Найти тему

Учитель истории и историк, в чём разница?

Оглавление

Частенько, в разговорах людей можно услышать, что учитель истории в школе и историк - это одна и та же профессия. Либо, по крайней мере, очень похожая. Большинство людей не видят в этих двух профессиях преимущественных различий, предпочитая сводить всё к тому, что оба учат истории. В данной статье мы разберёмся со спецификой двух специальностей, посмотрим на то, какие задачи перед ними стоят, а также кого лучше выбрать для подготовки к ЕГЭ.

Учитель истории как профессия

Начать сравнение стоит с определения того, кого мы называем учителем истории, рассмотреть его обязанности и другие составляющие и особенности профессии. Учитель истории – это педагог, который специализируется на преподавании истории учащимся. В определении особое внимание стоит обратить внимание на слово «педагог», поскольку это важно для понимания задач, которые стоят перед учителем. Педагог, кроме непосредственного преподавания предмета, включает с себя воспитательный и наставнический характер. То есть педагог/учитель является тем человеком, который помимо обучения истории ставит перед собой цель сформировать из школьника личность.

В основном, учителя истории работает в государственных или частных школах. В последнее время молодые люди, получившие педагогическое образование по профилю история, по экономическим и другим причинам часто уходят работать индивидуальными репетиторами, специализирующимися в разных направлениях: школьная программа, подготовка к олимпиадам или к ЕГЭ.

Тем не менее, для дальнейшего рассмотрения особенностей профессии возьмём за основу учителя в школе. Историю преподают с 5 по 11 классы (История России изучается с 6 класса). Сразу стоит заметить, что в большинстве школ учителя истории обучают как своему профильному предмету, так и обществознанию. Во многом это связано с близостью данных дисциплин. Школьный предмет «История» включает в себя преподавание отечественной и всеобщей истории. Кроме того, в ряде регионов учитель истории преподает краеведение. Материал, который учитель должен преподнести учащимся, включает в себя как изучение истории России, так и Всемирной истории с древнейших времён до наших времён. В связи с этим, учебники по истории периодически обновляют и переиздают, добавляя туда новую и актуальную информацию. Также новый материал может быть добавлен в связи с пересмотром исторических событий, их влияния и пр., поскольку история не стоит на месте, постоянно проводя новые исследования.

Большинство школьных программ ставят перед учителями следующие цели:

- формирование у учащихся предметных знаний, то есть чтобы в дальнейшем школьник мог применить полученные им в процессе обучения знания.

- прививание и поддержание интереса к изучению, в данном случае, истории. Данная цель может быть достигнута путём проведения тематических уроков, организации творческих заданий, которые бы побудили учащегося более углубленно изучить тему, заинтересовать его историей в целом.

- воспитание гражданина и патриота своей страны, который уважает ценности, историю, культуру, традиции своей страны, гордится ею и готов в случае необходимости встать на защиту Родины. Данная цель относится к преподаванию истории России. Что касается Всеобщей истории, то перед учителем стоит задача приобщить учащихся к общемировой истории и культуре, показать её взаимосвязь с развитием Российской государственности.

Основными обязанностями учителя истории является: организация учебного процесса, преподавание истории, ведение учебной документации, а также содействие в развитии учеников.

Мой папа Киященко Александр Алексеевич посвятил профессии учителя более 30 лет. На своих уроках всегда старался заинтересовать школьников.
Мой папа Киященко Александр Алексеевич посвятил профессии учителя более 30 лет. На своих уроках всегда старался заинтересовать школьников.

Рассмотрим некоторые особенности профессии учителя истории. Скажу пару слов о том, кому подойдет данная работа. Прежде всего, это подходит людям искренне желающих обучать и воспитывать детей. Что касается плюсов и минусов, то одними из главных преимуществ является то, что учитель будет всегда востребован как в большом, так и маленьком городе; длительный летний отпуск; социальные гарантии и возможность постоянного расширения своих знаний. Минусами данной профессии является большой уровень ответственности; стрессовая работа с учащимися; дополнительная работа (домашние задания и иная школьная документация), которая отнимает личное время, а также небольшая зарплата относительно других профессий, а особенно - трудозатрат времени и нервов.

Историк как профессия

Теперь перейдем к вопросу о том, кто такой историк и каковы особенности данной профессии. Рассмотрим их аналогично критериям, которые рассматривались касательно учителя истории в школе. Дадим краткое и общее понятие. Историк – это учёный, специалист, изучающий прошлое человечества. В большинстве случаев историк - это узконаправленный специалист, который работает по конкретному периоду истории, региону, культуре, историческому деятелю и т. д., Например, известный советский и российский историк Руслан Григорьевич Скрынников специализировался на истории России XVI – XVII вв., а Евгений Викторович Анисимов - на истории петровского времени и первой половины XVIII века

Спектр работ, где историк может себя реализовать, намного шире чем у учителя. В качестве примеров можно привести следующие варианты: исторические музеи и заповедники, преподаватели в ВУЗах, СПО и НИИ, архивная работа, библиотеки, репетиторы, а также учитель в школе (при прохождении дополнительной подготовки по педагогическому профилю). Историку не обязательно работать в каком – либо учебном заведении. Например, археолог, который может не числиться в ВУЗе или НИИ, также будет считаться историком.

На фото я в библиотеке во время подготовки Кандидатской диссертации по истории ищу информацию для научных статей, т.е., собираюсь стать историком-профессионалом.
На фото я в библиотеке во время подготовки Кандидатской диссертации по истории ищу информацию для научных статей, т.е., собираюсь стать историком-профессионалом.

