Виктор похлопал ладонью по ноге, и Кузя в растерянности заметался между необходимостью оставаться с больной хозяйкой и желанием отправиться справлять естественные надобности…
- Придется учить тебя читать, - Марина поставила щенка передними лапами себе на колени и строго посмотрела в его виноватые глаза. - Других вариантов не вижу.
Или книжки тебя воспитают, или ты их сгрызешь окончательно... Лично мне второй вариант совсем не нравится. Будем из тебя делать культурную начитанную собаку…
Чего-чего, а книг у Марины было много. Большая часть досталась по наследству от бабушки с дедом, что-то от родителей, понемногу покупала и сама.
Одна комната в квартире была полностью отдана под библиотеку, и три стены от пола до потолка занимали стеллажи с книгами. Приключенческие, исторические, детективы и фантастика… Ну, и классики, и современники, само собой.
Читала Марина с упоением с раннего детства. Вот как научилась в четыре года, так с тех пор и жила частично в реальном мире, а в значительной степени - во всех тех, живых и ярких, чудесным образом затягивающих в себя прямиком с книжных страниц.
Вероятно, это было одной из основных причин не складывающихся отношений с кандидатами в мужья. Ну, не соответствовали они и не дотягивали. Разные были, но так вот, чтобы одновременно и симпатичные, и умные, и благородные, и смелые, и грамотные - не случалось. Увы и ах!
Природа расщедрилась, когда решала, чем бы таким наделить Марину. Не поскупилась на яркую внешность, пытливый хваткий ум и бойкий характер.
А с правильными жизненными принципами постарались мама-папа и бабушки-дедушки. Ну и в материальном плане тоже дите обеспечили.
В общем, была Марина невестой завидной. Завидовать-то, наверное, многие завидовали. Только приближался тридцатник, а ни мужа, ни детей у нее не предвиделось. Кавалеров хватало, а с женихами никак...
Один из ухажеров как раз и подарил ей Кузю.
По паспорту Кузя значился лабрадором и в общем-то, конечно, таким и был. Но Марина в душе подозревала наличие крысиных родственников в его родословной, поскольку непогрызенных вещей в доме практически не осталось.
Больше всего Кузя ценил в качестве деликатесов книги. Нижние полки книжного стеллажа постепенно пустели, а переплеты с них плавно перекочевывали в коробку с макулатурой.
Когда Марина была дома, Кузе вполне хватало ее общества, он был доволен и счастлив. Но как люди часто заедают стресс вкусняшками, так и он в ее отсутствие принимался грызть то, что было ей наиболее дорого - книги.
Не помогали ни закрытые на замок двери, которые он запросто выламывал, навалившись всем весом, ни расставленные под стеллажом табуретки - ими он с удовольствием закусывал после того, как добирался до полок.
Занятия с кинологом в принципе чему-то научили, но отучить от вредной привычки так и не смогли.
После очередной такой его выходки с литературой Марина и решила начать читать ему эти самые книги…
Теперь каждый вечер они выбирали книжку, садились вместе на диван - Марина читала вслух, а Кузя слушал, держа приподнятым одно ухо.
Сначала это было что-то типа игры, но очень быстро переросло в нечто гораздо более серьезное. Марина не сразу поверила, поскольку это все-таки было странно - пес, с большим вниманием внемлющий чтению.
Но потом махнула рукой на условности и просто с упоением и радостью выполняла литературный ритуал, так понравившийся им обоим.
Из списка деликатесов книги Кузя исключил. И это была несомненная победа литературы над невежеством, которой Марина гордилась ничуть не меньше, чем, к примеру, своим красным дипломом в универе.
Кузя научился запоминать полюбившиеся книги и мог приносить их по названию или автору.
А еще они иногда в шутку гадали. Когда в жизни возникала спорная ситуация, Марина просила Кузю выбрать книжку, открывала ее наугад и читала первый попавшийся абзац.
Почти всегда это срабатывало - книги действительно давали дельные советы и учили уму-разуму не гипотетически, а применительно к конкретной ситуации.
