Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 2МВ. Robert Roland Stanford Tuck

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Роберт Роланд Стенфорд Так (1916-1987) один из самых знаменитых и популярных летчиков-истребителей RAF периода 1939-1945 гг. Соратники говорили о нем, как о прекрасном стрелке, отличном командире и... большом «везунчике». Друзья так и называли его: «Лаки Так» - «Счастливчик Так».

Родившийся 1 июля 1916 г. в Лондоне Роберт Роланд Стэнфорд Так происходил из рода сэра Томаса Пайктона (Picton) - выдающегося генерала, участника войн Англии против Наполеона I. Роберт блестяще учился в Сэнт-Дастенской школе, а затем - в Сэнт-Дастенском колледже. Но в 16 лет, увлекшись морем, Боб Так покинул колледж и нанялся на работу в торговый флот. Роберт был моряком 3 года и, как это ни парадоксально, именно во время службы во флоте к нему пришло увлечение небом. В сентябре 1935 г. Стэнфорд Так выдвинул свою кандидатуру для вступления в RAF, и был допущен к обучению на пилота.

Уже в самом начале летной карьеры Роберт проявил свои прекрасные способности и яркое дарование. В августе 1936 г. после получения диплома пилота он был направлен в 65-ю эскадрилью, базировавшуюся на Хорнчеч в графстве Эссекс. Эскадрилья как раз сдавала свои старые самолеты Глостер «Гонтлет», и к маю 1937 г. под руководством скадрон-лидера С. Грейси освоила новые истребители Глостер «Гладиатор». В январе 1938 г. Стэнфорд Так попал в авиакатастрофу - столкнулся с самолетом флаинг-офицера Бикнелла. Так успел спастись на парашюте, а Бикнелл погиб. Несмотря на это несчастье, 15 сентября 1938 г. Роберт получил звание флаинг-офицера (старшего лейтенанта); накануне Второй мировой войны будущий ас был переведен из 65-й эскадрильи во вновь формирующуюся в Кройдоне 92-ю эскадрилью - на должность командира звена. А уже после начала боевых действий его часть получила на вооружение новый истребитель Супермарин «Спитфайр» Мк.I. На этом великолепном самолете Так и открыл счет своих воздушных побед.

-2

23-го мая 1940 г. его 92-я эскадрилья была перебазирована в Хорнчеч – поближе к району боевых действий, и в тот же день она совершила первый боевой вылет на Дюнкерк. Но в завязавшемся над этим французским портом бою эскадрилья понесла тяжелые потери: 2 пилота погибли, 2 пропали без вести и 1 был ранен. Однако и немцы пострадали от англичан: в этом бою Стэнфорд Так уничтожил 2 Мессершмитта Bf.110. Одного из немцев Так сбил на бреющем над самой землей; когда же Роберт делал разворот над обломками этой «стодесятки», его атаковал другой Bf.110, прошивший своими пулями ветровое стекло Стэнфорда. Так чудом остался жив - пули буквально изрешетили кабину вокруг его головы, но сам Роберт не получил ни царапины!

-3

Несколько дней спустя был сбит и попал в плен командир 92-й эскадрильи Роджер Башелл (Roger Bushell), и командование эскадрильей принял Стэнфорд Так. Вскоре над побережьем Франции он во главе эскадрильи атаковал целую Группе (Полк) германских бомбардировщиков Дорнье Dо.17, которых сопровождали истребители Bf.110. В самом начале боя самолет Стэнфорда был подбит, а сам он – ранен; тем не менее Так не ушел, а продолжал сражаться, уничтожив в этом бою 2 немецких бомбардировщика. По окончании схватки он с большим трудом сумел дотянуть до своего берега и совершить вынужденную посадку прямо на пляже…

В последних числах мая оставшийся в строю несмотря на ранение Стэнфорд Так увеличил свой победный счет еще на 1 «Дорнье», но тут его почти полностью погибшую в боях 92-ю эскадрилью отвели из района боевых действий в Дюксфорд на переформирование. Пополнив за 4 дня свой личный состав и получив новые «Спитфайры», 92-я уже 2-го июня прибыла в Носхолт и вновь приняла участие в боях. В схватке с Не.111 и Bf.109 над Кале Роберт одержал 7-ю воздушную победу, и когда его эскадрилья была отведена на отдых в Пембри, Стэнфорд Так получил свою первую боевую награду. Крест за Летные Заслуги (Distinguished Flying Cross), ему вручил лично король Великобритании во время торжественной церемонии в Хорнчеч.

После этого награждения Роберт принял участие в сравнительных испытаниях «Спитфайра» и трофейного Bf.109E. Именно во время этого тестирования Так понял и твердо усвоил, что преимущество немецким истребителям дает прекрасное маневрирование «Мессера» по вертикали, и эволюции при отрицательных перегрузках. Поняв это еще во время полетов на «Спитфайре», после полетов на самом Мессершмитте Роберт в сердцах заявил: «Ненавижу этот проклятый немецкий самолет!» Однако прямое изучение основной машины противника уже в скором времени дало свои результаты.

