Нередко мне приходится слышать о сложностях, возникающих при записи музыки, в частности, барабанов. В основном, проблемы испытывают начинающие или имеющие небольшой опыт студийной работы барабанщики. Как правило, барабаны не звучат, как хотелось бы, уровень исполнения не удовлетворяет ни самого музыканта, ни группу, в общем, все остаются недовольны. Но ведь на репетициях все было здорово, всем нравилось, все качало, всех перло и даже демо-запись по игре намного круче студийного исполнения. Что же происходит на студии? Почему уходит живость и драйв? И как сделать так, чтобы не потерять то, что было на репетициях?
Начнем по порядку.
Итак, что происходит на студии? А происходит кардинальная смена почти всего, что обычно окружает барабанщика. Все непривычно, интерьер, инструмент, звук. Добавьте сюда ответственность момента, ведь записанное останется, и за свою игру не хочется краснеть. Вот и возникает стресс, мы ведь люди впечатлительные. И уже не до игры, руки трясутся, ничего не играется. Как же подготовить себя к записи?
Тренироваться, практиковаться. Как? Воспроизвести студийную ситуацию на репетиции. Во-первых, обязательно записывать все репетиции группы, желательно так, чтобы звук был разборчивым, без искажений, чтобы был баланс между инструментами. Есть немало репбаз в Москве, где за дополнительную плату записывают репетиции. Ок, нет лишних денег. Можно записываться на любой цифровой рекордер. Есть прекрасные девайсы от коомпаний Edirol, Sony, Zoom, эти устройства позволяют регулировать уровень записи, тем самым избегать лишней компрессии и искажений звука. Найдите место, где самый лучший звук, положите туда рекордер, и вперед! А если нет такого чудесного прибора, что делать? Тогда обратитесь на форум звукорежиссеров, думаю, там на тему записей репетиций в приемлемом качестве есть достаточно информации. В любом случае, записывать свою игру надо ОБЯЗАТЕЛЬНО. Кстати, и собственные индивидуальные занятия тоже. Очень помогает анализировать свое исполнение и работать над устранением недостатков и несовершенств.
Дальше. Играть в наушниках, в которых с помощью пульта смикшировать все инструменты, в том числе и барабаны, и клик, если необходимо. (О клике поговорим отдельно, чуть позже.) Кстати, многие барабанщики таким образом репетируют. Это весьма удобно. Баланс и громкость, тембральная окраска инструментов в этом случае в ваших руках, и на студии ощущение наушников на голове и звука в них уже не будут непривычными.
Третье. Незнакомый инструмент. Эта проблема немного сложнее. Ездить по разным местам и играть на разных барабанах, в принципе, можно. Но не всегда осуществимо. Поэтому несколько соображений на эту тему. Если у Вас профессиональный и подходящий для вашей музыки комплект тарелок, обязательно используйте его на записи. Возьмите вашу педаль, ваш малый барабан. В общем, то, к чему Вы привыкли. Естественно, это должны быть инструменты профессионального уровня, настроенные и хорошо звучащие. Однако сперва попробуйте поиграть на том, что стоит на студии. Как правило, профессиональные студии упакованы хорошими тарелками и барабанами. Если удобно, и звук Вас устраивает, прекрасно, ничего не надо переставлять, экономия времени. Если нет, попросите разрешения поставить ваш стаф. В большинстве случаев возражений не будет.
И вот тут очень важный момент. Для того, чтобы Вам было удобно играть на студии, Вы должны прекрасно знать и уметь быстро и точно выставить все высоты и углы наклона в ударной установке. Высота стула, высота и угол наклона малого барабана, угол наклона бас-барабана, высота и наклон томов и тарелок. Все это Вы должны определить для себя опытным путем на вашей репетиционной базе, и хорошенько запомнить (не можете запомнить, запишите). Насчет хай-хэта и тарелок есть отдельное замечание. Если они расположены близко к барабанам, то их звук будет лезть в микрофоны (хэт в микрофон малого барабана, тарелки в микрофоны томов). В таком случае зачастую следует просьба звукорежиссера поднять хэт и тарелки повыше. Неудобно? Да. Что делать? Заранее поиграть в такой расстановке, чтобы привыкнуть. Поиграть не пару-тройку раз, а пару-тройку недель.
Вот вкратце, так сказать, технические способы подготовиться к записи на студии. Теперь перейдем к более тонким материям.