- Чернокнижник ты мой, только добрый… И как это у тебя получается? - она обнимала Кузю, а он радостно накручивал лохматым хвостом, довольный возложенной на него важной миссией.
*****
В середине осени Марина ожидаемо подхватила какой-то вирус - куда ж в дождливую промозглую погоду без соплей и кашля. Но в этот раз болезнь разошлась не на шутку.
В голове дубасили в барабаны, желудок отказывался воспринимать любую пищу. А слабость была такая, словно она неделю мешки с картошкой таскала.
Как итог, Марина впервые в жизни упала в обморок. И не где-нибудь, а прямо на лестничной площадке возле своей двери. И не куда-то, а как воспитанная тургеневская барышня, аккурат на руки спускающемуся по лестнице с верхнего этажа соседу.
Когда открыла глаза, увидела нависшее над ней бородатое круглое лицо в веснушках, голубые мальчишеские глаза с выцветшими ресницами, сережку в ухе и рыжеватую вьющуюся шевелюру, стянутую в небрежный хвост.
Ну а потом уже разглядела мощную фигуру в слегка дырявых джинсах, кожаную косуху и крутые а-ля ковбойские ботинки. В общем, внешность весьма неоднозначная и далекая от ее идеалов... Тот еще типаж. Нарочно не придумаешь, а встретив, постараешься обойти, но точно не забудешь.
- Девушка, вы в следующий раз все-таки поаккуратней в обморок падайте, - бас у него тоже был не слабый. И, кажется, говорил он на полном серьезе. - А то так ненароком с лестницы кувыркнетесь или упадете на руки какой-нибудь бабули… Получится двойная катастрофа…
- У вас так всегда получается - делать все по плану и расписанию? - Марина попыталась приподняться, но почувствовала, как перед глазами поплыли круги, и опустилась обратно.
На что-то мягкое, надо сказать, опустилась. Пощупала - оказалось, что лежит на одеяле, да еще и подушка под головой… Ничего себе сервис для тургеневских слабеньких девушек…
- Не всегда, - парень еле заметно улыбнулся в бороду. - Но стараюсь, иначе, не успеть ничего.
И, заметив ее недоумение по поводу подушки и одеяла, неожиданный спаситель прокомментировал:
- В офисе часто допоздна приходится задерживаться, а то и ночевать порой остаюсь. Вот и решил привезти постельные принадлежности из дома. Пригодились… - он незаметно кинул взгляд на часы. - Как вы себя чувствуете? Может, скорую вызвать?
- Нет. Помогите мне, пожалуйста, в квартиру зайти и до дивана добраться, а дальше я сама справлюсь… - она снова предприняла попытку встать и опять с тем же успехом.
- Какая ваша квартира и где ключи? - получив ответ, он достал ключи из ее сумочки, открыл дверь и отпрянул, когда из квартиры выскочил, слегка боднув его по ходу головой, уставший ждать под дверью Кузя.
- Ничего себе охранник! - сложив руки на груди, он удивленно наблюдал радостные собачьи приплясывания вокруг девушки и облизывания Марининого лица и рук. - Ну хватит, хватит. Давай-ка, друг, мы твою хозяйку все-таки с пола поднимем и занесем в дом.
Он оттеснил Кузю и подхватил Марину на руки с такой легкостью, словно она не шестьдесят килограмм весила, а двадцать.
- Давай, собака, лучше дорогу показывай, куда идти.
Кузя, увиваясь возле его ног, проскочил во внутрь квартиры, завернул в комнату и встал передними лапами на диван.
- Да, все правильно, давайте сюда, - Марина постаралась улыбнуться. - Спасибо вам большое. Дальше я сама как-нибудь… Тем более, что вы торопитесь, похоже…
- Вообще, конечно, тороплюсь, - он опять посмотрел на часы и что-то прикинул в уме. - Погодите минутку, я сейчас позвоню и сразу вернусь.
Он достал телефон и вышел на лестничную площадку.