Что касается целей, которые ставятся перед историками (возьмём в качестве примера тех, кто преподаёт в ВУЗах), то они заключаются в:

- изложении материала студентам. Цель преподнести материал так, чтобы заинтересовать аудиторию не является приоритетной.

- подготавливать лекционный материал и написание/составление рабочих программ и пособий.

- составление научных текстов и их публикация, а также участие в исследовательских проектах, в том числе помощь студентам в написании НИР и дипломных работ.

Таким образом, данная специальность отлично подойдет тем, кто имеет большой интерес к науке, желанию проводить научные исследования, открывать, создавать, доказывать концепции и теории и т. д. Понравится тем людям, которые любят работать с большим объёмом информации, проводить время и изучать источники в архивах, читать большое количество научной литературы, проводить раскопки, интерпретировать найденное и многое другое. Суммировав вышесказанное, можно прийти к следующему выводу: историк – это человек науки, который полностью погружается в интересующую его область истории для достижения поставленных перед собой целей. Что касается плюсов и минусов, то преимуществами можно назвать участия в крупных международных, зарубежных конференциях; возможность получать научные гранты; на мой взгляд, меньшая стрессовая нагрузка по сравнению со школой, большая часть времени будет уходить на научные исследования и т. д. А минусы - также относительно невысокий уровень оплаты, необходимость обрабатывать огромные объёмы информации и т.д.

Археология - также одно из интереснейших направлений работы. На фото я отдыхаю со своим товарищем Стасом в перерыве археологических раскопок селища Салтово-Маяцкой культуры. Каждый студент исторического факультета (как историк, так и будущий учитель) по окончанию первого курса проходит археологическую практику.
Археология - также одно из интереснейших направлений работы. На фото я отдыхаю со своим товарищем Стасом в перерыве археологических раскопок селища Салтово-Маяцкой культуры. Каждый студент исторического факультета (как историк, так и будущий учитель) по окончанию первого курса проходит археологическую практику.

Разобравшись с тем, кто такой учитель истории и историк, выделим основных различия.

1) Перед учителем истории стоит задача привить детям любовь к истории, дать им общее представление об отечественной и всеобщей истории, а также развить патриотические чувства. У историка главная задача – это развитие науки, путём создания своих собственных исследований. Если брать расчёт преподавателя истории в ВУЗе, то его цель донести материал.

2) Основная работа учителя заключается во взаимодействии со школьниками, в то время как историк большую часть времени работает с источниками, научной литературой, предметами быта прошлого и т. д.

Кого выбрать в качестве репетитора по истории: школьного учителя, или историка - преподавателя вуза?

Отдельным интересным вопросом является подготовка к ЕГЭ и олимпиадам. Многие ученики и их родители спрашивают, кого лучше всего выбрать в качестве преподавателя для подготовки к экзамену и олимпиаде? Сразу отмечу, что ответ на данный вопрос неоднозначный. С одной стороны, подготовить к экзамену могут оба специалиста, поскольку у того и другого имеется высшее образование по специальности «История». С другой стороны, ЕГЭ не является приоритетным направлением в деятельности историка. Историки-профессионалы в своей сфере могут не знать тонкостей экзамена, которые очень важны. Исключение - когда преподаватель вуза целенаправленно готовит к ЕГЭ учащихся, подрабатывая репетитором. То же самое - касательно олимпиад. С одной стороны историк как правило глубже знает сам предмет, но не всегда знает специфику олимпиады и методы подготовки к ней. Учитель истории - напротив, чаще знает тонкости подготовки к ЕГЭ, но может не иметь такой глубины знаний для подготовки к олимпиадам. Тем не менее, на мой взгляд, при выборе репетитора, в первую очередь стоит обращать внимание на опыт подготовки к ЕГЭ или олимпиадам и результаты прошлых учеников репетитора.

В качестве примера могу пару слов сказать о себе и своей работе. В строгом смысле этого слова, я не являюсь ни историком-профессионалом, ни школьным учителем, так как не работаю в школе, и не занимаюсь серьёзными научными исследованиями. Но сам бы я себя отнёс в большей степени именно к профессии историка, так как в моей биографии присутствует защита Кандидатской диссертации, а это значит, что и архивная работа, написание научных статей и выступлений на конференциях. Тем не менее, я полностью сконцентрировался на работе репетитором, поэтому подготовка учащихся к ЕГЭ и Олимпиадам - моя прямая обязанность. Я всегда стараюсь разобраться в тонкостях и деталях подготовки к этим испытаниям. И этим я занимаюсь уже более 12 лет своей жизни.

Диплом о присвоении учёной степени Кандидата исторических наук. Периодически напоминает мне о возможном возвращении к работе историка, написании статей и работе в архивах.
Диплом о присвоении учёной степени Кандидата исторических наук. Периодически напоминает мне о возможном возвращении к работе историка, написании статей и работе в архивах.

В завершении данной статьи хочется сказать следующее. Не стоит считать профессию учителя истории и историка идентичной. Да, люди данных специальностей преподают историю, хотя конечно ими проходятся разные узконаправленные дисциплины. Например, на историческом факультете проходят такие предметы как: историческое архивоведение, история исторической науки и др. Принципиальным различием является цель их работы и то, с чем или с кем они работают. У учителя основная работа заключается в передачи базовых знаний по истории учащимся школы. Историк видит свою цель в изучении тем, открытие и объяснение которых поможет проявить свет на ранее не изученные страницы истории.

А если вы решили всерьёз заняться историей и не знаете, кого выбрать в качестве преподавателя-наставника - то запишитесь на консультацию ко мне. Я отвечу на ваши вопросы и помогу вам в дальнейшей подготовке. Для записи
переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт - страница записи: http://al-hist.ru/zapis-na-zanyatiya.html

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