От успеха к падению
Дебют тандема Ковалевский — Бородин в сфере освоения церковного имущества состоялся в 2008–10 гг. и был гораздо более успешным, чем афера со зданиями в Милютинском. Предыстория того джекпота такова: в начале 1993 г. Главмедуправление Москвы заключило с Апостольской администратурой для католиков латинского обряда Европейской части России (предшественница нынешней архиепархии Божией Матери в Москве) договор о создании на базе детской инфекционной больницы № 5 (ул. Ротерта, 4) Благотворительного детского медицинского центра для детей, страдающих патологией обмена веществ и нервной системы, в том числе муковисцидозом («Благоцентр») (эти обстоятельства излагаются в судебном акте 2009 г.).
Администратура привлекла средства западных католиков и фактически построила на территории больницы новый корпус (строение 5). По невыясненным причинам (возможно, коррупционного свойства — как знать?) в 2008 году правительство Москвы в одностороннем порядке расторгло договор с архиепархией на аренду «Благоцентра», и ЗАО «Мосинвест-Сибирь» (как тогда называлась компания Бородина) подало иск к правительству, который 10 апреля 2010 г. был удовлетворен частично. Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил взыскать из казны Москвы почти 260 млн рублей в пользу ЗАО «Мосинвест-Сибирь», которое, как выяснилось в суде, подписало с архиепархией договор уступки выигранной в суде денежной суммы. Причина уступки непонятна, но арбитражный суд постановил: «Произвести замену истца Централизованной религиозной организации Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве на правопреемника — Закрытое акционерное Многоотраслевой промышленный холдинг “Мосинвест-Сибирь”».
Больница на Ротерта. Фото: предоставлено автором
Так на счета, контролируемые Бородиным, поступило по тогдашнему курсу 8,5 млн долларов «уступленных» католических денег. Как были потрачены эти деньги, мы доподлинно не знаем, но прихожане храма святых Петра и Павла уверяли «Новую-Европа», что вскоре после тех событий о. Игорь Ковалевский показывал им фото принадлежащих ему квартир в курортном испанском городе Аликанте (подтвердить или опровергнуть эти данные нам пока не удалось). Вероятно, не был обижен и архиепископ Павел Пецци, который, вступив в конфликт с Ковалевским, не поставил ему в вину вывод из церкви 8,5 млн долларов по совершенно алогичному договору уступки. Въедливые прихожане посчитали, что эта сумма превышает все доходы архиепархии более чем за 30 лет ее существования.
Тандем Ковалевский — Бородин отметился и в другой истории с элитной католической недвижимостью: в истории подмосковного центра «Родничок», расположенного на озере Круглое в деревне Агафониха Дмитровского района, в 25 км от столицы. Бывшая база отдыха советских времен, приобретенная в 1995 г. благотворительным фондом «Дом для детей», занимает 6 га реликтового соснового леса. На участке расположено 7 зданий общей площадью более 5 тысяч кв. метров, имеются автономные системы отопления и водоснабжения. Как и комплекс зданий в Милютинском, «Родничок» связан с именем кандидата на беатификацию: инициатором создания фонда «Дом для детей» был прелат Бернардо Антонини (1932–2002), который задумал центр для детей из неблагополучных семей, где они могли бы восстанавливать здоровье и получать образование.
Главным донором фонда и центра была Конгрегация бедных служителей Божественного Провидения (http://ркэ.рус/page/1663) с центром в Вероне (позже именно Веронская епархия даст старт процессу беатификации Бернардо Антонини). За первые три года владения «Родничком» фонд вложил в него почти 3 млн долларов, с 1998 г. там постоянно проживали около 40 детей, в том числе инвалидов. Постепенно центр приобрел почти монастырский вид: на его территории появились часовня, грот Девы Марии, Распятие, там стали проходить реколлекции (духовные упражнения) для священников и мирян, конференции, детские лагеря и даже спортивные соревнования.
Центр «Родничок». Фото: предоставлено автором
Из-за изменений российского законодательства, ограничившего права иностранцев на педагогическую деятельность и усыновление российских детей (а служители Конгрегации Божественного Провидения были в основном иностранцами), в 2013 г. попечители вынуждены были покинуть «Родничок» и вернуться на родину.
