Это достаточно распространённое заболевание среди кожной патологии. Им поражены примерно 10–20 % пациентов, обращающихся к дерматологу. У мужчин данная патология встречается в три раза чаще, чем у женщин. Врач-дерматовенеролог объясняет, кто в группе риска и на какие симптомы надо обращать внимание.
Очаг в паху
Из всех микозов, то есть заболеваний, которые вызывает грибки, к эпидермофитии в классическом смысле можно отнести только паховую эпидермофитию. Виновником является паразитирующий грибок Epidermophyton floccosum, который также способен поражать кожу и ногти на стопах.
Патологический процесс, как правило, располагается в паховых и межъягодичных, реже в подмышечных складках и под молочными железами. У очагов поражения с гиперемией (покраснением) и инфильтрацией чёткие края с валиком по периферии, который может содержать пузырьки, корочки и нагноения в тяжёлых случаях. Центральная же область очага может выглядеть неизменной.
Процесс начинается с небольшого пятна, окружённого валиком, которое растёт по периферии, а кожа в центре постепенно бледнеет. Могут появиться дополнительные очаги по соседству, так называемые отсевы. Больного беспокоит сильный или умеренный зуд.
Со временем без должного лечения очаги приобретают коричневый оттенок. В 50 % случаев кожная форма сочетается с поражением стоп и ногтей.
Как гриб захватывает новые территории?
Заражение происходит контактным путём. Этому способствует прямой контакт при соприкосновении кожи больного и здорового человека, что обычно случается при половых контактах. Также заразиться можно через предметы гигиены: полотенца, мочалки, постельное бельё и одежду, а также другие предметы, с которыми контактировала поражённая кожа человека и где остались фрагменты эпидермиса.
При заражении верхние чешуйки, содержащие мицелий и споры гриба, попадают на кожу здорового человека, проникают в эпидермис и начинают своё развитие на новой территории. С помощью фермента кератиназы гриб внедряется в поверхностные клетки кожи и начинает размножаться и расти в виде ветвистого мицелия:
- если скорость отшелушивания эпидермиса высокая, что случается в более молодом возрасте, то достаточного проникновения не происходит и возможно самопроизвольное излечение;
- если же на коже возникают благоприятные условия для развития грибка, такие как высокая влажность, тепло, отсутствие света, а также систематические микроповреждения кожи неудобной и грубой одеждой или обувью, то начинается активный рост этого микроорганизма и появляются клинические проявления и симптомы паховой эпидермофитии.
Возникновению, распространению и более тяжёлому течению паховой эпидермофитии способствуют предрасполагающие факторы:
- вегетососудистая дистония;
- гормональный дисбаланс;
- повышенная потливость (гипергидроз);
- длительное применение антибиотиков, цитостатиков, кортикостероидов;
- иммунодефицитные состояния (СПИД);
- ионизирующая радиация.
Заболеть могут все, но…
Наиболее подвержены заболеванию спортсмены, военнослужащие, заключённые, люди с выраженным ожирением, нарушением углеводного обмена, гормональными дисфункциями и сниженным иммунитетом.
Детей данный вид возбудителя поражает редко из-за более быстрого процесса обновления эпидермиса. Благодаря этому гриб не успевает «укорениться» на занятой территории. Однако случаи эпидермофитии встречаются и у детей с избыточной массой тела и эндокринными нарушениями.
Заболевание может протекать в несколько периодов.
Скрытый период (инкубационный) — от момента заражения до появления первых симптомов. Может продолжаться от нескольких дней до четырёх недель.
Стадия выраженных клинических проявлений: появляются зудящие высыпания на теле. Воспаление яркое, возможно мокнутие. Продолжительность стадии от трёх недель до нескольких месяцев.
У третьей стадии возможны три исхода:
- самопроизвольное излечение, которое встречается крайне редко. Всё зависит от иммунитета кожи;
- переход в хроническую форму;
- бессимптомное носительство. В этом случае нет каких-либо клинических проявлений, но человек может заразить других.
Паховая эпидермофития у мужчин
Данный микоз кожи в три раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Это связано с особенностями анатомии и физиологии их половых органов и окружающей кожи. Для них характерна:
- особенный состав пота;
- постоянная травматизация из-за трения мошонки об окружающую кожу.
Бывает, что высыпания, связанные со скрытым течением заболевания, находятся только с одной стороны паха. Но лечение необходимо проводить с обеих сторон.
На мошонке эпидермофития тоже может протекать скрыто, ограничиваясь лёгкой гиперемией. А вот кожа полового члена не поражается процессом.
У мужчин с избыточной массой тела и повышенной потливостью заболевание может захватывать подмышечные впадины и складки под молочными железами.
Паховая эпидермофития у женщин
Чаще грибок поражает внутреннюю поверхность бёдер, межъягодичные складки, низ живота, область под молочными железами. Нередко возникают очаги на гладкой коже с незначительным воспалением и шелушением. Часто высыпания неверно диагностируют как разноцветный, розовый лишай или поверхностную трихофитию.
Без лечения заболевание протекает хронически с периодами обострения в летнее время из-за усиления потливости, когда на поверхности пятен могут появляться пузырьки, корочки и шелушение. При стихании процесса воспаление в центре очага стихает, остаётся только валик по периферии (симптом шнура).
У женщин эпидермофития чаще протекает с осложнениями в виде пиодермии, аллергического дерматита и экземы. А неверное лечение гормональными мазями из-за неправильно поставленного диагноза приводит не только к хроническому течению, но и к присоединению кандидозной инфекции.
Какие анализы нужно сдать?
