Термин «чистильщик» в контексте специалист по устранению следов преступлений, избавлению от тел и прочих улик — существует не столько в реальной жизни, сколько в американском кинематографе. Самого знаменитого чистильщика, харизматичного мистера Вульфа из «Криминального чтива», исполнил Харви Кейтель.
Вот и оригинальное название картины вовсе не «волки» (wolves) — а Вульфы. Каламбур, который в переводе выглядел бы неуклюже.
«Одинокие волки» (оригинальное название — Wolfs), криминальная комедия, США, 2024 год.
Автор сценария и режиссёр: Джон Уоттс.
Продюсеры: Брэд Питт, Джордж Клуни.
В главных ролях: Брэд Питт, Джордж Клуни, Остин Абрамс, Эми Райан, Златко Бурич, Фрэнсис Макдорманд (закадровая озвучка).
Довольно скромный рейтинг IMDb при огромном бюджете в 200 млн. долларов, включая гонорары Клуни и Питта. По слухам, около 40 млн. каждому.
Премьера состоялась на 81-м Венецианском кинофестивале 1 сентября текущего года. Венецианский конкурс, в отличие от Каннского, благосклонен к показам кинопродукта стриминговых сервисов. «Одинокие волки» от AppleTV+, прежде всего титульные звёзды проекта, с пафосом были продемонстрированы публике и сразу же появилась информация о подготовке сиквела.
Изначально фильм планировался в кинопрокат под следующий Новый год — отсюда и время действия: ночь накануне Рождества. Наступающий праздник вначале упомянут, потом затёрт. Такое впечатление, что праздничную тему вдруг отменили, наспех удалили рождественские сцены и перенесли показ на более ранние сроки. И это не единственное провисание в картине.
В небе полночном, небе весеннем
Падали две звезды
(песня)
В ночь перед Рождеством с гражданами, как известно, случаются всяческие приключения.
Итак, Манхэттен. Немолодая высокопоставленная прокурорша оказывается среди ночи в дорогом гостиничном номере вместе с парнем по вызову. Что поделать, женщины тоже люди. Одна беда: мужчина-проститутка вдруг отбрасывает коньки.
Прокурорша в панике обращается к таинственному специалисту по решению щекотливых проблем. И на пороге возникает безымянный герой Джорджа Клуни. Брутальный, седой, харизматичный. «Вау!» — восторгаются зрительницы.
Но в это время могущественная и всевидящая собственница отеля (на экране не появляется и разговаривает за кадром голосом Фрэнсис Макдорманд) вмешивается в ситуацию и присылает ещё одного чистильщика — теперь это Брэд Питт. Как быть? За кого переживать? Кто брутальнее и харизматичнее?
Сама по себе завязка многообещающая. Двум профессионалам, привыкшим работать в одиночку, приходится отказаться от собственных амбиций и объединиться ради выполнения сложной работы. Есть повод улыбнуться: чтоб заменить заляпанное кровью платье, оба предусмотрительно приносят прокурорше безвкусные наборы одежды, и та придирчиво составляет себе сборный комплект.
Как и положено по законам жанра и соответствующим учебным пособиям, проблемы множатся, форс-мажоры нанизываются один на другой, а ставки героев растут. В гостиничном номере обнаруживается сумка с героином. Наркоту наверняка примутся искать — бандиты, ФБР или кто там у них крышует наркоторговлю.
Дальше-больше. Парень по вызову, он же наркокурьер, не помер, а получил жёсткий передоз. Он неожиданно воскресает и с расплавленными мозгами в одних трусах на босу ногу мчится по ночным улицам. Крушит витрины бутиков и прочие объекты капиталистической собственности.
Пытаясь поймать беглеца, чистильщики сбивают его на полном ходу своим чёрным бумером, и бедолага склеивает ласты второй раз за вечер. Кажется, ночка обещает быть долгой.
Накручено-наворочено поначалу по всем понятиям современного боевика. Героям предстоит до утра поймать наркодилера, вернуть героин заказчикам, замести следы, спасти чиновницу, улизнуть от бандитов, и, разумеется, разобраться в любовном треугольнике. Любовный треугольник, кстати, устаревший, то есть гетеросексуальный.
Зрителя ждут и погони, и перестрелки, и славянская свадьба на тысячу человек с балалайками и медведями.
Но нет у авторов огня, драйва, влюблённости в то, что делаешь. Особенно подкачали в главном: в главных героях.
Оба «вульфа» рассуждают и действуют синхронно, будто закончили одну и ту же подпольную школу мафии. Даже за помощью обращаются к одной и той же полукриминальной докторше (внешне, кстати, похожей на подружку Фокса). Поначалу эта синхронность выглядит иронично и к месту. Но затем вызывает недоумение. Главные герои — абсолютно безликие.