- Что, Кузь, такая вот катавасия получается... Представляешь, два метра не дошла до квартиры. Совсем я что-то расклеилась, а с тобой ведь еще и погулять надо, - Марина обнимала пса и прижималась к его шубе щекой. - Ну ничего, сейчас немного отлежусь и пойдем…
- Да-да, до ближайшей лестницы… Слушайте, вы всегда так безответственно относитесь к своему здоровью? - он уже стоял в двери и буравил ее "колючими" глазами. - Ноги вас не держат, лицо серое...
Взгляд, слава богу, нормальный, на наркоманку не похожи. Но в остальном, здоровьем явно не блещете. Вы, случаем, не на диете какой-нибудь новомодной?
- Угадали… - Марине очень хотелось ответить нахалу поязвительней, но она сдержалась. Все-таки помог и не уходит, ответственный. - На диете. Уже дня три. Вынужденной. Ничего есть не могу. Все сразу обратно выходит.
Да не смотрите так. Я не беременна. Вирус какой-то. Сначала как простуда была. Потом температура. А затем вот это. Сходила в аптеку, а обратно еле дошла. Почти дошла…
- Общая картина ясна. Давайте так. Я сейчас вашего пса выгуляю. Как его зовут, кстати? И вы тоже не назвались, - получив ответ, он удовлетворенно кивнул и представился сам: - Виктор.
Значит, мы гулять, а вы постарайтесь поспать… Идем, Кузьма. Гулять! Веди своими тайными тропами…
Виктор похлопал ладонью по ноге, и Кузя в растерянности заметался между необходимостью оставаться с больной хозяйкой и желанием отправиться справлять естественные надобности.
Но, подпихнутый Мариной, тоже несколько раз повторившей заветную команду, бросился за Виктором.
Однако, добежав до двери, он, словно вспомнил о чем-то, резко развернулся и ринулся в глубь квартиры. Секунд через тридцать вернулся, неся в пасти какую-то книгу. В ладонь Виктору легли "Записки юного врача" Булгакова…
- Вот это номер… - Виктор с удивлением рассматривал старое издание. - И что ты этим хочешь сказать?
Кузя смотрел на него, словно ожидая какой-то особой реакции и понимания, а затем развернулся и, смотавшись в дальнюю комнату, вернулся уже с медицинским справочником.
- Похоже, ты хочешь, чтобы я занялся лечением твоей хозяйки… - сказать, что Виктор был озадачен, было не сказать ничего. - Знаешь, я, конечно, не очень верю в такие вот финтиля, но ты очень убедителен…
Давай так. На литературные темы мы с тобой побеседуем позже. А с Мариной обсудим вопрос лечения прямо сейчас. Погоди минутку.
Виктор вернулся в комнату:
- Врача я вам сейчас все же вызову. Не хотите скорую, будет даже лучше, - он поймал ее недоуменный взгляд и пояснил: - Мама у меня терапевтом проработала всю жизнь. Потом еще гомеопатией увлеклась ближе к пенсии.
Уже лет десять не работает, но ужасно любит всех спасать. Так что не переживайте - она только рада будет. Я ей в общих чертах объясню, что и как, а дальше она уже и сама разберется.
- Слушайте, Виктор, мне правда очень неудобно напрягать и вас, и вашу маму… - Марина попыталась его остановить, но он и слушать не стал.
*****
Терапевт и гомеопат на пенсии, Дарья Васильевна, приехала быстрее любой скорой помощи, буквально через полчаса после звонка Виктора.
За семьдесят. Аккуратненькая, одетая сдержанно, но со вкусом. На чуть легкомысленных седых завитушках милая шляпка. В руках пухлый объемный саквояж, на носу стильные очки в тонкой золотой оправе.
Улыбчивая, обходительная, живая, но при этом деловитая и обстоятельная.
Слушая Марину, быстро и со знанием дела прощупала ее всю тонкими пальцами и осмотрела под разными углами. Открыла свой саквояж, что-то из него достала в пакетиках и баночках, поколдовала, сбегала на кухню и спустя десять минут уже поила Марину каким-то душистым терпким напитком.
