Недавние события вокруг Финляндии, в частности, ее отказ от нейтралитета и вступление в НАТО, а также открытая русофобская политика финского руководства вызывали оживленные дискуссии о пересмотре ряда исторических соглашений.
Именно такие предложения слышатся от депутатов Государственной думы. В фокусе внимания – Сайменский канал — важнейшая водная артерия, соединяющая финское озеро Саймен с Выборгским заливом Балтийского моря.
«Так как они (Финляндия – ред.) приняли решение о вступлении в НАТО, мы должны принять решение - они же отменили все поезда, все автобусы, а мы до сих пор… У нас есть Сайменский канал такой, который идет по нашей территории, который возит грузы в центр Финляндии. У нас есть запрет на перевозку грузов стран-членов НАТО… Мы подписали 50 лет назад это соглашение (по каналу – ред.), надо его денонсировать», — считает депутат ГД Калашников.
Политики, экспертное сообщество и простые россияне считают, что Россия, с учетом сложившихся обстоятельств, вправе забрать у финнов исконно русские территории.
Политолог Алексей Мухин справедливо указывает на тесную связь между уступками, сделанными Россией в отношении территорий, и нейтральным статусом Финляндии.
История канала и российско-финские отношения
Сайменский канал, построенный Российской Империей в 1856 году, изначально имел стратегическое значение для развития экономических и транспортных связей. Его протяженность — 57,3 километра, из которых 23,3 километра находятся на территории Финляндии.
Остальная часть канала арендуется финнами у России с 1960-х годов. Договор аренды, подписанный на выгодных для Финляндии условиях, действует до 2063 года.
Однако в последние годы отношения между Россией и Финляндией резко ухудшились. Более того, финская сторона активно пытается ухудшить отношения с Москвой, игнорируя последствия для своей экономики.
Закрытие пограничных переходов, прекращение железнодорожного и авиасообщения, запрет на движение российских прогулочных катеров по каналу, — все это приводит к значительным экономическим потерям для финской стороны.
Денонсация договора об аренде
В такой ситуации вопрос о денонсации старых советских соглашений, в том числе договора об аренде Сайменского канала, становится крайне актуальным. Госдума уже выразила свое мнение, предложив денонсировать соглашение.
«По мере ухудшения отношений России с какой-либо страной договоры, заключенные в период благожелательных отношений и имевшие смыслы в этой связи, могут пересматриваться. Было бы вполне естественно пересмотреть договор аренды Сайменского канала», - говорил первый зампред международного комитета Госдумы Дмитрий Новиков
Если Россия пойдет на денонсацию, то Финляндия столкнется с серьезными проблемами. Доступ к Балтийскому морю через Выборгский залив останется открытым для России, а вот финны не смогут использовать Сайменский канал без российского согласия.
Сегодня будущее канала непредсказуемо. Россия имеет право пересмотреть старые соглашения и денонсировать договор об аренде, если считает это необходимым. Однако важно помнить, что любые изменения в статусе канала будут иметь значительные последствия для обеих сторон. Необходимо учитывать не только юридические аспекты, но и политические, экономические и социальные последствия.
Ситуация с Сайменским каналом — наглядный пример того, как исторические соглашения могут стать предметом пересмотра в изменившихся политических условиях.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от решения России.
Как считаете, друзья, должна ли Россия денонсировать договор аренды Сайменского канала?