Центр был передан архиепархии, которая назначила президентом фонда «Дом для детей» того же о. Игоря Ковалевского, который был уже перегружен церковными и светскими должностями. По отработанной схеме Ковалевский подписал в 2014 г. с Бородиным договор о «сотрудничестве в решении проблемы реализации имущественного комплекса Фонда», то есть зданий и оборудования центра «Родничок». Взамен на оплату коммуналки и задолженностей по зарплате компания Бородина, согласно договору, получала «не менее 30 % от суммы денежных средств, полученных от реализации имущественного комплекса фонда по его рыночной (договорной) стоимости».
«Родничок» начал деградировать: воспитанники разъехались, сотрудники уволились, здания перестали отапливать, мебель и сантехнику растащили. Бывшие сотрудники фонда рассказали «Новой-Европа», что Бородин держал на объекте лишь одного сторожа, но после отъезда Ковалевского из России полностью потерял интерес к объекту. Лишь год назад архиепархия позволила приходу святых Петра и Павла вновь заняться восстановлением центра, новым президентом «Дома для детей» взамен Ковалевского избрали Людмилу Масленникову, прихожанку храма святых Петра и Павла.
На прощание Виталий Бородин попытался взыскать с архиепархии 3,4 млн рублей в счет компенсации расходов на «содержание» «Родничка» после 2014 года. Но Девятый арбитражный апелляционный суд в августе этого года отказал в иске. Московские католики надеются на скорое возрождение «Родничка».
Католицизм «патриотический» и евангельский
Как писала «Новая-Европа», в материалах громкого дела о даче взятки на сумму почти 20 млн рублей полковникам ФСБ Лобанову и Карманову фигурируют два католических священника, в том числе о. Вячеслав Горохов, эконом (казначей) архиепархии и настоятель храма св. Людовика на Лубянке, где более 30 лет также размещалась и община храма святых Петра и Павла. Контролируя финансовую документацию архиепархии, он был в курсе афер Ковалевского-Бородина, однако пытался решить спор в пользу архиепархии, используя свои связи в ФСБ (и кстати, успешно решил!).
В сети можно найти любопытный фильм о Горохове, один из героев которого — любимый пес, проживающий прямо на территории храма св. Людовика. О. Вячеслав рассказывает, как приехал в Москву в 17-летнем возрасте, устроился разнорабочим на стройку храма Христа Спасителя, но постепенно «всего добился»: стал священником, экономом архиепархии и финансовым директором «одной очень крупной компании». Но фильм посвящен не истории успеха, а татуировке в стиле милитари, которую священник делает на своем предплечье.
Под видео — характерный комментарий прихожанки храма св. Людовика: «Стыд за католического священника, который выставляет на всеобщее обозрение свои не самые подходящие (и не самые дешевые) увлечения. Обида — от того, что наш храм используется как обрамление для рассказа этого человека о себе. И боль — от беспомощности что-то изменить».
Отец Вячеслав Горохов. Фото: соцсети
Как ни странно, тема милитари стала популярной среди католического клира России после 24 февраля 2022 г. «Первое документальное кинотоварищество», создающее контент по заказу федеральных телеканалов, недавно выпустило очередную серию эпопеи «Раскол», посвященную «проискам поляков» против великой России. С ведома служащего в Петербурге епископа Николая Дубинина в фильме снялся настоятель одного из католических храмов северной столицы, этнический словак Михал Маргефка.
«Если вы не патриот, вам нет места в храме», — начинает он незамысловатое изложение своей политической позиции. Из уст католического священника вполне в унисон официальной пропаганде льются отточенные формулы: «Западные епископы ведутся на поводу извращений… Россия сейчас выступает как защитница традиционных ценностей. Наш коммунистический строй в Словакии и Чехии был замечательным консерватором, который помог нам сохранить внутреннюю стойкость!»
Отец Михал Маргефка. Фото: кадр видео YouTube
Лозунги Маргефки подхватывает один из самых «статусных» католиков России, доверенное лицо В. В. Путина, бывший член ОП РФ и сотрудник администрации президента, а ныне лидер движения «Католическое наследие» Ярослав Терновский. «Число католиков здесь <в России> не будет увеличиваться, — заверяет он. — Максимально <пусть> да развивается православие!» Католическое духовенство месседж уловило и потянулось на выход: из Петербурга уехал очень популярный среди прихожан священник Януш Прусиновский, из Вятки собирается уехать о. Георгий Зволинский…
Те, кому уезжать некуда, — собственно новообращенные русские католики — вынуждены сетовать и разводить руками. Активный блогер и прихожанин московского кафедрального собора Непорочного Зачатия Александр-Израиль Землинский направил на днях открытое письмо папе Франциску в ответ на его очередное «печалование» о судьбе адептов Московского патриархата и «русского мира». Землинский призывает папу, если уж его так сильно волнует та церковная юрисдикция, заступиться за архимандрита УПЦ МП Феогноста (Пушкова), недавно помещенного в луганский СИЗО за антивоенную позицию. Или «за сидящего сейчас в тюрьме ребенка 2008 года рождения Арсения Турбина, приговоренного в России к пяти годам лишения свободы с использованием, как утверждают СМИ, сфабрикованных доказательств; за сидящих сейчас в тюрьме женщин, получивших шесть лет заключения за театральную постановку, в которой ни один зритель не видел ничего противозаконного».