Чтобы поставить диагноз, врач ориентируется на клиническую картину, характерные симптомы и результаты следующих лабораторных исследований:
- микроскопическое исследование кожных чешуек и подногтевого содержимого, обработанных 10%-м раствором КОН — быстрый предварительный метод, который позволяет выявить мицелий и споры возбудителя;
- бактериологический посев на питательную среду с определением чувствительности к антимикотическим средствам — более надёжный и результативный метод, позволяющий также определить, какие лекарства будут более эффективны при лечении. Выполняется в течение одной-двух недель;
- исследование в лучах Вуда позволяет дополнительно дифференцировать различные виды грибка. Например, очень похожее заболевание эритразма даст в лучах ярко-красное свечение, нехарактерное для эпидермофитии, которая даёт зелёное свечение;
- ПЦР-исследование позволяет выявить возбудителя на генетическом уровне, но оно достаточно дорогое;
- биопсия поражённых тканей позволяет разобраться с диагнозом в сложных случаях;
- для выявления сопутствующей патологии, предрасполагающих факторов и противопоказаний для назначения лекарств проводятся исследования крови (ОАК, БАК).
К каким осложнениям может привести эпидермофития?
При длительном течении заболевания и неэффективном лечении возможно развитие осложнений:
- лихенизация кожи в очаге длительного воспаления, проявляющаяся её утолщением, сухостью и усилением кожного рисунка;
- присоединение гнойничковой инфекцией может привести к образованию в очагах пустул с гнойным содержимым, которые могут увеличиваться, без должного лечения образуются глубокие язвы, заживающие с образованием рубцов;
- присоединение дрожжевой инфекции грибами рода Candida может сделать лечение более затруднительным и длительным;
- при использовании мазей с глюкокортикостероидами (при неправильной диагностике и лечении, а также самолечении) возникает атипичная, смазанная картина микоза, затрудняющая дальнейшую правильную тактику и приводящая к атрофическим изменениям кожи в очаге или нагноениям.
Лечение эпидермофитии: достаточно местной терапии, но не всегда
При эпидермофитии, как и при других поверхностных микозах, применяется несколько видов терапии:
- этиотропная, направленная на уничтожение или подавление роста микроорганизма, вызвавшего заболевание;
- патогенетическая, устраняющая факторы, способствующие развитию процесса, или сопутствующие заболевания;
- симптоматическая, влияющая на объективные и субъективные проявления возникающие в ходе заболевания.
Учитывая, что эпидермофития характеризуется только местными локальными проявлениями, для эффективной терапии достаточно только местной. Выбор препаратов для эффективного лечения паховой эпидермофитии зависит от стадии заболевания.
В группу эффективных средств при паховой эпидермофитии входят антимикотики, желательно в виде спрея, которые не создают парникового эффекта, как жирные мази. К ним относится, например, тербинафин.
В острую стадию при наличии мокнутия и гнойничковых высыпаний лечение начинают с бактерицидных и подсушивающих средств, к которым относятся анилиновые красители: средства на основе борной кислоты и фуксина, 5%-й раствор йода, бриллиантовый зелёный. Также используются примочки с раствором ихтиола 5 % и слабо-розовый раствор перманганата калия.
При выраженной сопутствующей аллергической реакции после устранения мокнутия прибегают к местным глюкокортикоидным средствам, которые назначают на короткое время (три–пять дней). К ним относятся, например, микозолон и бетаметазон.
Если присоединяется гнойничковая инфекция или кандидоз, то используют средства, активные в отношении этих возбудителей, в виде антибиотиков и противодрожжевых антимикотиков.
Источники:
- Дерматовенерологи : нац. рук. / под ред. Ю. К. Скрипкина, Ю. С. Бутова, О. Л. Иванова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 1024 с.
- Дерматовенерологи 2015: Болезни кожи. Инфекции, передаваемые половым путём : федер. клинич. рек. — 5-е изд., перераб, и доп. — М. : Деловой экспресс, 2016. — 768 с.
- Drake L. A., Dinehart S. M., Farmer E. R. et al. Guidelines of care for superficial mycotic infections of the skin: Tinea corporis, tinea cruris, tinea faciei, tinea manuum, and tinea pedis. Guidelines / Outcomes Committee. American Academy of Dermatology // J Am Acad Dermatol. — 1996; 34 (2 Pt 1): 282–286.
- Patel G. A., Wiederkehr M., Schwartz R. A. Tinea cruris in children // Cutis. — 2009; 84 (3): 133–137.
- Wan S. J., Lara-Corrales I. An unresponsive rash to topical steroids: tinea incognito // Arch Dis Child. — 2018; 103 (1): 13.
- Sahoo A. K., Mahajan R. Management of tinea corporis, tinea cruris, and tinea pedis: A comprehensive review // Indian Dermatol Online J. — 2016; 7 (2): 77–86.
- Weitzman I., Summerbell R. C. The dermatophytes // Clin Microbiol Rev. — 1995; 8: 240–259.
- Hazlianda C., Muis K., Lubis I. A Comparative Study of Polymerase Chain Reaction-Restriction Fragment Length Polymorphism and Fungal Culture for the Evaluation of Fungal Species in Patients with Tinea Cruris // Open Access Maced J Med Sci. — 2017; 5 (7): 844–847.
Автор: Светлана Меньшикова, врач-дерматовенеролог, дерматохирург, косметолог медицинского центра «Олмед» (г. Екатеринбург). Стаж работы более 23 лет. Окончила Уральскую государственную медицинскую академию
Фото: peakSTOCK, RyanKing999, YakobchukOlena, Viktor_Gladkov, ciricvelibor, Likoper, Ake Ngiamsanguan / Фотобанк istockphoto
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции