Найти тему

Устали от бесконечного повторения материала? Как помочь ребёнку с нарушением речи перевести информацию и умения в прочные знания и навыки

Оглавление

Мозг очень "недоверчив". Его нужно регулярно убеждать, что нам требуются те или иные навыки. Находясь в режиме колоссальной энергозатратности на поддержание стабильных нейронных связей, наш суперкомпьютер постоянно ищет, нельзя ли сбросить невостребованное.

При обнаружении неактуальной информации, она переводится в разряд имеющегося, но хорошо забытого содержания.

"Убедить" мозг в том, что нам нужны те или иные навыки, можно только через периодическую актуализацию.

Это в полной мере относится и к речи.

  • Востребован этот словарь?
  • А эта грамматическая норма точно так уж необходима?

🤔 Кажется, никто этим давно не пользовался. Уберëм-ка подальше.

Наш мозг отслеживает огромное количество безусловных рефлексов, невообразимый объем биохимии и биофизики.

Мы с вами понятия не имеем, как нейромедиа́торы осуществляют передачу электрохимического импульса от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, а также, например, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам. Полагаю, даже учёные, которые знают все эти слова не понаслышке, всё равно не в курсе, что там все-таки происходит.

А мозг знает и руководит этим! Это наша биологическая жизнь. Она на первом месте по важности.

Поэтому все условные рефлексы так строго оцениваются по принципу "нужны - не нужны".

Спортсмен не возьмёт высоту, музыкант ноту без постоянного поддержания формы. А поздно заговорившие дети без конца нуждаются в повторении речевых умений.

При дизартрии довольно долго "сползают" звуки. Потому что тонкая настройка нервно-мышечного аппарата будет поддерживать сама себя только тогда, когда произношение звуков будет правильным всегда, а не от случая к случаю.

Верные артикуляторные уклады сами по себе будут являться тем стимулятором, который не даёт "засыпать" соответствующим нейронным связям.
Светлана даже на отдыхе ежедневно тренирует правильное произношение звуков.
Светлана даже на отдыхе ежедневно тренирует правильное произношение звуков.

При алалии всё ещё сложнее. В силу особенностей организации работы речевых зон мозга, связи там образуются долго и трудно. А удерживаются только хождением "по кругу" лексики, грамматики, фонетики и синтаксиса. Поэтому освоение языка при алалии сравнивают с изучением иностранной лингвистики во взрослом возрасте. Пока язык востребован, слова подбираются быстро, ошибки в речи стремятся к минимуму. Перестаём использовать язык, начинаем "э-экать" и "м-мэкать", вспоминая слова, если вдруг возникла необходимость перейти на иностранную речь.

Даня сейчас уехал в горы. У него каникулы. Ему привычно слышать вокруг два языка. Но как же трудно удерживать в памяти две лингвистические системы! Алалия сильно осложняет эту задачу

Вот такая красота в горах!
Вот такая красота в горах!

Но мама знает особенности речевой памяти сына: чуть-чуть расслабишься и давно знакомые слова ускользают из речи Дани. Поэтому с собой у них обязательные задания. Мама готовит беседы по книжкам, так как их легче всего брать в дорогу. Осень на дворе, значит актуализируем лексику этого времени года.

Книга не займёт много места в чемодане.
Книга не займёт много места в чемодане.

Не забывает про вопросы и рассуждения. Совсем не трудно записать их в тетради так, чтобы Даня смог прочитать все сам. Предельно просто и очень действенно.

Такой материал можно подготовить за 10-15 минут
Такой материал можно подготовить за 10-15 минут

На родном языке мы говорим без напряжения, потому что он актуализируется круглые сутки (даже во сне мы ведём беседы). Но даже свой язык может оказаться под угрозой.

В логопедии известен диагноз "психогенный мутизм".

Это когда из-за сильнейшего стресса, который вызвал психическую травму, человек перестаёт говорить.

Специалисты знают, что если не удалось вернуть звучащую речь в течение года, скорее всего, этот человек останется мутичным на всю оставшуюся жизнь. Потому что нейронные связи угаснут.

Тут идут в ход все возможные формы работы по восстановлению утраченных навыков:

  • психотерапия
  • медикаментозное лечение
  • всем известное "клин клином", когда создаётся не менее стрессовая ситуация, чем та, которая заставила человека замолчать.

Как долго формируется прочный речевой навык у детей с нарушениями речи?

И вот на фоне этой информации нам с вами нужно понять, есть ли шансы на естественную языковую активность у детей с серьёзными речевыми проблемами. Чтобы наконец начать обходиться без бесконечного прокручивания на занятиях ранее пройденного материала

С дизартрией, думаю, всем всё ясно: автоматизировали звуки в связной речи, продержались год на чистом звукопроизношении, дальше система поддерживается в автоматическом режиме.

А что насчёт алалии? Тут просто нужно заняться арифметикой. По онтогенезу, речевая информация начинает переходить в ранг глубинных знаний, которые не нуждаются в повторении, к семилетнему возрасту ребёнка. Теперь давайте посчитаем.

  • Начал ребёнок понимать речь между тремя и четырьмя годами, к пяти вышел на развёрнутую фразу? Прибавляем шесть лет к 5 годам, получаем возраст 11 лет, после которого хождение по кругу бесконечного повторения постепенно сойдёт на нет.
  • Понимание речи не было нарушено? Первые фразы удалось вызвать до трёх лет? Тогда много шансов перестать освежать в памяти ребенка все эти обобщения и классификации к 8-9 годам.
То есть у ребенка должен быть "стаж" активного использования развернутой речи не менее 5-6 лет. Тогда его мозг "поверит", что речь - это необходимый навык и закрепит наконец возникшие нейронные связи.

Всем успехов в развитии речи!