Кроме наличия необходимого оборудования и инструмента, за которым Вы чувствуете себя комфортно, что еще необходимо для успешной записи? Уверенность в исполнении, правильный эмоциональный настрой и физическая бодрость. Ну, как быть бодрым и свежим, каждый знает довольно хорошо. В день записи желательно быть выспавшимся, ни в коем случае не с похмелья, конечно, трезвым. И сытым. Но не объевшимся.
Не помешает перед сессией разминка для рук и ног, растяжка или какие-то еще упражнения для приведения себя в тонус. Кстати, разогреться нелишне и с психологической точки зрения, привычные движения помогают справиться с лишним волнением и мандражом.
А где взять уверенность? Ведь уверенность в себе (не путать с самоуверенностью и апломбом) делает вашу игру уверенной и маститой, звук мощнее и красивее, время более упругим, а грув более глубоким. Так где же источник этой уверенности? А в ваших индивидуальных занятиях и в коллективных репетициях. И чем больше этих занятий и репетиций, тем глубже уверенность в своих силах. Поэтому материал должен быть вызубрен назубок, на студии вспоминать форму или какие-то синкопы - последнее дело. (Конечно, профессиональные студийные барабанщики иногда вообще играют сразу с листа, не имея представления о песне в целом. Но у нас речь не о них). И, конечно, партия барабанов должна быть заранее выверена (для того мы репетиции и записывали) и, желательно, выучена до мельчайших деталей.
И вот теперь, когда Вам комфортно, и Вы уверены в своих силах, и баланс в наушниках отстроен, сделайте глубокий вдох и настройте себя эмоционально для исполнения МУЗЫКИ!
Но на этом я не заканчиваю, потому что это не все. Во время записи старайтесь играть с тем же мышечным усилием, к какому Вы привыкли. Не стоит слишком вколачивать, хотя и гладить барабаны не надо. Играйте свободно, не ограничивая свои движения, старайтесь попасть в то же состояние (и эмоционально и физиологически), что и на репетициях, на тех репетициях, когда песни уже звучали красиво и уверенно.
Еще несколько мыслей на данную тему. Предположим, ваш исполнительский уровень пока не соответствует требованиям студийного качества. А записываться надо через месяц, например. Тогда имеет смысл сосредоточиться только на тех произведениях, которые надо будет записать. Обязательно определиться с темпом, и методично играть только эти вещи, уделяя максимум времени тому, что хуже всего получается.
Короче говоря, отрабатывать все нюансы исполнения (время, подача, грув, звук, заполнения, динамика, акценты, громкостной баланс между частями ударной установки). Заниматься и с группой, и почаще, и, конечно, индивидуально. В условиях дефицита времени невозможно освоить все детали, имеющие отношение к определенному стилю драмминга, но тщательно отработать то, что нужно в конкретной песне (пьесе), вполне реально. При возникновении трудностей обратитесь за помощью к преподавателю или к более опытному барабанщику. И не забывайте все записывать и внимательно слушать! Если что-то сыграть хорошо так и не удается, лучше упростить партию барабанов. Лучше сыграть пусть и несложно и не быстро, зато качественно и музыкально, музыка от этого только выиграет. Конечно, надо этот вопрос согласовать с группой и, в первую очередь, с автором материала. Кстати, при сочинении своей партии, и, в особенности, брэйков (сбивок, заполнений) обязательно учитывайте вокальную партию, а не только басовую и гитарную. Чтобы потом не услышать вопль певца: "Ты зачем, такой-сякой, своими томами мой текст заглушил?"
Теперь о том, записываться ли всем вместе или по отдельности. Это очень индивидуально. Если группа отлично сыграна, все уверены в себе и друг в друге, если материал "отскакивает от зубов", то одновременная запись всей группы приносит отличные результаты. При этом необходимы опыт студийной работы и приличный профессиональный уровень. Однако наша ситуация подразумевает барабанщика (группу) с небольшим опытом (или вообще без такового). Попробовать, конечно, можно. Ведь вместе играть вроде бы удобнее. Но, как правило, из-за ошибок и погрешностей какие-либо партии приходится переписывать. Поэтому практически вся музыка сейчас записывается по очереди, сначала барабанщик, потом басист, и далее по списку. Это экономит время, за которое группа платит свои деньги (опять-таки, если есть желание и возможность, пробуйте все варианты).
