Найти тему
Компания ВДГБ

Изменения в регистрации договоров аренды с 2025 года и особенности их оформления в 1С

Правительство РФ предложило с 1 января 2025 г. изменить размеры госпошлин за регистрацию договоров аренды и еще соглашений об изменении договоров аренды. В данной публикации мы расскажем вам о новых размерах госпошлин за регистрацию договоров аренды и также о том, как же правильно заключить договор в программном решении «1С:Аренда и управление недвижимостью».

На данный момент размер госпошлины за госрегистрацию прав, обременений объектов недвижимости составляет для физлиц — 2 000 руб., а для организаций — 22 000 руб. Размер госпошлины за регистрацию соглашения об изменении и о расторжении договора аренды, если данный договор зарегистрирован в ЕГРН, составляет сейчас для физлиц — 350 руб., а уже для организаций — 1 000 руб.

Законопроект предлагает установить новые размеры госпошлин. Но какие? Госпошлина за регистрацию договора аренды для физлиц составит 4000 рублей. А госпошлина за регистрацию договора аренды для организаций составит уже 44 000 рублей. Пошлина за регистрацию изменения или расторжения договора аренды для граждан составит 700 рублей. Пошлина за регистрацию изменения или же расторжения договора аренды для юрлиц составит 2000 рублей в 2025 г.

Как заключить договор аренды в 1С

«Заключение договора аренды» в 1С предназначен для регистрации договоров аренды объектов недвижимости. Он фиксирует передаваемые объекты, услуги и финансовые условия. На закладке «Основная» здесь указывается: организация-арендодатель, арендатор, договор аренды, срок действия договора и вариант учёта НДС. В дальнейшем же определяется и порядок расчёта НДС по услугам.

Для услуг постоянной части при проведении счетов на аренду и документации начисления арендной платы выполняется контроль соответствия варианта НДС в документе и договоре. Но в это же время для услуг переменной части вариант учёта НДС в документах может отличаться от указанного в договоре. в ПП 1С на закладках «Постоянная часть платы» и «Переменная часть платы» заполняются сведения о постоянной и переменной частях арендной платы соответственно.

Услуга — услуга, предусмотренная договором. Постоянная часть здесь включает услуги аренды и другие с постоянной суммой. А переменная же часть состоит из коммунальных и прочих услуг, оплачиваемых на основании показаний объёмов потребления. В таблицу на закладке «Постоянная часть платы» попадают услуги, у которых в карточке установлен флаг «Постоянная часть арендной платы», а на закладке «Переменная часть платы», наоборот, — услуги уже без данного флага.

Тут контроль превышения площади по договору над общей площадью объекта недвижимости проводится при проведении документов. Учитываются и другие договоры, относящиеся к объекту. Контроль превышения площади может быть отключен с помощью установки в 1С «Не контролировать площадь в карточке объекта». Ставка привязана к способу начисления арендной платы, а также еще пересчитывается при несовпадении. Колонки «Сумма», «Сумма НДС» и «Всего» рассчитываются исходя из ставки, площади, способа начисления и ставки НДС. Если в программе в настройках параметров учёта для подсистемы управления недвижимостью установлен признак учёта тарифицируемых услуг по счётчикам, то здесь и становятся видимыми колонки «Счётчик» и «Коэффициент счётчика».

При заполнении колонки «Счётчик» программа 1С предлагает вам выбрать тип значения – конкретный счётчик или же список счётчиков. Если выбран второй вариант, тогда и откроется форма ввода списка счётчиков, где надо перечислить счётчики, регистрирующие показания по данной услуге и объекту, и еще указать коэффициенты отнесения показаний счётчиков на данный договор аренды. А в табличных частях «Постоянная часть платы», «Переменная часть платы» можно указать индивидуальный срок действия в ПП 1С для каждой услуги с помощью реквизитов «Дата начала», а также еще и «Дата окончания». По умолчанию тут все сроки заполняются в соответствии с периодом на закладке «Основная».

