Найти в Дзене

Нина ШИРЯЕВА: «Великая радость — формировать человека!»

Оглавление

Праздничные мероприятия в честь Дня учителя остались позади, однако о работе наших учителей можно рассказывать практически в каждом номере «Абакана» — столько у нас в городе замечательных профессионалов своего дела! Сегодня мы познакомим читателей с учителем математики с сорокадвухлетним (!) стажем, почетным работником общего образования РФ Ниной ШИРЯЕВОЙ. Вот уже более двадцати лет она работает в абаканской школе № 26.

В каждой задаче есть изюминка

— Нина Анатольевна, некоторые ученики думают, что математика — скучная наука, и говорят: «Ну зачем нам в школе углубленно изучать ее?..» Как вы считаете, можно ли и гуманитариев увлечь вашим предметом?

— Скорее всего, скучной математика кажется тем, кто не любит серьезности. В каждой математической задаче есть своя изюминка. И от решения такой сложной задачи появляется чувство удовлетворенности. Сейчас обучать этой дисциплине и изучать ее стало проще, так как появились различные компьютерные программы, но стандартные учебники, тетради и доску с мелом никто не отменял. Порой, когда я пользуюсь гаджетами при проведении урока, задумываюсь о том, что могла бы детям многое объяснить гораздо проще, если бы под рукой были лишь доска и мел.

Что касается гуманитариев и технарей... Нельзя научить человека на всю жизнь, но можно научить его учиться на протяжении всей жизни. Умение считать нам нужно в повседневной жизни? А понимать геометрию и то, из каких многогранников состоит наш мир, какие в нем действуют законы? Также необходимое знание. Сегодня учеников делят на группы с базовым и углубленным изучением математики. С технарями мы работаем над более серьезными задачами, нежели с гуманитариями.

— А как получилось, что вы сами стали учителем математики?

— Учителем математики я хотела стать еще со своей школьной скамьи, поэтому никаких других вариантов и не рассматривала. Огромное спасибо моему учителю математики — Серафиме Николаевне. Когда она узнала о том, что я собираюсь поступать в педагогический институт, то каждый понедельник стала вызывать меня отвечать у доски. И говорила мне: «У математиков нет выходных, и в нерабочие дни ты должна готовиться к занятиям». Я очень благодарна ей за то, что она дала мне знания, которые затем пригодились в институте. Серафима Николаевна вложила в каждого ученика частичку своей души, старалась всему научить и каждому помочь.

По окончании школы я без труда поступила в педагогический институт в городе Бийске. Примечательным было то, что из трех набранных групп студентов в итоге выпустились из института только две. Про себя могу отметить, что училась хорошо, поэтому сложностей со сдачей экзаменов или написанием каких-либо работ не возникало.

Моя профессиональная деятельность в качестве учителя математики началась в сентябре 1982 года в городе Самарканде — мой муж был военнослужащим. Незнакомый город, незнакомая культура, обычаи. Честно скажу, было страшно, что не справлюсь. Однако меня, молодого педагога, в школе приняли очень радушно и тепло. Старшие коллеги и завуч школы поддержали, окружили вниманием, подсказали и на-учили фактически всему: как мне необходимо вести себя, как организовать учащихся на работу в классе. Безмерно всем им благодарна.

Как известно, жизнь семьи военного — это частые переезды. Так было и в нашем случае: через пять лет мы переехали из Самарканда в Приморский край — там прожили восемь лет, я работала по специальности в школе небольшого поселка. Затем наша семья на несколько лет обосновалась в Санкт-Петербурге. В 1998 году мы переехали в город Абакан. И вот уже на протяжении 26 лет я живу и работаю в столице Хакасии, а в школе № 26 — со дня ее открытия, то есть более 20 лет.

Я очень люблю математику. Мне нравится работать с детьми, находить точки соприкосновения с их родителями. Если быть доброжелательным и душевным человеком по отношению к детям, они открываются тебе, идут навстречу.

-2

Тренировки, и только тренировки

— Нина Анатольевна, что делать родителям современных школьников, если они стали замечать, что у ребенка возникли проблемы с изучением математики?

