Частенько, в разговорах людей можно услышать, что учитель истории в школе и историк - это одна и та же профессия. Либо, по крайней мере, очень похожая. Большинство людей не видят в этих двух профессиях преимущественных различий, предпочитая сводить всё к тому, что оба учат истории. В данной статье мы разберёмся со спецификой двух специальностей, посмотрим на то, какие задачи перед ними стоят, а также кого лучше выбрать для подготовки к ЕГЭ.
Учитель истории как профессия
Начать сравнение стоит с определения того, кого мы называем учителем истории, рассмотреть его обязанности и другие составляющие и особенности профессии. Учитель истории – это педагог, который специализируется на преподавании истории учащимся. В определении особое внимание стоит обратить внимание на слово «педагог», поскольку это важно для понимания задач, которые стоят перед учителем. Педагог, кроме непосредственного преподавания предмета, включает с себя воспитательный и наставнический характер. То есть педагог/учитель является тем человеком, который помимо обучения истории ставит перед собой цель сформировать из школьника личность.
В основном, учителя истории работает в государственных или частных школах. В последнее время молодые люди, получившие педагогическое образование по профилю история, по экономическим и другим причинам часто уходят работать индивидуальными репетиторами, специализирующимися в разных направлениях: школьная программа, подготовка к олимпиадам или к ЕГЭ.
Тем не менее, для дальнейшего рассмотрения особенностей профессии возьмём за основу учителя в школе. Историю преподают с 5 по 11 классы (История России изучается с 6 класса). Сразу стоит заметить, что в большинстве школ учителя истории обучают как своему профильному предмету, так и обществознанию. Во многом это связано с близостью данных дисциплин. Школьный предмет «История» включает в себя преподавание отечественной и всеобщей истории. Кроме того, в ряде регионов учитель истории преподает краеведение. Материал, который учитель должен преподнести учащимся, включает в себя как изучение истории России, так и Всемирной истории с древнейших времён до наших времён. В связи с этим, учебники по истории периодически обновляют и переиздают, добавляя туда новую и актуальную информацию. Также новый материал может быть добавлен в связи с пересмотром исторических событий, их влияния и пр., поскольку история не стоит на месте, постоянно проводя новые исследования.
Большинство школьных программ ставят перед учителями следующие цели:
- формирование у учащихся предметных знаний, то есть чтобы в дальнейшем школьник мог применить полученные им в процессе обучения знания.
- прививание и поддержание интереса к изучению, в данном случае, истории. Данная цель может быть достигнута путём проведения тематических уроков, организации творческих заданий, которые бы побудили учащегося более углубленно изучить тему, заинтересовать его историей в целом.
- воспитание гражданина и патриота своей страны, который уважает ценности, историю, культуру, традиции своей страны, гордится ею и готов в случае необходимости встать на защиту Родины. Данная цель относится к преподаванию истории России. Что касается Всеобщей истории, то перед учителем стоит задача приобщить учащихся к общемировой истории и культуре, показать её взаимосвязь с развитием Российской государственности.
Основными обязанностями учителя истории является: организация учебного процесса, преподавание истории, ведение учебной документации, а также содействие в развитии учеников.
Рассмотрим некоторые особенности профессии учителя истории. Скажу пару слов о том, кому подойдет данная работа. Прежде всего, это подходит людям искренне желающих обучать и воспитывать детей. Что касается плюсов и минусов, то одними из главных преимуществ является то, что учитель будет всегда востребован как в большом, так и маленьком городе; длительный летний отпуск; социальные гарантии и возможность постоянного расширения своих знаний. Минусами данной профессии является большой уровень ответственности; стрессовая работа с учащимися; дополнительная работа (домашние задания и иная школьная документация), которая отнимает личное время, а также небольшая зарплата относительно других профессий, а особенно - трудозатрат времени и нервов.
Историк как профессия
Теперь перейдем к вопросу о том, кто такой историк и каковы особенности данной профессии. Рассмотрим их аналогично критериям, которые рассматривались касательно учителя истории в школе. Дадим краткое и общее понятие. Историк – это учёный, специалист, изучающий прошлое человечества. В большинстве случаев историк - это узконаправленный специалист, который работает по конкретному периоду истории, региону, культуре, историческому деятелю и т. д., Например, известный советский и российский историк Руслан Григорьевич Скрынников специализировался на истории России XVI – XVII вв., а Евгений Викторович Анисимов - на истории петровского времени и первой половины XVIII века
Спектр работ, где историк может себя реализовать, намного шире чем у учителя. В качестве примеров можно привести следующие варианты: исторические музеи и заповедники, преподаватели в ВУЗах, СПО и НИИ, архивная работа, библиотеки, репетиторы, а также учитель в школе (при прохождении дополнительной подготовки по педагогическому профилю). Историку не обязательно работать в каком – либо учебном заведении. Например, археолог, который может не числиться в ВУЗе или НИИ, также будет считаться историком.
