Грузия - прекрасная страна, и путешествовать по ней одно удовольствие. Однако, многих удобств грузины лишены. А вместе с ними и новоприбывшие российские релоканты.
Центральное отопление.
В советские годы оно было. 9 апреля 1991 года Грузия объявила о выходе из состава СССР. Вскоре после этого единая централизованная система разрушилась, а трубы демонтировали на металлолом. Отмечу, что в декабре - феврале по ночам температура воздуха в Тбилиси часто опускается ниже нуля. Без отопления не прожить. Местные идут четырьмя различными путями.
- Можно установить систему индивидуального отопления (газ), но это дорого (от тысячи долларов), и счета за коммуналку в холодное время года приходят большие.
- Можно поставить газовый обогреватель. Он обойдется дешевле полноценной системы, но ежемесячные суммы могут оказаться выше. И такой обогреватель отапливает только одно помещение, но не всю квартиру.
- Можно повесить сплит-систему, но она сжигает кислород и к тому же придется снова много отстегивать, только в этот раз уже за электричество.
- Можно греться обычными электрическими обогревателями, но это опять-таки дорого.
- О центральном отоплении, как в России, грузинам остается только мечтать.
Маркетплейсы.
Российские релоканты сильно страдают из-за того, что не могут приобрести привычные им товары. Это относится к косметике, средствам личной гигиены, одежде, обуви, бытовой технике. В грузинских магазинах таких товаров нет, а аналоги стоят в 2 - 3 раза дороже. Россияне из Батуми ездят на маршрутках на шопинг в Турцию, но там ассортимент также ограничен. Посылки с "Али экспресс" могут попросту не дойти. В Грузии нет ни WB (Вайлдберриес), ни Озона. Но эти маркетплейсы имеются в Армении. Россияне выкручиваются двумя способами. Первый способ: заказать нужные вещи во Владикавказ и воспользоваться услугами перевозчика. Сами понимаете, насколько это непросто и затратно. Второй способ: ехать за получением товара в Армению. Следует учесть, что в армянском WB ассортимент уже, чем в России, а цены выше. Да и не накатаешься в соседнее государство. От Тбилиси до Дилижана (ближайший к границе пункт выдачи WB) минимум 4 часа езды.
Лекарства.
Если вожделенные тряпочки с WildBerries еще можно как-то добыть, то c лекарствами уже не выйдет. Только если кто-то купит в аптеке во Владикавказе и привезет как личную собственность, или из другого города с оказией на самолете. Дзен не приветствует названия медикаментов в статьях, поэтому привести конкретные примеры не смогу. Но многих дешевых и доступных в России лекарств в Грузии просто не имеются. А некоторые купить всё же можно, однако впятеро дороже, чем в России.
Хороший фаст-фуд.
В Грузии очень не хватает хорошего фастфуда. Или недорогого (Бургер Кинг - в Сакартвело он дороже раза в полтора), или среднего по цене, но качественного (вроде Шоколадницы). У грузин не имеется наших родных, привычных, милых сердцу Теремка, Крошки-картошки, Додо-пиццы, Иль Патио. Сетевой фаст-фуд представлен забугорными Макдоналдсом, KFС, Вендис, Сабвей, Данкин-Донатс. Вся эта еда конечно нам знакома, но по качеству уступает даже Додо-пицце, не говоря уже о "Братьях Караваевых". Биг Мак в России стоит 240 рублей, а в Грузии почти 500.
Также добавлю, что в Грузии сильный дефицит диетической пищи. Вот что пишет путешественница в одной из статей на Дзен.
Она совершенно права. Подтверждаю. Супы я не пробовал в Грузии никакие, представляю, чего туда наперчат. Нам посчастливилось найти рестораны в Тбилиси и Батуми с отдельными неострыми блюдами. Даже и не знаю, как нам это удалось. Наверно, только там теперь и будем питаться, если поедем в следующем году.
Вежливое отношение к пешеходам.
