Перепады температур, слякоть и гололёд не только серьёзное испытание для наших нервов и верхней одежды, но и для обуви. Ежедневно в конце осени и начале зимы в травмпункты доставляют пациентов с переломами, которые они получили, как говорится, на ровном месте – просто поскользнувшись! Всему виной – подошва обуви.
О том, как правильно выбрать обувь для осени и зимы рассказывают наши эксперты – заведующая кафедрой дизайна КНИТУ профессор Венера Хамматова и доцент кафедры Руслан Гайнутдинов.
Не для россиян
Все красивые модели сапог и ботинок с маркировкой «еврозима» не соответствуют суровой реальности нашего климата. Такая обувь предназначена для более тёплых стран, где нет морозов и ледяной корки на дорогах. Подошва «еврозимы» обычно изготавливается из полиуретана или поливинилхлорида. Оба материала скользящие и не подходят для использования на льду. Такая подошва обуви неустойчива к морозу и годится только для демисезонных туфель, офисных ботинок или для людей, передвигающихся по городу на личном автомобиле. Полиуретановые подошвы начнут скользить уже при минус 10-15°C, даже если протектор имеет высокую «зубастость». Кроме того, полиуретановая обувь «боится» экстремально низких температур - на морозе подошва может просто лопнуть. Термополиуретан (тунит) менее скользкий, но слишком тяжёлый и обладает плохими теплоизоляционными свойствами.
Не скользит!
Подошвы из термопластичного эластопласта хорошо зарекомендовали себя среди потребителей простой обуви, считаются одним из самых устойчивых к гололеду. Он сохраняет свои свойства даже при самых низких зимних температурах, обеспечивая отличную амортизацию и сцепление с поверхностью, эластичен, износостойкий и морозоустойчивый. Ещё один вариант зимней обуви - материал под названием термопластичная или синтетическая резина, которая относится к категории эластомеров. Он также не скользит, не трескается и не твердеет на морозе.
Выбираем в магазине - советы
- Верхний предел для зимних каблуков - 5 см, если хочется более высокий каблук, он должен быть широким и устойчивым.
- Не покупайте обувь с высокими массивными платформами – они лишают стопу гибкости и позволяют легко упасть на скользкой поверхности.
- Выбирайте гладкую подошву - в идеале с рисунком протектора, так как рельефный рисунок обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием.
- Лучше покупать зимнюю обувь в магазине, а не на маркетплейсах, где можно проверить, насколько скользкие ботинки или сапоги, а для этого можно немного походив в них по гладкому полу.
Что сделать, чтобы скользкая подошва перестала скользить?
Но что делать, если вы уже купили зимнюю обувь, а она не оправдала ваших ожиданий и скользит? Ее нужно модифицировать!
1. Наждачная бумага - нужно вырезать несколько кусков по форме подошвы. Приклейте один кусок к носку, а другой - к пятке обуви. Перед приклеиванием не забудьте обезжирить поверхность спиртом или растворителем. Это увеличит поверхностное натяжение подошвы и обеспечит более надежную фиксацию. Выбирайте крупнозернистую наждачную бумагу с абразивным индексом 80-160 мкм. Более грубая наждачная бумага меньше забивается и имеет более длительный противоскользящий эффект. Недостаток метода - необходимо приклеивать несколько раз за сезон.
2. Песок - поверхность подошв предварительно нужно обезжирить ацетоном и нанести клей на всю поверхность с помощью кисти. Просейте песок через плотную ткань или бумагу с несколькими пробитыми в ней отверстиями для отсеивания самых крупных частиц. Чем крупнее песок, тем лучше сцепные свойства обуви. Затем подошвы полностью погрузите в песок и оставьте на месте до полного высыхания клея. Недостаток метода - песок крошится при эксплуатации, эффективны на льду, но могут поцарапать пол.
3. Резиновый коврик или губки для посуды - можно использовать старый домашний коврик в мелкую пупырышку или абразивную часть губки для посуды. Вырежьте небольшие выкройки по шаблону подметочной части (носка) и каблука. Обезжирьте подошву ацетоном, спиртом или жидкостью для снятия лака. Нанесите клеевой состав и на время прижмите заготовки к подошве. Дождитесь полного высыхания. Недостаток метода - ячеистая структура забивается песком и мелкими камнями.
Ледоступы
Если вы не любитель импровизации и готовы потратиться на специализированные решения для защиты зимней обуви, обратите внимание на ледоступы - это специальные накладки из резины со стальными шипами, которые позволяют безопасно передвигаться по обледенелым поверхностям. Они подходят практически для всех типов обуви, удобны в использовании и транспортировке. В зависимости от брендов различаются и типы креплений. Самые популярные модели крепятся к обуви с помощью жгутов, липучек или шнурков.
«Если не хотите использовать самодельные средства, чтобы сделать новую обувь менее скользкой, необходимо ее носите как можно чаще. Ходьба и сминание подошвы смягчат её и создадут текстуру, улучшающую сцепление с поверхностью. Через несколько дней или недель длительного ношения обувь станет менее скользкой», - комментирует Руслан Гайнутдинов.