Найти тему
Жизнь - она такая...

КАК ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ…

Автор: Людмила Белогорская

В своей родной деревне Борька Пименов был широко известен и даже, можно сказать, популярен. До такой степени, что его иначе как «шебутной» не называли.

Обычно в деревне ребятишки рано становятся самостоятельными. Некогда родителям контролировать каждый их шаг. Поэтому те, кто постарше, приглядывает за малышнёй, да и мелкота привыкает соблюдать определённые границы и не делать того, что не следует делать.

Только вот Борька стал исключением из правил. С тех пор, как научился ходить, он начал познавать мир во всех его проявлениях: в два года пытался самостоятельно перейти речку вброд, в три – подоить корову, в четыре – собрать соседскую ребятню и отправиться в соседнее село на базар… Из реки его выловил бдительный дед Трофим, из-под коровы вытащила случайно зашедшая соседка, а поход на базар сорвал не вовремя оказавшийся на дороге председатель колхоза. Все Борькины детские «подвиги» перечислять не имеет смысла, ибо конца им не было, как не было предела его любознательности.

-Зина, ты уж следи за своим шебутным, - просили Борькину мать недовольные соседки. – Сам творит чёрте чё и наших с толку сбивает…

Зинаида и рада бы следить, да разве за ним уследишь? Хорошо ещё, что свою энергию поровну делит: часть – на шалости и забавы, другую – на полезные дела. Поначалу соседи ходили к Зинаиде с жалобами на Борьку, как на работу: обтряс яблоню, стрелял из рогатки по висящим на заборе банкам, катался на соседском бычке, нарядил Полкана в старую дедову тельняшку… Вскоре поняли, что жаловаться бесполезно. Тем более что через неделю тот же «шебутной» Борька помогает бабке Степаниде сложить поленницу, а тётке Варваре поправить покосившийся забор. Шебутной, что с него возьмёшь?

Все облегчённо вздохнули, когда после окончания восьмого класса Борька поступил в Школу механизаторов в соседнем посёлке. Но и на новом месте его деятельная натура требовала новых впечатлений и действий. И теперь уже жители посёлка качали головами, обсуждая Борькины «подвиги».

Этот день Борька запомнил хорошо: приятель Мишка разрешил ему прокатиться на стареньком отцовском «Восходе». Никаких сомнений в том, что он сможет управлять мотоциклом, у Бориса даже не возникало – сел и поехал. Откуда выскочила эта животина, он не заметил. Увидев прямо перед собой перебегающую дорогу кошку, он отвернул в сторону и, снеся ветхий штакетник, оказался в чужом палисаднике.

Потирая вздувшуюся на лбу шишку, он выбрался из-под мотоцикла и оказался лицом к лицу со смуглой старухой.

-Ну что, прокатился, шебутной? – спросила она, прожигая его насквозь взглядом тёмных, почти чёрных, глаз. – Забор-то теперь кто мне чинить будет?

-Извините, - буркнул Борька. – Я не хотел. Завтра с инструментом приду, сделаю…

-Да уж сделай, коль сумел разрушить. А то, что Мурку не задавил, молодец, - неожиданно похвалила его старуха.

Оставшись довольной поправленным забором, старая женщина пригласила парня в дом. Отказ уже готов был сорваться с его языка, Борька даже рот открыл, чтобы заявить, что ему некогда. Но, взглянув в лицо бабке, покорно пошёл в дом.

Потчуя работника душистым чаем с травами, старуха сверлила его взглядом, от которого парню становилось не по себе.

«Что ей от меня надо?» - подумал он.

-Ничего, - скупо улыбнулась старуха. – Смотрю на тебя и думаю – ох, и огребёшь ты в жизни неприятностей из-за характера своего.

-Откуда вы знаете, какой у меня характер? – не удержался от вопроса Борис.

-Да уж знаю. Неугомонный ты, всё в жизни хочешь узнать и попробовать. Только запомни – нельзя всю жизнь прожить, словно в игрушки играя. До того, как стукнет тебе тридцать три, должен будешь ты принять правильное решение.

-Какое решение? – недоумённо посмотрел Борька на бабушку, говорящую загадками.

-Я ведь, мил человек, от бабки своей дар переняла – лечу болезни, снимаю порчу и сглаз, вижу будущее…

-Да не верю я в эту ерунду! – отмахнулся Борис.

