Найти тему
Сибирский листок

Сергей Туров / Реликвии «Ермакова взятия Сибири»

Икона Архангел Михаил - грозный небесных сил воевода XIX век
Икона Архангел Михаил - грозный небесных сил воевода XIX век

Более четырёхсот лет минуло с той поры, как «преславный атаман» Ермак и его казачья ватага в стремительном рейде разгромили основные силы Сибирского ханства и положили тем самым начало присоединению Северной Азии к России. Событие это эпического характера навсегда запечатлелось в народной памяти. Многократно отразилось в различных жанрах фольклора. По сути, одновременно с официальным летописным описанием сложилась народная версия истории «сибирского взятия». Причём летописная и фольклорная традиции тесно переплелись и взаимообогатились. Пожалуй, самым ярким воплощением этого творческого потока явились реликвии сибирской экспедиции Ермака. Ещё в начале XX в. в Екатеринбурге, Берёзове, Кунгуре, Перми, Тобольске, Тюмени хранились оружие, доспехи, иконы, знамёна ермаковского воинства.

Боевые хоругви

Строгановы провожают ермаковцев в Сибирь Кунгурская летопись
Строгановы провожают ермаковцев в Сибирь Кунгурская летопись

Единственное письменное свидетельство о наличии знамён в войске Ермака содержится в так называемой «Кунгурской летописи». Если верить летописи, Строгановы передали Ермаку в числе другого снаряжения «знамёна полковые с ыконами, всякому сту по знамени».

Это сообщение Кунгурской летописи безоговорочно принял на веру тобольский летописец и изограф С.У. Ремезов (1642 – после 1721) и многократно изобразил ермаково воинство, осенённое знамёнами «с ыконами» в своих миниатюрах к данному летописному тексту. В 1826 г. в Московский арсенал поступил целый комплекс исторических реликвий из Тобольска. Дело в том, что к этому времени был упразднён Тобольский арсенал, учреждённый в 1798 г. В числе других «достопамятных предметов» из сибирской столицы были присланы два «знамени Ермака» с изображением геральдической композиции со львом и единорогом. Сохранилось описание этих знамён, составленное в 1820 г., когда они ещё находились в Тобольске: «На китайке со обложенными по краям кумачем бывших при завоевании Сибири Ермаком Тимофеевичем в царствование царя Ивана Васильевича, со знаками льва и единорога сражающимися 7089 года, ныне 288 лет», а в графе «Щет» указано число – два знамени.

Ротное знамя стрелецкого полка с изображением единорога. 1700 г. Музей армии в Стокгольме
Ротное знамя стрелецкого полка с изображением единорога. 1700 г. Музей армии в Стокгольме

В 1834 г. эти регалии были переданы на хранение в собрание Оружейной палаты. При этом по какой-то неведомой причине к «ермаковым знамёнам» была отнесена ещё одна регалия с изображением сцены «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Это тем более странно, что обозревавший в 1818 г. Тобольский арсенал очевидец писал буквально следующее: «Уважения же достойны (оставшиеся) от похода казаков на Сибирь две хоругви, весьма уже ветхие». Впрочем, знамя с изображением сцены «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» в принципе могло принадлежать ермаковой дружине, так как подобный и другие сюжеты с «победительными чудесами» были широко распространены на русских воинских знамёнах конца XVI – XVII в.

-4

Напомним, что речь идёт о ветхозаветном сюжете, когда ставший главой Израиля после смерти Моисея Иисус Навин встретил архангела Михаила. Тот сказал ему: «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое». Сцена, когда Иисус Навин снимает сапоги, и изображена на знамени. Но более ничего не свидетельствует о том, что данная регалия осеняла дружину Ермака. Таким образом, знамя с изображением сцены «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» было отнесено к «ермаковым», скорее всего, в результате какого-то бюрократического (канцелярского) просчёта. Более того, на основании стилистического (художественного) анализа специалисты датируют это знамя концом XVII в.

-5

Воинские знамёна с изображениями единорога и льва в конце XVI–XVII в. бытовали также достаточно широко. Однако более ничто не подтверждает принадлежности двух знамён с геральдическими изображениями льва и единорога из собрания Оружейной палаты дружине Ермака. Кроме того, ряд специалистов (Ю.В. Арсеньев, В.И. Маркова) считает их, и небезосновательно, изделиями конца XVII в. Все три «ермаковых знамени» и по сей день хранятся в Оружейной палате, а их подробное описание было опубликовано Л. Яковлевым в середине XIX в.: «Одно знамя № 3696 четыреугольное, холстинное, мерою по древку 3 арш. 6 верш. шириною 2 арш. 9 верш. середина голубая, на ней вшито изображение Архангела Михаила, составленое из разноцветных кусков холстины, пред Архангелом Иисус Наввин, на коленах, иззувает сапог; вдали град Иерихон. Койма из коричневаго холста, в углах репья малиновыя, по-бокам, и по нижней койме нарисованы плоды и цветы, на верхней койме надпись: “Грозный воевода Архистратиг Михаил”. Кроме этой коймы была еще другая койма голубаго цвета, которая уцелела только на верхней и на нижней сторонах знамени. Древко крашеное; навершье железное копье, на нем осмиконечный прорезной крест.