Валентин Хорошенин. Фото: соцсети
Эпоха СВО пополнила мартиролог католической церкви в России именами новых исповедников, которых, впрочем, вряд ли признает современная иерархия. Более года находится в СИЗО 22-летний петербургский католик Валентин Хорошенин, которому грозит сталинский срок за поддержку антивоенных выступлений молодежного движения «Весна» в феврале 2022-го. За антивоенную позицию в Москве была оштрафована пожилая прихожанка Галина Борисова, а в Петербурге подвергнута административному аресту Мария Касьяненко. 65-летний диакон Украинской греко-католической церкви Александр Шведов был вынужден спешно покинуть РФ после того, как Z-активисты начали его травлю в интернете с публикацией персональных данных и призывами к физической расправе.
И тем не менее это «история с хорошим концом». Номенклатура везде одинакова, и условия жизни в коррупционной системе всегда морально разлагают ее. Но очевидный успех российских католиков-мирян в отстаивании честности и прозрачности церковного руководства восхищает. Едва ли что-то подобное можно представить себе в современной РПЦ. А это значит, что «католический проект» в России будущего не так безнадежен, как уверяет лидер прокремлевского «Католического наследия».
Справка:
Архиепископ Павел Пецци — ординарий (управляющий) католической архиепархии Божией Матери в Москве, митрополит, председатель Конференции католических епископов РФ. Гражданин Италии и России. Родился в 1960 г. в местечке с «пророческим» для него названием Руссии в итальянской области Эмилия-Романия. С 1993 г. служил в РФ, был деканом центрального региона Азиатской части России и главным редактором «Сибирской католической газеты». В 2007 г. назначен главой архиепархии в Москве; призывал к немедленному перемирию в Украине и к прекращению принудительной мобилизации. Подписывал доверенности и договоры, по которым компании В. Е. Бородина получили и рассчитывали получить миллионы долларов за счет продажи недвижимости Католической церкви в России.
Священник Игорь Ковалевский — запрещенный в служении клирик католической архиепархии Божией Матери в Москве, бывший канцлер курии этой епархии, с 1999 по 2020 г. — генеральный секретарь Конференции католических епископов РФ. Гражданин РФ и Польши. Родился в 1965 г. в Волчанске (Харьковская область, Украина), окончил МГТУ имени Н. Э. Баумана (специальность — инженер), заочно учился на мехмате МГУ имени М. В. Ломоносова и работал в НПО «Энергия» в подмосковном Королёве. Оставив карьеру инженера, в 1997 г. принял священный сан в католической церкви и окончил семинарию в Белостоке (Польша). С момента священнического рукоположения и до увольнения в 2021 г. был администратором прихода св. Петра и Павла в Москве и директором московского отделения благотворительной организации «Каритас», занимал ряд других церковных постов. С 2009 г. входил в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и в Общественный совет при МВД РФ. Покинул Россию в конце 2021 г. из-за конфликта с архиепископом и партнером по бизнесу. Проживает как частное лицо в Польше и Испании.
Бородин Виталий Евгеньевич — предприниматель из Домодедово (Московская область), руководитель компании «Доступное жилье». Согласно данным RuProfile, ранее возглавлял компании «Ратники отечества», «Мосинвест-Сибирь» и «Мосинвест», был конкурсным управляющим госпредприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт полимерных волокон». Рейтинг надежности ликвидированных компаний Бородина указан как «низкий», в их годичной бухгалтерской отчетности, как правило, указывался убыток либо минимальная прибыль. С начала 2000-х стал деловым партнером генерального секретаря Конференции католических епископов России священника Игоря Ковалевского, получал от руководства Католической церкви России доверенности на представление ее интересов, заключал от имени возглавляемых им юридических лиц договоры с католическими структурами, которые гарантировали ему астрономическую оплату его услуг, в тысячи раз превышающую рыночную. В настоящее время ведет несколько судебных процессов со структурами католической церкви, пытаясь отсудить у них деньги