Меня пугали, что ездить за рулем по Грузии невозможно. Мол, там никто не соблюдает правила и вообще тебя там с дороги сгонят. Ерунда. Водители достаточно дисциплинированные, каждый движется в своем ряду, никто не выезжает на встречную полосу и не превышает скорость. Но это не относится к пропуску пешеходов. Увы, ситуация плачевная. Не уступают даже своим, грузинам, в том числе мамам с колясками. Вот это - самая "популярная" зебра в Тбилиси, центр города, площадь Независимости. Перейти дорогу очень трудно. Чуть ли не сшибают с ног. Объясните мне пожалуйста, почему так? Даже в соседней Армении ситуации намного лучше. Я уж не говорю про Россию. Особенно про Москву. Здесь пешеходам уступают охотно и в любых ситуациях.
Трамваи и троллейбусы.
Единственная трамвайная система в Грузии существовала с 1883 по 2006 год. Увы, трамвай, как и многое в Сакартвело, не пережил развала Советского союза. Трамвайная линия Тбилиси закрылась одновременно с троллейбусной. Ликвидированы троллейбусы в Кутаиси, Батуми, Зугуиди и других городах. Никакого электротранспорта в Грузии не осталось. Руководство Тбилиси периодически поднимает разговор о возрождении трамвая, поскольку это дешевле, чем строить метро, но всякий раз проект откладывается из-за недостатка средств.
Россия за последние 30 лет тоже потеряла множество троллейбусных и трамвайных линий, но все-таки существенная часть уцелела. К примеру, трамвайчики бегают не только по Москве или скажем Владикавказу, но даже и по провинциальному Пятигорску.
Дешевый бензин.
Стоимость главного вида топлива в Грузии поражает воображение. Литр 95-го обойдется в 110 - 115 рублей. У нас в России бензин тоже подорожал, но все-таки пока еще не выше шести десятков.
Большие, удобные, комфортные заправки.
Сейчас чуть ли не на каждой АЗС в России есть вместительные залы ожидания с магазинами, туалет, можно выпить кофе, что-нибудь перекусить. Типичная автозаправка в Грузии выглядит примерно так.
На строящейся трассе Тбилиси - Батуми имеется несколько внушительных заправок с супермаркетом, Subway, Вендис, Данкин Донатс, но их количество можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. И кстати говоря там платные туалеты.
Широкие автомобильные дороги.
У нас в России активно строятся автобаны. Трассы М11, М12, да и М4 в общем-то не так уж и плоха. Даже многие бесплатные трассы имеют по 4 полосы, часто с отбойниками. Ничего этого в Грузии нет. Отдельные кусочки автобана от Тбилиси до Батуми, да еще недавно открыли 35-километровый участок до Сагареджо (трасса Тбилиси - Рустави). Вот, собственно, и всё. Остальные дороги, как правило, насчитывают всего лишь две полосы. Среднее качество покрытия уступает российскому.
Бесплатные лифты.
В большинстве многоквартирных домов Грузии за каждое использование лифта необходимо платить. Цена 10 тетри (3 рубля 40 копеек). А если с собой нет нужной монетки?! Местные жители идут на различные ухищрения. Садятся на хвост. Бросают монетки на веревке. Звонят домой, чтобы родственник вышел на лестничную площадку и вызвал лифт со своего этажа.
Платный лифт! Мы в России такое даже представить себе не можем.
Сервисы.
Многие россияне, переехавшие в Грузию из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань) жалуются на то, что в стране нет налаженной системы доставки из кафе, ресторанов, магазинов. Все эти сервисы, которые в Москве работают как часы, в Грузии еще находятся в зачаточном состоянии. Почти не имеется каршеринга (несколько машин на многотысячный город), кикшеринга, велобайка и тому подобных удобств, к которым мы в Отечестве уже привыкли.
А вы бывали в Грузии? Или, возможно, живете там? Чего именно вам не хватало особенно сильно?
Друзья! Дзен поменял рекомендательную систему и к сожалению, не все мои статьи выходят в ленту. Если вы не видите в ленте моих новых статей, заходите на канал напрямую. Спасибо, что читаете меня! Ваш Максим.