-6

Два других знамени № 3697 и № 3698 – устроены так: № 3697 мерою по древку 2 арш. 8 верш., шириною 3 аршина 6 верш. середина знамени синяя холстинная, на ней вшиты лев и единорог, готовые к бою, из белой холстины; вокруг знамени койма из красной холстины, нижняя полоса и часть верхней полосы коймы оторваны; на уцелевших же полосах вшиты из белой холстины: на верхней солнце, на боковых коймах репья, и в верхнем углу крест, составленный из четырех гербовных лилий. Другое знамя № 3698 мерою по древку 3 арш. шириною 2 арш. 9 верш. середина знамени синяя, холстинная, кругом пришита койма из белой холстины, городками, а в середине вышиты из белой же холстины лев и единорог, готовые к бою; изображенья расцвечены черною краскою, язык у льва из красной холстины; кругом всего знамени широкая койма, с трех сторон неопределенного цвета, а с четвертой красная, холстинная же; по койме с трех сторон написан черною краскою развод и травы, и в четырех углах репья. Древки знамен красныя; навершья копья железныя гладкия».

Знамя Ермака. Левая сторона. Прорисовка Знаменского
Знамя Ермака. Левая сторона. Прорисовка Знаменского

Однако не все «ермаковы знамёна» в своё время были высланы в Москву. Сибирский историк XIX в. Николай Абрамов считал, что в дружине Ермака было два «главных знамени» с изображениями Спасителя и святого Николая Мирликийского. По утверждению Н. Абрамова, эти знамёна хранились в Тобольском арсенале. Однако в уже упоминавшейся описи «…достопамятным военным древним оружиям в Тобольском арсенале в приличных местах расположенных», в разделе «Из знамён» данные знамёна не числятся. Зато знамёна с изображениями икон Спаса и св. Николая Мирликийского хорошо просматриваются на миниатюрах ремезовской летописи.

Знамя Ермака. Правая сторона. Прорисовка Знаменского
Знамя Ермака. Правая сторона. Прорисовка Знаменского

Таким образом, вероятнее всего, Н. Абрамов, находясь под влиянием ремезовского творчества, выдал желаемое за действительное. Между тем в Сибири оставалось как минимум ещё одно «ермаково знамя», хранившееся у казаков г. Берёзова Тобольской губернии. Якобы принесённое ермаковыми казаками – первонасельниками Берёзовского острога (основан воеводой Н. Траханиотовым в 1593 г.) знамя хранилось в Берёзовской сотенной войсковой канцелярии. В 1827 г. приезжавший в Берёзов тобольский гражданский губернатор Бантыш-Каменский взял его оттуда и передал в Тобольский городовой казачий полк. Однако к 1877 г. в Тобольске знамени уже не было, и следы его потерялись. Впрочем, у берёзовских казаков оказалось ещё одно «ермаково знамя», или они попросту схитрили и отдали Бантыш-Каменскому вместо «знамени Ермака» какое-то другое знамя, или по истечении определённого времени знамя им вернули. Последнее вероятнее всего.

Фотография «березовского знамени Ермака» из фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Конец XIX- начало XX в.
Фотография «березовского знамени Ермака» из фондов Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Конец XIX- начало XX в.

Как бы там ни было, до 1883 г. в берёзовском Воскресенском соборе хранилось «знамя Ермака», переданное туда в 1881 г. после упразднения Берёзовской пешей казачьей команды. Знамя на одной стороне имело изображение «Архангела Михаила грозных сил воеводы» на другой – «Чуда великомученика Димитрия Солунского». Первое описание этой регалии в литературе принадлежит Е. Кузнецову. С его слов, полотняное знамя было укреплено на древке и имело квадратную форму. Однако Е. Кузнецов ошибся с сюжетами, изображёнными на знамени. Дмитрия Солунского известный тобольский краевед перепутал с Георгием Победоносцем. В 1881 г. широко отмечалось трёхсотлетие покорения Сибири. В рамках юбилейных торжеств император Александр III повелел для увековечивания памяти завоевателя Сибири переименовать 1-й полк Сибирского казачьего войска в 1-й Сибирский Ермака Тимофеевича казачий полк. В это время войсковым атаманом Сибирского казачьего войска являлся Г.А. Колпаковский. Последний в 1855–1858 гг. исполнял должность берёзовского окружного начальника и был осведомлён о наличии у местных казаков «знамени Ермака». Так родилась инициатива о передаче данной реликвии в Сибирское казачье войско с тем, чтобы «…ещё более укрепить во вверенном ему (Г.А. Колпаковскому. – С.Т.) войске память об его прародителе Ермаке». С этой целью в 1883 г. в Берёзов был командирован есаул Жуков. После коротких переговоров с отставными берёзовскими казаками знамя было передано есаулу и доставлено в Омск. В марте 1883 г. знамя торжественно было внесено в войсковой Никольский собор. В 1891 г. регалию заключили в металлическую рамку «между двумя зеркальными стеклами, и с древком с двумя отногами».