Что касается целей, которые ставятся перед историками (возьмём в качестве примера тех, кто преподаёт в ВУЗах), то они заключаются в:
- изложении материала студентам. Цель преподнести материал так, чтобы заинтересовать аудиторию не является приоритетной.
- подготавливать лекционный материал и написание/составление рабочих программ и пособий.
- составление научных текстов и их публикация, а также участие в исследовательских проектах, в том числе помощь студентам в написании НИР и дипломных работ.
Таким образом, данная специальность отлично подойдет тем, кто имеет большой интерес к науке, желанию проводить научные исследования, открывать, создавать, доказывать концепции и теории и т. д. Понравится тем людям, которые любят работать с большим объёмом информации, проводить время и изучать источники в архивах, читать большое количество научной литературы, проводить раскопки, интерпретировать найденное и многое другое. Суммировав вышесказанное, можно прийти к следующему выводу: историк – это человек науки, который полностью погружается в интересующую его область истории для достижения поставленных перед собой целей. Что касается плюсов и минусов, то преимуществами можно назвать участия в крупных международных, зарубежных конференциях; возможность получать научные гранты; на мой взгляд, меньшая стрессовая нагрузка по сравнению со школой, большая часть времени будет уходить на научные исследования и т. д. А минусы - также относительно невысокий уровень оплаты, необходимость обрабатывать огромные объёмы информации и т.д.
Разобравшись с тем, кто такой учитель истории и историк, выделим основных различия.
1) Перед учителем истории стоит задача привить детям любовь к истории, дать им общее представление об отечественной и всеобщей истории, а также развить патриотические чувства. У историка главная задача – это развитие науки, путём создания своих собственных исследований. Если брать расчёт преподавателя истории в ВУЗе, то его цель донести материал.
2) Основная работа учителя заключается во взаимодействии со школьниками, в то время как историк большую часть времени работает с источниками, научной литературой, предметами быта прошлого и т. д.
Кого выбрать в качестве репетитора по истории: школьного учителя, или историка - преподавателя вуза?
Отдельным интересным вопросом является подготовка к ЕГЭ и олимпиадам. Многие ученики и их родители спрашивают, кого лучше всего выбрать в качестве преподавателя для подготовки к экзамену и олимпиаде? Сразу отмечу, что ответ на данный вопрос неоднозначный. С одной стороны, подготовить к экзамену могут оба специалиста, поскольку у того и другого имеется высшее образование по специальности «История». С другой стороны, ЕГЭ не является приоритетным направлением в деятельности историка. Историки-профессионалы в своей сфере могут не знать тонкостей экзамена, которые очень важны. Исключение - когда преподаватель вуза целенаправленно готовит к ЕГЭ учащихся, подрабатывая репетитором. То же самое - касательно олимпиад. С одной стороны историк как правило глубже знает сам предмет, но не всегда знает специфику олимпиады и методы подготовки к ней. Учитель истории - напротив, чаще знает тонкости подготовки к ЕГЭ, но может не иметь такой глубины знаний для подготовки к олимпиадам. Тем не менее, на мой взгляд, при выборе репетитора, в первую очередь стоит обращать внимание на опыт подготовки к ЕГЭ или олимпиадам и результаты прошлых учеников репетитора.
В качестве примера могу пару слов сказать о себе и своей работе. В строгом смысле этого слова, я не являюсь ни историком-профессионалом, ни школьным учителем, так как не работаю в школе, и не занимаюсь серьёзными научными исследованиями. Но сам бы я себя отнёс в большей степени именно к профессии историка, так как в моей биографии присутствует защита Кандидатской диссертации, а это значит, что и архивная работа, написание научных статей и выступлений на конференциях. Тем не менее, я полностью сконцентрировался на работе репетитором, поэтому подготовка учащихся к ЕГЭ и Олимпиадам - моя прямая обязанность. Я всегда стараюсь разобраться в тонкостях и деталях подготовки к этим испытаниям. И этим я занимаюсь уже более 12 лет своей жизни.
В завершении данной статьи хочется сказать следующее. Не стоит считать профессию учителя истории и историка идентичной. Да, люди данных специальностей преподают историю, хотя конечно ими проходятся разные узконаправленные дисциплины. Например, на историческом факультете проходят такие предметы как: историческое архивоведение, история исторической науки и др. Принципиальным различием является цель их работы и то, с чем или с кем они работают. У учителя основная работа заключается в передачи базовых знаний по истории учащимся школы. Историк видит свою цель в изучении тем, открытие и объяснение которых поможет проявить свет на ранее не изученные страницы истории.
А если вы решили всерьёз заняться историей и не знаете, кого выбрать в качестве преподавателя-наставника - то запишитесь на консультацию ко мне. Я отвечу на ваши вопросы и помогу вам в дальнейшей подготовке. Для записи
переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