-Придётся поверить! – сказала, как отрубила, старуха. – Запомни цифру – тридцать три! В этом возрасте окажешься ты, словно витязь на распутье – налево пойдёшь – жену найдёшь, направо – смертушку… Запомни – до этого возраста ты должен жениться и дальше жить ради семьи. Тогда всё у тебя в жизни хорошо сложится. Выберешь другой путь – погибнешь…

Борька вышел от старухи под впечатлением, пока шёл в своё общежитие, всё думал о её предсказаниях. Лишь к вечеру сумел убедить себя, что всё сказанное – полнейшая чушь.

-Ну и ну, - размышлял он. – Надо же так мозги запудрить, я почти поверил, что всё так и будет…

Кто, в самом деле, в восемнадцать лет примет всерьёз какие-то туманные предсказания? Вот и Борис постарался поскорее забыть этот разговор. Вроде бы забыл, а он вдруг нет-нет, да всплывёт в памяти. Тем более что дальнейшая его жизнь оказалась богатой приключениями – если можно было влипнуть в какую-то историю, то он обязательно в неё влипал. Хорошо, что хоть по кривой дорожке не пошёл. Впрочем, к закону он всегда относился с уважением.

После окончания курсов захотелось Борису самостоятельности. В свою деревню возвращаться не стал, нашёл работу в совхозе километрах в шестидесяти от родного дома. Совхоз выделил ему небольшой домик. К сельской жизни парень был привычен, да и работа с техникой ему нравилась. Жизнь потекла своим чередом. Время от времени навещал мать, сильно тосковавшую по единственному сыну.

-Боренька, когда же ты женишься, наконец? – сокрушалась изрядно сдавшая после смерти отца женщина. – Хочу успеть с внуками понянчиться…

Парень только смеялся:

- Где-то бродит моя невеста по свету, никак найти меня не может.

Наверное, так оно и было – сколько хороших девчат поглядывало на видного парня, а ему ни одна не глянулась. Несколько коротких романов закончились ничем. Было ему уже за тридцать, когда приехала в село молодая учительница с маленькой дочкой. Из дома почти никуда не выходила, в клубе бывала редко, жила замкнуто. И всё равно чем-то зацепила Бориса. Сам не заметил, как влюбился.

Обжёгшись в первом браке, молодая женщина не спешила отвечать на ухаживания Бориса. Но тот был настойчив, а его искреннее восхищение дамой сердца и доброе отношение к малышке сделали своё дело. Молодые люди стали встречаться, а через год решили создать семью.

Незадолго до Нового года парень решил навестить мать. Невеста, Лена, поехать не смогла, вот и отправился Борис один, намереваясь обрадовать женщину известием о предстоящей свадьбе. Пора уже, недавно тридцать три стукнуло!

Накупив гостинцев, Борис поспешил к остановке автобуса. В соседней деревне в автобус вошла маленькая старушка, наряженная в старомодный плюшевый жакет. В автобусе оставалась лишь пара свободных мест в самом конце салона. Представив, каково будет бабушке трястись сзади, парень решительно встал:

-Садитесь на моё место, вам здесь удобнее будет!

-Спасибо, милок! – старушка с благодарностью посмотрела на него непроницаемыми тёмными глазами и устроилась на предложенном месте.

Борис стал пробираться в конец салона, перешагивая через наставленные в проходе сумки.

«Кого она мне напоминает?» – размышлял Борис, устраиваясь на «Камчатке».

И вдруг отчётливо вспомнил другой такой взгляд – взгляд из прошлого. «До тридцати трёх лет ты должен сделать выбор», - вспомнил он слова старой женщины, сказанные ему когда-то. Что-то она говорила ещё про витязя на распутье…

До родной деревни оставалось около десяти километров, когда в сгустившихся сумерках со второстепенной дороги выскочил тяжело гружёный КамАЗ, врезавшись в хвост проходящего автобуса.

Через полчаса на место аварии прибыл фельдшер из деревни. Дожидаясь приезда «Скорой» из района, старался помочь пострадавшим. К счастью, большинство пассажиров отделались синяками, шишками да царапинами. Серьёзно пострадал лишь один человек – Борис, оказавшийся в той части автобуса, которая приняла на себя основной удар. Когда его на носилках занесли в салон прибывшей, наконец, машины «Скорой помощи», медики переглянулись, покачав головами:

-Не жилец!

В тускнеющем сознании молодого мужчины промелькнула мысль: «А ведь тридцать три мне уже исполнилось. Не успел!».