Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

Свежее и очень страшное кино с великим актером и совершенно не предсказуемым финалом

Оглавление

Расскажу об одном американском триллере 2023 года - у нас прошел незамеченным, но внимания достоин, прежде всего своей философией.

Тема не новая, она уже не раз поднималась и обыгрывалась в десятках кассовых шедевров, по законам кровавой киноэстетики 20 века. Но Морган Фримен особенный актер, не даром получивший все высшие награды своей профессии. Через три года ему уже 90 лет и, когда видишь, что он до сих пор в строю и вкладывается в свои роли по полной, не уважать его невозможно.

А если уважаешь, то прислушиваешься, вольно или невольно, вдумываешься, вглядываешься и многое замечаешь - фильм не проходной: пугающий и актуальный.

"Профессор и призрачный убийца."

Фримен играет профессора. Начинается все с лекции в университете, где седовласый преподаватель забрасывает в головы студентов мысль о непреодолимой пропасти между первобытной культурой и гуманизмом, а именно о том, насколько не очевидна ценность человеческой жизни для многих народов, которые всё ещё часть нашей общей цивилизации.

Далее речь идет о ритуалах африканских племен, где под исцелением понимается буквально - получение личной силы за счет поедания части тела убитого врага. С первых фраз также проясняется и понятие "враг" - это кто угодно, кто не является членом клана: прохожий, чужак, а также дети чужака, его женщины, домашние животные, кто угодно, кто не часть "семьи".

В фильме развернут смертельный конфликт между представителями закона и африканским целителем, который в реалиях современной Европы за деньги проводит ритуалы инициации силы для очень состоятельных людей, желающих больше этой самой силы и власти. В качестве материала для этих ритуалов целитель использует европейских детей, на которых охотится возле школ и спортивных площадок.

" Вы ищете "сангому"- лекаря, на вашем языке его назвали бы шаманом.
" Вы ищете "сангому"- лекаря, на вашем языке его назвали бы шаманом.

Девочек и мальчиков подростков с вырезанными глазами и другими, ценными для заказчика ритуала органами, находят на берегах Тибра и Сены. Полицейские, не смотря на то, что они уже установили личность лекаря африканца, никак не могут его поймать - он ловок и силен как тренированный боец спецназа и уходит от облав и погонь, попутно перерезая глотки представителям закона, которые пытаются его обезвредить. Усложняет дело и то, что африканец быстро находит новых заказчиков политиков, перемещается из страны в страну на частных самолетах, получает дипломатическое прикрытие и меняет паспорта, как перчатки, а полицейские даже не могут понять с кем (или с чем) они имеют дело.

Триллер с подтекстом

"Просвещение" сотрудника полиции происходит в диалогах подобных этому:

-Вы знаете что такое мути?
-Нет.
-На языке зулу это лекарство, но у мути есть темная сторона.
- Вы хотите сказать, он использует чужие органы как лекарство?
-Именно. Многие фармацевтические компании используют стволовые клетки абортированных детей для создания вакцин. А это более примитивный вариант той же концепции.

Вот что говорит персонаж Фримена полицейскому, после того как лекарь находит старика и угрожает расправиться с ним, если тот продолжит помогать законнику - диалог примечательный своей "культурной заряженностью"

Полицейский:
- Я сожалею, что втянул вас в эту историю, профессор.
Профессор:
-Нет, не сожалеете.
Полицейский:
- Ладно, вы правы.
Профессор:
- Знаете, в некоторых странах мне бы отдали вашу голову или какой-нибудь другой орган...
- Вот как?
- В качестве извинения, чтобы загладить вину, в Греции, в Азии, в паре африканских стран. Если член племени оскорбил другого тем, что слишком глубоко сунул нос в его дела, вождь мог приказать его убить, а часть его тела вручить пострадавшему - как дар.

- Хм, говорит полицейский, как хорошо, что у нас это незаконно...

Напоминает какой-то анекдот, согласитесь? Классический черный юмор.

Но зверски убитые школьники и школьницы к юмору не особо располагают.

"Кэтти, знаешь, ты идеальная кандидатка. Подготовим Кэтти". " А к чему?" "О, это сюрприз". Заказчик лично выбрал жертву для лекаря: она должна быть умной, красивой, спортивной и иметь огромную жажду жизни. В этой сцене девочка ещё не подозревает, что её готовят к роли жертвенного животного.
"Кэтти, знаешь, ты идеальная кандидатка. Подготовим Кэтти". " А к чему?" "О, это сюрприз". Заказчик лично выбрал жертву для лекаря: она должна быть умной, красивой, спортивной и иметь огромную жажду жизни. В этой сцене девочка ещё не подозревает, что её готовят к роли жертвенного животного.

Адские черты "глубинной америки"

По задумке фильма, остановить африканского целителя убийцу оказывается под силу только старику профессору, который вырос в той же среде, знает законы африканских кланов не с чужих слов и, как оказывается ближе к финалу кровавой охоты, тоже умеет с легкостью перерезать глотки.

Очередную жертву - Кэтти, французскую девочку подростка удается спасти благодаря вмешательству профессора, но лекарь в последний момент снова уходит от полиции.