А сейчас очень важное для барабанщиков. Когда Вы записываете свою партию, со всеми сразу или по отдельности, настоятельно попросите остальных музыкантов играть максимально добросовестно, как будто их тоже записывают. Хорошо, кстати, чтобы при этом еще и звучала вокальная партия. Тогда легче будет сыграть вещь так, как нужно. К тому же, это честно, Вы же сейчас стараетесь для всех (и для музыки, кстати, главным образом), пусть и они уж постараются, а не играют для отмазки. Лично я сталкивался с ситуациями, когда при записи барабанов остальные музыканты, которых должны были записывать потом, играли, не особо стараясь, и мне из-за этого было довольно сложно и в смысле грува, и в смысле времени. А при отсутствии вокальной партии вообще было непонятно, как играть заполнения, например. Так что не стесняйтесь, и требуйте ответственного подхода к записи от всей группы.
И напоследок о клике-метрономе. Современная студия звукозаписи немыслима без него. Существует два взгляда на этот вопрос. Одни считают, что клик вреден, он убивает живость в музыке, что пропадает дыхание, а другие, наоборот, рассматривают метроном в качестве помощника, и настаивают на его необходимости. Чью точку зрения принять? Мне кажется, что истина, как обычно, посередине. Надо прежде сказать, что я вообще клик вредным не считаю, и его адекватное применение только приветствую. Когда же он нужен? При индивидуальных занятиях, безусловно. При исполнении упражнений метроном необходим, чтобы отслеживать свое продвижение в скорости. КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ НАЧИНАЙТЕ В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ (40-60 bpm), И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К БОЛЕЕ БЫСТРОМУ ТЕМПУ, ЕСЛИ ПРЕДЫДУЩИЙ ТЕМП НЕ ОСВОЕН ДОСКОНАЛЬНО, ТО ЕСТЬ ПОКА УПРАЖНЕНИЕ НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ СВОБОДНО И ЛЕГКО, РОВНО РИТМИЧЕСКИ И С ТРЕБУЕМОЙ ДИНАМИКОЙ (правильное исполнение акцентов). НАИЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ - КОГДА УПРАЖНЕНИЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ УПРАЖНЕНИЕМ, А СТАНОВИТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФРАЗОЙ. Конечно, все время заниматься с метрономом не следует. Я бы рекомендовал половину времени заниматься с кликом, а половину без него. Как поделить время, дело личное. Можно каждое занятие разделить пополам, а можно один день заниматься с метром, а другой - без.
Еще одна область применения клика - это проверка темпа перед исполнением произведения на концерте (не все и не всегда железно помнят темпы всех вещей). Таким способом пользуется Стив Гэдд, например. И еще очень много барабанщиков, и зарубежных, и наших. Лично я тоже перед каждой вещью сверяю свои ощущения с кликом (хоть я и помню темпы, но все же ошибки возможны, и лучше их избежать).
Играть ли с кликом на концерте, каждый решает сам (или вместе с группой). Если группа не возражает и чувствует себя комфортно, то и барабанщику, в общем-то, удобнее играть с метрономом. По крайней мере, его никто уже не сможет упрекнуть, что темп был неправильный, или что он загнал или замедлил ритм. Конечно, некоторые жанры несовместимы с кликом. Но большинство видов современной музыки сочиняется, записывается и потом исполняется на концертах под метроном. Не вижу в этом ничего плохого, музыка от этого не страдает, дыхание и живость не пропадают, грув на месте, тем более время.
Так что на студии придется записываться с кликом. Так удобнее потом при редактировании записи. Опять-таки, если вы не играете джаз или классику, то метроном будет 100%. Так что к нему надо привыкать. И приучать всю группу к тому, что барабанщик играет с метрономом. Но будьте осторожны, не становитесь зависимым от внешнего ориентира времени. Так что, если использовать сей прибор в меру, то будет польза.
Хотя лучше все же играть без клика, поддерживая время всей группой, а не сваливая эту задачу только на барабанщика, как это нередко бывает. Лишь те вещи, которые реально без клика разваливаются, нужно играть с ним. Но обязательно время от времени пробовать его выключить, чтобы в какой-то момент почувствовать, что группа больше в метрономе не нуждается. Так, кстати, можно делать с новыми вещами в репертуаре. В общем, клик - это инструмент, и в соответствии с тем, как его использовать, он может принести как пользу, так и вред.
Завершить хочу вот чем. Главное - музыка, а не чьи-то представления о том, что нужно и полезно, а что вредно и не нужно. И правило здесь одно - если это звучит красиво, значит, это правильно и хорошо. С метрономом или без, по правилам или против оных, если это искренне, от сердца, с любовью и страстью, то это и есть то, для чего мы живем - музыка и творчество.