— Такого рода проблемы могут возникнуть в том случае, если ребенок сам не желает постигать азы этой науки. Если же ученик внимательно слушает учителя во время уроков, добросовестно выполняет домашнее задание, то вряд ли трудности возникнут. Однако, к сожалению, многие ученики сейчас списывают, не пытаются понять, поэтому у них проблемы и возникают. Если сейчас я надену коньки и выйду на лед, то не стану же сразу фигуристкой. С изучением математики так же — тренировки, и только тренировки.

— А гаджеты помогают при выполнении заданий или мешают?

— Во время уроков учащиеся ими не пользуются. Я педагог опытный, дети подмечают: «Нина Анатольевна, мы только собрались взять телефоны, а вы уже знаете об этом?» А я отвечаю, что все вижу по их глазам. Однако они активно пользуются различными устройствами при подготовке домашнего задания, поэтому стараюсь давать детям больше карточек со всевозможными задачами и примерами, больше устных заданий.

— Можно ли сделать урок математики интересным для всех — даже для тех, кто не очень любит этот предмет?

— Достаточно часто мы проводим групповые занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учащиеся решают практико-ориентированные задачи. Например, в 10-м классе они начинают изучать стереометрию. Мы с ними разбираем достаточно простую задачу: в грузовике привезли грунт/щебень, высыпали его, он принял форму конуса. Необходимо найти объем груза и площадь поверхности, которую он займет при рассыпании. Также мы занимаемся проектной работой. Эти способы и методы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, создают положительную мотивацию в достижении поставленных целей при изучении материала.

— Какими успехами своих учеников вы гордитесь?

— Одним из показателей эффективности профессиональной деятельности любого учителя являются учебные достижения его учеников. Среди моих учеников есть победители олимпиад, научно-практических конференций. Многие из тех, кого я обучала, поступили в университеты, военные училища, институты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске на направления, связанные с математикой. Многие уже окончили учебные заведения, причем достаточно успешно. Например, когда выпустились прошлые одиннадцатиклассники, это было пять лет назад, один из юношей поступил на специальность, связанную с самолетостроением. У него были лучшие показатели по математике на курсе. А ведь это все технари! Мой ученик постоянно помогал своим однокурсникам подтянуть знания по этой дисциплине.

Подарок есть подарок

— Можете вспомнить какие-то забавные случаи из вашей практики? Наверняка за столько лет в школе таких было немало….

— Конечно, подобных случаев было очень много. Дети любят наблюдать за тем, поддастся учитель на их уловки или нет. Например, когда я работала в Приморье, шестиклассники — они же еще дети, любят немного пошалить — принесли мне весьма необычный подарок. Захожу я в кабинет, на столе лежит журнал. Видно, что в него что-то положили, достаточно большое. Открываю и вижу там осиное гнездо, хорошо, что пустое. Благодарю детей за подарок и прячу его в тумбочку под столом. Они на меня так удивленно смотрят, ведь я не испугалась. После урока попросили меня отдать им это гнездо, чтобы напугать других учителей. Но подарок есть подарок, поэтому оно осталось у меня.

— Что бы вы хотели посоветовать тем, кто тоже хочет связать свою жизнь с профессией учителя?

— Трудно воспитывать активную личность, творческую, стремящуюся к непрерывному совершенствованию, если сам учитель безынициативен, боится всего нового. В прошлом году моя внучка окончила школу и поступила в Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Выбрала направление «учитель математики», сейчас успешно учится на втором курсе. Когда я у нее спросила: «Лена, это же такая сложная профессия, зачем?», она мне ответила: «Ты более сорока лет в профессии. У меня есть твой положительный пример. Прошу тебя, дождись меня, оставь в кабинете все так, как есть, я приду, сменю тебя в качестве преподавателя, а ты тогда пойдешь на пенсию».

Поэтому молодым специалистам я могу посоветовать только любить свою профессию и учеников. Также важно помнить о том, что эта профессия очень затратная в эмоциональном плане. Великая радость — формировать человека, давать ему знания, воспитывать характер, сеять доброе. И это нелегкий труд!

— Нина Анатольевна, в завершение беседы что бы вы пожелали не только коллегам, но и всем горожанам?

— Любить свою школу, не забывать своих учителей, активно изучать те предметы, которые вам нравятся и пригодятся при сдаче экзаменов и в дальнейшей жизни. И конечно же, любви, взаимопонимания и здоровья!

Кристина ВОРОНИНА
Фото из архива школы № 26