По элементарным правилам драматургии столкнуться с общей проблемой должны противоположные персонажи. Чтобы максимально разные характеры напарников создавали им трудности и помогали неожиданным образом выпутываться. Однако глядит зритель на звёздную парочку и думает, прямо как гусёнок из мультика: «А по-моему, они одинаковые!». Соблазнитель престарелых работниц прокуратуры произносит в кадре то же самое: «Вы выглядите одинаково и разговариваете одинаково».
Жалкие потуги диалогами, а не действиями, объяснить зрителю, якобы чистильщики на самом деле непохожи — в итоге только усугубляют ситуацию. Хедлайнеры пытаются острить, хохмить и подкалывать друг друга, но выглядит это неубедительно. Гибрид театрального капустника и ток-шоу.
У главных героев в принципе не прорисованы характеры. Начисто. На экране — обобщённый актёр Клуни и усреднённый актёр Брэд Питт.
Первый — теперь совсем не тот, что был в картине «От заката до рассвета». Сейчас он растерянный, обиженный и беспомощный, хотя суровый «чистильщик» выглядеть должен совсем по-другому. И второй тоже изрядно уставший, иногда потерявшийся в кадре: стоит себе и втыкает, забыв изобразить хоть что-нибудь лицом или позой.
Ни один из них в итоге не Харви и тем более не Кейтель. Парочка больше похожа на трудовика и физкультурника, причём реальных, а не киношных.
Вместо комедии характеров получилась скучная предсказуемая комедия положений. Кое-как держится на обаянии и авторитете топовых актёров. Но не на их игре.
Бесхитростный боевичок с двумя угасающими звёздами. Кстати, так себе продюсеры получились из Клуни и Питта.
Постановщик Джон Уоттс, который режиссировал фильмы о Человеке-пауке в рамках киновселенной Marvel, как режиссёр ещё туда-сюда: картинка качественная, локации разнообразны, сцены выстроены. Закадровый саундтрек минималистичный и вполне под настроение. Из песенок использована только Smooth Operator Шаде, что вполне оправдано — не современную же бурду включать.
Но как драматург Уоттс отработал топорно и небрежно. Концовку основного сюжета попросту недоделал. Второстепенные линии забыл и забросил — к чему было заявлять всемогущую хозяйку элитного отеля, нагнетать вокруг неё интригу, и в итоге не раскрыть характер? То же самое с прокуроршей, которая после завязки напрочь выпала из повествования. Докторша, которая к тому же общая любовница главных героев — тоже куда-то запропастилась и не вернулась в кадр.
И где такая «мелочь», как мотивация персонажей, хоть основных, хоть второстепенных?
И потом, все эти жуткие штампы и клише: двое суперменов с пистолетами легко и непринуждённо крошат в мелкий винегрет десятки вооружённых до зубов головорезов... Короче, сплошной Марвэлл.
Зачем — если уже заявлена в кадре албанская оргпреступность — добавлять ещё и хорватскую? На то же самое амплуа, в таких же гротескных светлых костюмах. Просто по традиции упоминать кровожадную славянскую мафию? Почему тогда не сербов? Ведь Хорватия вполне разделяет западные либеральные ценности: и в НАТО состоит, и за Гитлера воевала...
Обязательный признак хорошего кино — интрига. Здесь она имеется, хотя и своеобразная: куда делись двести миллионов долларов? Даже если пять кило героина в кадре настоящие — всё равно это каких-то двести кусков, тысячная доля бюджета.
А ещё, как установили небританские учёные, думать — тяжело, и когда 1 час 48 минут мозги зрителя не работают — в его организме вырабатываются эндорфины, дофамины и прочие гормоны радости. Создатели фильма искренне хотели доставить удовольствие, ибо размышлять при просмотре абсолютно не о чем. Кроме одного: вот бы покопаться в бухгалтерской отчётности кинокомпании, то-то будет и криминал, и комедия.
Закралась крамольная мысль, что данная возня, именуемая современным американским кинематографом, может быть связанной с какими-то срочными теневыми денежными потоками. В наше циничное время ничему нельзя удивляться. Тогда и перенос премьеры с Рождества на сентябрь объясняется.
Брэд Питт и Джордж Клуни в былые времена снимались и порознь, и сообща в целом ряде замечательных киношек. Последняя, где их видели вместе — шикарная комедия «После прочтения сжечь» братьев Коэнов. Вроде было совсем недавно, однако целая эпоха сменилась. Почему-то стало грустно: померещилось, что никогда больше не появится новое «Криминальное чтиво». Показалось, что Питт и Клуни деградируют вместе со всем кинематографом.
Если особо не придираться, «Одинокие волки» — ремесленническое кино для непритязательного зрителя, готового платить за двух из одиннадцати друзей Оушена. Когда неожиданно ползут финальные титры — абсолютно не жаль, что фильм закончился. Даже наоборот, потому что снова звучит песенка Шаде, в этот раз целиком. Финальные титры — лучшее место в этой картине.
Роман Газета для сайта Альтерлит