Финал фильма подписывает приговор цивилизации гуманизма, подчеркивая, что современный человек готов пойти на что угодно, чтобы справиться с жестокими вызовами жизни и получить дикарскую силу.

Не знаю, сознают ли создатели фильма и актеры ту ответственность, которая ложится на них, как на людей моделирующих массовый взгляд на реальность.

Думаю, что не совсем... Потому что, если да, то ад по ним плачет - и зовет.

Короче, последняя сцена такая:

Несчастный полицейский, который весь фильм отчаянно сражается с чувством вины за смерть своей дочери и самоубийство жены, но никак не может исцелить свою душу, получает посылку, в которой лежат, завернутые с тряпочку - вырезанные глаза африканского лекаря киллера. Развернув это послание, служитель закона на миг замирает, а потом засовывает эти глаза в рот и жует, и на его жующем лице зритель сначала видит отвращение, с которым он постепенно справляется, а затем, в последнюю секунду фильма - появляется эмоция счастья и удовлетворения. Хэппи-энд 21 века...

Рефлексия после просмотра

Европа окончательно чокнулась? Или это американский кинематограф продолжает последовательно воплощать в жизнь ментальный сценарий под маркировкой "городские джунгли, в которых человек человеку крокодил?

Мыслей было, признаюсь, много. Самая первая, можно сказать рефлекторная - он что ест их сырыми? Фу, ужас.

Вторая: ладно, профессор нашел убийцу и прислал полицейскому его глаза - старик с самого начала был странным, а когда сорвался на убийство, вернуть его обществу будет сложно. Но как-то не похоже по сюжету фильма, чтобы его самого кто-то осуждал. Скорее, подразумевается, что он теперь снова пойдет преподавать студентам. Будет, так сказать, расширять их культурный кругозор, а заодно, и психологический диапазон нормального? Вот где жесть то, настоящая!

Собственно, в фильме меня зацепила именно модель разрешения конфликта, в духе древнего мифа, абсолютно языческая, дикая, казалось бы - невозможная для представителя современной цивилизации.

Можно было бы списать это на развлечение для психов, но не получается, потому что факты звериной жестокости наёмников, которые то и дело попадают в видеоконтент, транслируемый с мест боевых действий, говорят сами за себя. Эти зверства явно имеют для них какой-то смысл и логику, как в древних ритуалах, они наносят на свои тела символы, тем самым показывая, что цивилизованный человек стремительно дичает. И это уже наша реальность.

"Мути - это лекарство, но у него есть и темная сторона. В метафизическом смысле я бы сравнил это с тем, что можно назвать воинской инициацией" ( из пояснений профессора).
"Мути - это лекарство, но у него есть и темная сторона. В метафизическом смысле я бы сравнил это с тем, что можно назвать воинской инициацией" ( из пояснений профессора).

Поэтому у меня возникают только уточняющие беспомощные вопросы "зачем" и "почему": зачем он делает это? вы поняли почему полицейский теперь счастлив? почему поедание глаз стало терапией для его изболевшейся души?

Логику создателей можно прочитать примерно так: весь фильм он безуспешно гоняется за призраком, но поймать его не может, потому что явно уступает ему во всем, хотя всегда считал себя очень сильным человеком, победителем - такой типичный самоуверенный американец, временно переживающий душевный разлад и находящий отдушину в работе. И вот работа приводит его в определенную точку судьбы, где она как Эдип имеет призрачный выбор.

И получается, что он, вроде бы, ест глаза убитого врага, как первобытный варвар - но исключительно, чтобы стать сильнее и защитить своих детей. Возможно, для авторов, сочинивших этот сюжет, подобное "исцеление" означает победу в некоей незримой войне, которая уже давно идет внутри европейского общества между гуманистом и дикарем: не случайно же профессор говорит о "большинстве корпораций" которые давно перешли на ту же концепцию в её современном виде - так какая разница?

Дикарь явно победил. Фемида бесполезна. Именно с этим посланием американский кинематограф выходит на широкую публику.

Кстати, вчера мне попалась статья Александра Дугина (снова стал активно публиковаться), в которой он анализирует политический феномен так называемого "глубинного государства", и иллюстрация к этой статье тоже показывает Фемиду. Фемиду - с кляпом во рту и привязанную к стулу.

Как всегда, интеллектуальные умники и талантливое популярное искусство говорят современникам об одном и том же, просто на слегка разных языках.

В данном случае кино отражает те же факты реальности, что и умственные конструкты Дугина: под прикрытием демократии (уже довольно слабеньким) с американского континента по всему миру расползается духовная угроза всему, чего достигла человеческая цивилизация за последние 10 тысяч лет: красота, гармония, человечность, принципы воспитания детей, законность - все это может быть уничтожено глобалистской кликой, которая заигралась в богов настолько, что переплюнула в своей "сверхчеловечности" уже и средневековые пытки инквизиции и гитлеровский фашизм.

Сомневаюсь, что после моей статьи вам захочется смотреть фильм. Но если все же глянете, исключительно ради старика Фримена, напишите впечатление.

До связи.

Наталия Артемьева