, но вот что произошло на самом деле:

Ги I де Шабо, сеньор де Жарнак (1514-1584), был французским придворным, солдатом и губернатором.

Во время правления короля Франциска I он оказался втянут в скандал: его обвинили в любовной связи с мачехой, Мадлен де Пюгийон, - обвинение было равносильно кровосмешению. Чтобы защитить свою честь, Жарнак вызвал на дуэль источника этих слухов, Франсуа де Вивонна, сеньора де Ла-Шатенери. Поначалу король отклонил вызов, поскольку Ла Шатеньери был его другом детства и одним из самых грозных фехтовальщиков Франции, в то время как Жарнак был гораздо менее искусен. Однако Жарнак был родственником фаворитки короля, герцогини д'Этамп, поэтому Франциск I поначалу колебался, принимать ли ему чью-либо сторону.

Франциск I
Франциск I

В конце концов, король дал свое согласие, и 10 июля 1547 года состоялась знаменитая дуэль.

Жарнак настоял на том, чтобы оба дуэлянта надели тяжелые доспехи на левую руку. Хотя это должно было обеспечить защиту, это поставило Ла Шатеньери в невыгодное положение, поскольку он все еще восстанавливался после военной травмы. Он никак не мог отказаться, не потеряв лица.

Перед началом поединка оба бойца поклялись на Евангелиях, что сражаются во имя истины и что ни на одном из них нет никаких магических чар.

Поначалу бой казался равным, ни один из бойцов не нанес ни одного сильного удара. Но затем Жарнак притворился, нанеся обманный удар в голову Ла Шатеньери. Когда его противник поднял руки для защиты, Жарнак нанес стремительный удар в заднюю часть колена.

Хотя рана была незначительной, ее оказалось достаточно, чтобы Ла Шатеньерэ упал. Жарнак немедленно потребовал извинений и признания поражения.

Зрители, однако, были шокированы и ошеломлены таким поворотом событий. Даже Ла Шатенье отказался признать поражение, пытаясь встать и продолжить поединок. Жарнак мог бы прикончить его, но решил этого не делать, а вместо этого обезоружил его. Король, увидев это, остановил поединок.

-4

Особенно интересно то, что Жарнак, несмотря на то что нанес удар, который некоторые считали «бесчестным», был в значительной степени оправдан в своих действиях. Тем не менее, история, похоже, рисует его в несколько негативном свете, связывая его имя с победой, достигнутой сомнительными средствами. По общему мнению, победить должен был более сильный боец, Ла Шатеньери, несмотря на то, что он обидел Жарнака, распустив злобные сплетни. В глазах многих предполагаемая слабость Жарнака означала, что именно он должен был погибнуть. Однако события развивались совсем по-другому.

Похоже, когда король прибегал к идее божественной справедливости, он имел в виду совсем другое: по его мнению, справедливость заключалась в том, что враг, независимо от того, на чьей стороне правда, терпел поражение, а победителем становился тот, к кому благоволили, пусть даже обманным или бесчестным путем.

Интересно, что в дальнейшем Жарнак доказал свою доблесть в Итальянских войнах, а в 1559 году был назначен губернатором Ла-Рошели. Хотя он был протестантом, он оставался верен французской короне, что вызвало трения между ним и протестантским населением города.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.