Смысловые неблагозвучия, как правило, субъективны. Даже самые прекрасные по значению слова по звучанию воспринимаются людьми по-разному, тем более – трактуются.
Я напишу: лю-бо-вь!
И будет «лю» – журчанье ручейка,
И будет «бо» – корней произрастанье,
И «вь» – верёвка пастуха,
А я овечка, я пишу: лю-б-лю,
Где я есть «б», а ты «лю-лю»…
(Алексей Ладо, «Я напишу: лю-бо-вь!»)
На восприятие влияет много факторов: от воспитания, образованности до особенностей слуха, языкового чутья, вкуса.
И все же можно выделить некоторые группы смыслового неблагозвучия.
1️⃣ «Грубые» слова
Часто слова с неприятным, грубым, экспрессивным, неэстетическим значением воспринимаются как неблагозвучные.
Сравните: старуха – старушка, дурак – дурень, красотка – красавица, кричит – орет и др.
«Грубые» слова, смыслы делают портрет старухи неприятным:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
(«Сказки о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
(С. Есенин)
Выбор слова зависит от цели, от того, какие эмоции поэт хочет вызвать у читателя.
Рекомендую прием «качели»: слово выбирается в зависимости от нужного уровня экспрессивности между двумя нейтральными. Например,
«тихо – громко» (о говорении): шептал – говорил – кричал – орал – ревел.
«Мягко – грубо» (о прикосновении): нежно – ласково – трепетно – обжигающе – сильно – до синяков.
«Старшая в родне – старая женщина» (о человеке): бабуля – бабушка – старушка – бабка – старуха – карга – хрычовка.
«Храпит» – ясное, понятное значение слова. Уместно ли в лирике? Не всегда. Лично мне в стихах для детей оно режет слух.
Он глаза закрыл, вздохнул,
Слышу захрапел... заснул.
Ты поспи, папуля мой,
Посижу уж я с тобой.
(Из сети)
Иногда грубыми нам кажутся слова, словосочетания, предложения, когда они «выбиваются» из стиля:
Ты жил, словно правил блестящий дворцовый бал,
Изящно вальсируя, будто в кино немом,
И женщин наивных десятками охмурял...
Отчётливо я сознавала: типаж не мой.
(Из сети)
2️⃣ Просторечия, жаргон, сленг, диалектные слова
Большинство мною опрошенных поэтов считает, что такие слова стихи не портят.
Не могу с этим согласиться, словечки «из народа» сразу заметят внимательные читатели. И юмор не спасает:
Моя матка, мой папаня
Как-то мылись вместе в бане…
Профессиональный сленг редок в стихах вообще и, как правило, «не звучит»:
Мы плыли уже больше часа,
Крутились стрелки у компа́са…
Жаргонные слова, сленг, арго часто грубы и непонятны в каком-то контексте:
Украли мой покой и сон,
Нашли друзей мне новых.
Стихи, стишата, и стишки –
Средь них немало клёвых...
Как быстро вырастают внуки.
Ещё разбросаны игрушки:
собачки, мишки и лягушки,
а внуки наши в интернете.
И на уме у них татушки,
сережки в ухе и подружки...
Просторечия, жаргон, сленг сами по себе могут быть неблагозвучными, но особенно в сочетании со словами «высокого стиля».
Молятся люди, ворко́чут,
Что-то от боженьки хо́чут…
3️⃣ Обсценная лексика
Особняком в этой группе стоит обсценная лексика. Мат – явление древнее, и в поэзии они, конечно, тоже встречаются. Давайте посмотрим на результаты нашего опроса: «Какие слова ухудшают стихотворение?»
Итак, 75% участников опроса считают, что обсценная лексика портит стихи, а 14,29% не видят в ней ничего плохого.
На мой взгляд, такие слова употребляются только специально. Для чего – решать автору. И причина употребления должна быть очень важной, даже исключительной. Это касается и юмористических, и экспрессивных, и экспериментальных стихов.
Смысловое неблагозвучие является ошибкой лишь, подчеркну, субъективно. Оно вполне уместно в нарративной лирике, в речи лирического героя, для выражения особых эмоций, экспрессии.
Просто, на мой взгляд, нужно развивать свое языковое чутье, вкус, больше читать хорошую поэзию, думать над словом.
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.