Для учёта депозита предусмотрена закладка «Депозит». Станут и доступны поля для расчёта суммы депозита двумя способами: «Фиксированная сумма» или же «Сумма оплаты последнего периода аренды». При выборе тут второго способа сумма рассчитывается автоматически. Для формирования здесь счёта на оплату депозита создайте документ «Счёт на аренду» с заполнением «Депозит». Далее в документах оплаты установите флажок «Депозит» для отражения поступления депозита. Зачёт депозита при начислении арендной платы за очередной период на основании документа «Начисление арендной платы» с установленным здесь флагом «Зачёт депозита». Закладка «Сроки оплаты» предназначена для указания сроков оплаты услуг и еще параметров начисления пеней за просрочку оплаты.

Программа 1С и предусматривает разные варианты детализации сроков оплаты по договору. Для услуг постоянной и переменной части здесь можно установить общие правила определения срока оплаты и начисления пеней, либо же разные для каждой из частей. Возможно определить здесь сроки для конкретных услуг. Выбор варианта детализации осуществляется тут с помощью соответствующего реквизита в договоре. А при выборе детализации до уровня конкретных услуг, параметры оплаты и начисление пеней заполняются в табличной части. В поле «Назначение срока» указывается, для каких же услуг определены те параметры.

Способ определения срока выбирается из трех: «По периоду начисления», «По дате счета», «По дате начисления». При использовании первых двух способов с помощью реквизита «Количество дней от даты счёта/акта» тут устанавливается срок, равный указанному количеству дней от даты документа. А если же здесь выбран вариант «По дате счёта» или «По дате начисления», то флаг «Учитывать только рабочие» позволяет в программе 1С учитывать уже только рабочие дни.

Можно выбрать один из двух способов начисления пеней: «Пропорционально сумме и сроку долга» и «Фиксированной суммой на конец периода». И второй способ предполагает постоянную величину пени, значение которой указывается в поле «Ставка». В первом способе сумма пеней и рассчитывается ежедневно на основе процентной ставки, остатка задолженности. Можно сдвинуть дату начала начисления пеней вперёд на заданное количество дней. Сдвиг учитывает только рабочие дни, если установлен признак. Возможность учёта только рабочих дней предусмотрена также для определения количества дней просрочки при расчёте пеней. Если же большинство договоров аренды имеют здесь одинаковые сроки оплаты услуг и параметры начисления пеней, то можно установить и настройки по умолчанию. Они будут использоваться в 1С при создании новых документов.

Автоматический расчёт пеней выполняется в «Счёт на аренду» и «Начисление пеней по аренде» и с помощью обработок «Групповое выставление счетов» и «Групповое начисление пеней по аренде». Есть три способа погашения пеней при поступлении оплаты от арендатора: сначала пени и потом основной долг, сначала основной долг и потом пени, вести обособленный учёт пени. В первых двух способах, если у арендатора есть задолженность по обычным услугам и по пеням, то она закрывается в последовательности, предусмотренной выбранным способом. В третьем способе надо указывать в документах оплаты, относится ли платёж к пеням или арендной плате (для этого и используется признак «Пени»).

Если валюта способа начисления отличается от валюты регламентированного учёта, то можно установить курс валюты. Его можно задать на закладке «Курсы валют». Валюта для расчёта курса указывается в реквизите «Валюта», а сам курс определяется как фиксированный или расчётный. При выборе фиксированного способа необходимо будет указать курс, кратность, расчётного — коэффициент пересчёта относительно текущего курса и еще параметры валютного коридора. Расчётный курс вычисляется по формуле: Курс = (Курс ЦБ) * (Коэффициент).

Спецкурс устанавливается для договора аренды, учитывается во всех первичных документах, относящихся к этому договору. Он учитывается еще в регламентной операции «Переоценка валютных средств». А на закладке «Приложения» можно добавить информацию для формирования встроенных печатных форм. Здесь и предусмотрена возможность печати по шаблонам, а также поэтажных планов с выделением объектов. К документу тут можно прикрепить еще внешние файлы.