-4

В ходе начавшейся «Битвы за Англию» вернувшийся в свою часть молодой британский ас вновь показал, на что он способен: 13-го августа во время ночного патрулирования Стэнфорд сбил над Британией Юнкерс Ju.88, 14-го августа - еще 2 Юнкерса, а 18-го августа - еще 1 самолет того же типа. Однако в этом последнем бою Роберт был вновь ранен и сел на «вынужденную», после чего угодил в госпиталь Биггин Хилл, и здесь он встретился с тем самым пилотом Ju.88, которого Так сбил в этот день. Немец же «в знак высшего уважения» к своему победителю подарил Таку собственный «Железный Крест». Британский ас посчитал подарок немецкого летчика своим «талисманом счастья».

Уже через неделю Так вновь принял участие в боях и сбил очередной бомбардировщик противника; однако в ходе схватки стрелок этого Do.215 так изрешетил «Спитфайр» Така, что после приземления машину списали, как негодную к употреблению. Сам же пилот не получил ни одной царапины...

Репутация и популярность Стэнфорда Така среди летчиков-истребителей Британии стремительно росли, и это привлекло к его личности внимание высшего военного руководства. Решив с толком использовать эту популярность, командование 11 сентября 1940 г. назначило Роберта командиром 257-й истребительной эскадрильи, изрядно потрепанной в предыдущих боях и утерявшей боевой дух; Таку предстояло возродить его.

-5

Прибыв в Дебден к новому месту службы, и не успев еще толком освоить незнакомый ему самолет (257-я летала на «Харрикейнах» Мк.I) Так уже 15-го сентября вступил во главе своего нового подразделения в жесточайшую схватку над Лондоном, и сбил в этом бою германский истребитель Bf.109... Таким образом, смена типа истребителя не сказалась на его успехах: несмотря на первоначальные опасения, британский ас довольно быстро освоил новую для него машину, и даже полюбил «Харрикейн», продолжая и на нем успешно «коллекционировать» воздушные победы. К концу октября он уничтожил еще 6 вражеских самолетов, 4 из которых были Мессершмиттами-109.

В ноябре имевший на своем счету уже 20 личных и групповых побед Стэнфорд Так был награжден Орденом за Отличную Службу (Distinguished Service Order). До самого конца 1940 г. Так участвовал в боях над Южной Англией; немцы к этому времени уже поняли, что высадка на побережье Британии невозможна и главной их целью стало нанести как можно больше потерь не сдавшимся RAF. Однако английские пилоты продолжали давать Люфтваффе достойный отпор, в том числе 257-я эскадрилья, командир которой сбил только за декабрь 3 неприятельских самолета.

-6

Весна 1941 г. принесла Таку новые успехи - очередные 5 воздушных побед. Но 21 апреля, после уничтожения 2-х Bf.109, Роберту вновь пришлось прыгать из подбитого самолета с парашютом. На этот раз это произошло над Ла-Маншем, и Так 2 часа плавал в холодной воде, пока не был извлечен из пролива британскими спасателями из Грэвисенда. В июле 1941 Боб Так получил звание винг-коммандера (подполковника) и должность командира Дюксфордского Авиацинного Крыла. Не желая возможной гибели весьма популярного в британской авиации летчика, служившего для многих примером, Высшее авиационное командование запретило ему совершать боевые вылеты; однако Стэнфорд Так, несмотря на этот запрет, по мере возможности продолжал летать и сражаться.

В октябре 1941 г, вместе с другими лучшими асами RAF Маланом и Бродхорстом Так побывал в США, где консультировал американских летчиков о методах ведения воздушной войны на европейском театре. В декабре, вернувшись в Великобританию, Стэнфорд возглавил Истребительное Крыло в Биггин-Хилл и за несколько недель довел свой счет до 29-ти побед (27 личных + 2 групповых). Однако 28-го января 1942 г. его боевой карьере пришел конец: вылетевший в этот день на своем «Спитфайре» Мк.Vb на свободную охоту, над Булонь-Сюр-Мер во время атаки наземной цели Стэнфорд Так был сбит зенитным огнем немцев.

-7

Попав в плен, Роберт 3 года провел в заточении в различных германских концлагерях. Но 1 февраля 1945 г. Стэнфорду вместе с польским летчиком З. Кустржинским удалось бежать с фермы, куда их направили на работу. Через несколько дней блужданий по лесам беглецы встретились с подразделением советской пехоты, и 2 недели они воевали в составе этой части. Позднее из Польши летчики добрались в Британское посольство в Москве, и вскоре отплыли из Одессы назад в Англию.

В 1949 г. Роберт Стэнфорд Так уволился из RAF и занялся разведением грибов. Вскоре он завязал дружбу с бывшим немецким асом-истребителем Адольфом Галландом, вместе с которым, а так же с британским безногим асом Дагласом Бэйдером, Роберт выступил консультантом исторического фильма «Битва за Британию». Впоследствии Стэнфорд Так сотрудничал с Гендонским Музеем RAF и Музеем Битвы за Британию. Скончался 5 мая 1987 г.

-8

Всего за время участия в войне винг-командер Так одержал 27 личных и 2 групповые воздушные победы, еще 6 побед числились как вероятные (не имели подтверждений). При этом 15 личных побед были одержаны им на истребителе «Спитфайр», а 12 – на «Харрикейне». В ходе «Битвы за Францию» Таку записали 7 личных и 1 групповую победу, а в «Битве за Англию» - 10 личных и 1 групповую победу. Сам Роберт Так за войну был сбит 5 раз.

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.