Знамя дружины Ермака
Знамя дружины Ермака

После начала революции знамя оставалось в Свято-Троицком соборе Омска. 18–19 февраля 1918 г. во время так называемого «Поповского мятежа», то есть мирного протеста (крестного хода) православного духовенства и православной общественности, жёстко подавленного большевиками, атаман Б.В. Анненков организовал рейд по эвакуации войсковых святынь сибирских казаков – войскового знамени 300-летия дома Романовых и знамени Ермака. После чего ушёл к Кокчетаву, затем в Киргизскую степь. 7 июня 1918 г. в Омске произошёл мятеж чехословацкого корпуса и антибольшевистских сил. Советская власть пала. В октябре того же года атаман Анненков вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Однако состояние стяга было плачевным. Регалия была наспех отреставрирована и в декабре перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После разгрома Колчака и отступления белых из Омска знамя затерялось, но сохранились копии.

-11

В своё время по приказу Г.А. Колпаковского статским советником Круссеровым были изготовлены несколько рисунков знамени акварелью. Один из них был отправлен в Исторический музей в Москву, ещё один – в Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, а последний – в Ермака Тимофеевича Сибирский казачий полк.

-12

Кроме того, известна прорисовка «омского знамени Ермака», выполненная известным тобольским художником XIX в. М.С. Знаменским. Наконец опубликованы, как минимум, две фотографии (1918, 1919 гг.) стороны знамени с изображением архистратига Михаила. В фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника хранится фотография стороны знамени с изображением Димитрия Солунского.

Знамя Ермака. Реконструкция из собрания Омского государственного историко-краеведческого музея
Знамя Ермака. Реконструкция из собрания Омского государственного историко-краеведческого музея

Некоторые из указанных выше копий были использованы для частичной реконструкции знамени. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 г. по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака с изображением архангела Михаила. Ныне эта копия хранится в Никольском войсковом казачьем соборе. Значительно труднее, нежели реконструировать знамя, подтвердить или опровергнуть его принадлежность дружине Ермака. Известно, что знамя представляло собой холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьём лежащего на земле вражеского воина. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьём чудовище, выбежавшее из некоего разрушенного здания. В верхнем углу, с левой стороны от архангела, был изображен предвечный младенец с находящимися перед ним потиром и дискосом. Подлинным признавал знамя его первый исследователь Г.Е. Катанаев. Аргументы Катанаева сводились к следующему. Знамя было подарено Ермаку Строгановыми, поскольку изображение Дмитрия Солунского по существу воспроизводит широко распространённый с XVI в. в русской иконописной традиции сюжет, где Дмитрий Солунский поражает копьём хана Мамая. Специалисты, которым показывал знамя Катанаев, заверили его, что «…изображение на одной из его сторон иконы Св. Димитрия Солунского, сидящего на коне и поражающего копьём Мамая… несомненно принадлежит к строгановскому письму (к строгановской иконописной традиции. – С.Т.)». Кроме того, Катанаев разглядел на одной из миниатюр Ремезовской летописи знамя, на котором изображена икона, «…по очертаниям весьма схожая с тою, которая изображена на березовском знамени». Среди современных исследователей единственная, кто занимался датировкой знамени исходя из художественных (стилистических) особенностей имеющихся на нём изображений, П.А. Тычинская, пришла к выводу, что на знамени воспроизведены изображения, характерные для иконописи рубежа XVII–XVIII вв.

Дополнительным аргументом за данную датировку является то обстоятельство, что в 1720-х гг. берёзовские казаки по собственной инициативе возвели храм во имя великомученика Дмитрия Солунского. Скорее всего, посвящением храма казаки хотели ещё раз подчеркнуть своё «сродство с ермаковцами». Согласно летописной традиции, решающий бой между дружиной Ермака и воинством Кучума, в результате которого была захвачена ханская ставка Искер, состоялся в день памяти св. Дмитрия Солунского – 26 октября (8 ноября) 1582 г.

Продолжение следует

Публикуется по: Тобольск и вся Сибирь: историко-культурологический, литературнохудожественный альманах. Кн. № 1.Тюмень – столица деревень / ред.-сост. Н.А. Балюк, А.Л. Вычугжанин; оформление: И.Е. Лукьянов. – Тобольск: Издательский отдел ТРОФБ «Возрождение Тобольска», 2022.

#тюмень_столица_деревень