А вы тоже каждый раз в театре думаете о том, почему оркестр играет из ямы? Кто туда посадил музыкантов и почему это стало революционной идеей для своего времени?
Где раньше сидели музыканты
В театрах раньше оркестр играл на сцене: если дело происходило в оперном театре, музыканты сидели рядом с исполнителем, но чаще они играли в глубине сцены за плотной шторой, а управлял всем действием дирижер, который единственный видел то, что происходит за и перед кулисами. Зрители же, будем честны, не очень хорошо слышали композиции, которые исполняли музыканты, поэтому часто от ширмы отказывались вовсе.
Все изменилось, когда свой «невидимый театр» представил именитый немецкий дирижер и композитор Рихард Вагнер. Он считал, что зрители не должны видеть оркестр, потому что он мешает тому, что происходит на сцене.
Итальянский композитор Верди тоже считал, что очень нелепо смотрятся музыканты в своих потертых фраках рядом с артистами в театральных костюмах.
Первый театр с оркестровой ямой появился в 1621 году благодаря проекту Джованни Алеотти — именно он стал архитектором театра Пезаро. Но впервые на практике оркестровую яму показал именно Вагнер на фестивале в 1876 году. В специально построенном Байрейтском театре знаменитый композитор играл свои произведения в сопровождении оркестра, который сидел в специальном углублении. Со всех зрительских мест, которые стояли полукругом, было хорошо видно сцену и отлично слышно оркестр. Эта новомодная идея понравилась всем, и уже в XIXвеке все театры стали строить с оркестровыми ямами.
Но почему музыканты в яме?
Изначально оркестр посадили в специальное углубление в театре, чтобы они не загораживали сцену и не отвлекали зрителей от артистов. Потом всех музыкантов пересадили за ширму, но из-за нее музыку было плохо слышно.
А со временем, когда композиторы стали придумывать произведения с применением множества инструмента, начал расширяться и оркестр. Оркестровая яма позволила расположить музыкантов так, чтобы они не мешали друг другу играть, а зрителям — любоваться тем, что происходит на сцене.
Сейчас все театры оборудованы для того, чтобы гости слышали все тонкости музыкальных композиций, сидя в разных уголках: насладиться мелодией можно и с первого ряда партера, и на последнем ряду балкона.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.