А еще минут через десять девушка буквально почувствовала, как разлившееся по всему телу тепло прогоняет из нее притаившийся недуг и аккуратно и бережно врачует ее изнутри.
- Запустила ты себя, детка, - резюмировала Дарья Васильевна. - Красивая, умная, сильная, а не понимаешь, как и большинство обывателей, что твоему организму нужны постоянные физические нагрузки, это раз, правильное питание, это два, и длительный сон, это три.
Не справляется он, вот и подает тебе знаки, что пора уделять ему побольше внимания.
Что пить и как лечиться - все написала. Виктору передам, чтобы проследил. Вы, кстати, с ним давно знакомы?
- Да уж больше часа… - Марина развела руками.
- Ну дай бог, дай бог… - старушка чему-то порадовалась. - Знаете, он ведь все в своих играх сидит. То на компьютере, то в телефоне. А когда не сидит, на мотоцикле гоняет. Если с кем и общается, так с такими же… - она махнула рукой. - А ведь уже тридцать без малого. А мне, так и вовсе страшно сказать, семдесят пять скоро. Внуков не дождусь, наверное…
- А Виктор что, игрок? - Марина, слегка ошарашенная полученной информацией, совсем не вязавшейся с предыдущим впечатлением, говорила полушепотом и с оглядкой на дверь.
- Ой, да нет же, - старушка всплеснула руками. - Бог с Вами! Опять я все не в том ключе рассказала. Программист. Пишет он эти игры. И для компьютеров, и для телефонов.
Раньше сам занимался, а сейчас у него целая команда. И он теперь больше руководит и проверяет, как все работает. Помешанный он на этом деле. Любит, чтобы, как часы, точно… Если что-то делает, то уж на совесть и на сто процентов.
В детстве я его от книжек оттащить не могла. У других усадить детей не получалось читать - заставляли, уговаривали. А я по ночам вставала и проверяла, не сидит ли под одеялом с книгой и фонариком.
Сначала дома все книжки перечитал. А у нас библиотека была просто огромная. Потом из городской его не вытащить было.
Записывала на секции. Ходил исправно, даже результаты хорошие были. Тяжелой атлетикой всерьез занимался. И все равно везде книги с собой носил. На переменах в школе, в раздевалках на секции умудрялся читать…
Лет в тринадцать увлекся фантастикой и программированием. Читал, а потом игры писал с фантастическими сюжетами. Быстро его заметили, стали задания давать, заказы посыпались…
Вот так и живем… Книги, игры и мотоцикл. И девушки, видать, только виртуальные. Говорит, не встречает в реальной жизни своего идеала, чтобы и красивая, и грамотная, и читающая… - Дарья Васильевна сложила свои вещи, печально вздохнула и направилась к двери,
Марина встала проводить, с удивлением заметив, что чувствует себя на порядок лучше.
Дарья Васильевна ушла, а Кузя и Виктор не обнаружились ни на кухне, ни в коридоре. Зато из дальнего конца квартиры доносился спокойный, размеренный, но все же бас Виктора.
Дойдя до библиотеки, Марина остановилась у приоткрытой двери, прислонилась к стене и закрыла глаза.
То, что она увидела и услышала, было так похоже на сформировавшуюся за долгие годы в ее голове идиллическую картинку, что в это трудно было поверить, но она это сделала безоговорочно и сразу: огромный парень с голубыми мальчишескими глазами сидел на полу, обнявшись с ее Кузей, и читал ему вслух…
И абсолютно неважным теперь было, что парень этот - рыжий, бородатый и длинноволосый, то есть совсем далекий от ее недавних идеалов…
Идеалы - это то, что создаем, рисуем, взращиваем мы сами. А реальная жизнь, она ярче и неожиданней. Не пропустите!
ЛЮДМИЛА ПРИЛУЦКАЯ. Рассказы автора, которых нет у нас: Дзен-канал "ДОБРЫЕ ИСТОРИИ | Рассказы Прилуцкой Людмилы"