За последние пару лет китайская марка «Haval» стала родной для российского авторынка. Теперь на наших дорогах автомобили этого бренда можно увидеть гораздо чаще, чем марки западных производителей.
Как только не звучит название «Haval» на русский манер – каждый переиначивает его, как может. «Хавал», «Хавейл», «Хавэл» – это всё о нём.
На китайский же лад название произносится как «Хафу». Но мало кто знает, что философия этого названия берёт начало в английском выражении «I have all», что означает у меняя есть всё.
Смысл его прост и сводится к тому, что у человека есть всё, что нужно для счастья, а именно: семья, друзья, престижная работа, а на пике всего этого благополучия – машина всем на зависть.
Именно такой подтекст был заложен китайцами в имя своего популярного бренда.
Выглядит автомобиль, и впрямь, презентабельно. Внешний вид находится в полной гармонии с внутренним оснащением салона. В общем, обладание таким автомобилем вполне себе может являться признаком полного благополучия его владельца.
Посмотрим, так ли оно выходит на деле, настолько ли всё радужно, как кажется! А начнём с «кардиологического обследования», или критического анализа «железного сердца» китайского символа благополучия.
Производитель «железных сердец» из Поднебесной «Great Wall» выдаёт за свои уникальные разработки то, что уже давно создано (и не им), существует и совершенствуется.
За основу для своих двигателей китайцы взяли моторы «Toyota», «Mitsubishi», «Volkswagen». В общем-то, начало неплохое – «фундамент», что называется, крепкий и респектабельный.
Ну а то, что не совсем своё – это мелочи: в конце концов, весь мир бессовестно «заимствует» друг друга что-то новенькое.
Китайцы мудро пошли по пути наименьшего сопротивления: пока японцы да немцы многие годы находились в творческом поиске, тестировали, перепроверяли, переиначивали, они спокойно ждали, заняв место стороннего наблюдателя.
Как только миру были представлены лучшие образцы, качество коих было доказано опытным путём и годами дотошной работы, китайские производители тут же скопировали всё то, что на западе зовётся коротко и ясно – «the best».
Такой хитрый ход в совокупности с промышленными мощностями дал китайцам фору – они в своём развитии шагнули гораздо дальше и сделали это быстрее всех остальных.
А теперь смотрим на китайские заимствования более пристально.
Начнём с современного турбированного движка GW4G15K (1,5 л, 143 лошадиных силы), который «Великая Стена» удачно подсмотрела у своих японских коллег из концерна «Toyota».
Этот двигатель «взорвал» китайский рынок в далёком уже 2020 году. Его можно увидеть на первом поколении признанного и довольно востребованного у нас «Haval Jolion».
По своей сути этот мотор – точная копия двигателя 1NZ‑FE от Toyota (то же можно сказать и о более ранних вариантах китайских моторов).
Ремень ГРМ оснащён цепным приводом. Система фазорегулятора только на впуске, которая включает в себя специальную муфту, поворачивающую распредвал на определённый угол (в силу действия гидравлики и электроники), позволяет менять фазы газораспределения, чтобы достигнуть максимальной эффективности работы двигателя в разных режимах и на разных оборотах.
Блок цилиндров и головки блока цилиндров выполнены из алюминия.
Чем успел отличиться данный тип мотора в Поднебесной? Прожорлив до безобразия – ест до неприличия много масла.
Не успевая отъездить первые сто тысяч километров, владельцы автомобилей с этим движком жалуются на растяжение цепи ГРМ. Ресурс турбины небольшой, а система зажигания до нельзя слабенькая.
Эти двигатели крайне капризны и избирательны в плане качественного бензина. Отличаются крайне быстрым появлением нагара как в системе впуска, так и в системе вентиляции картерных газов.
Также из постоянных жалоб владельцев можно отметить выделение смазки из-под крышек гидронатяжителей и сальников коленвала.
Ну а, собственно, что мы хотели?! Китайцы, скопировав мотор «Toyota», приобрели в качестве довеска и все минусы, присущие «японцам». В общем и целом, реальный срок «жизни» этого алюминиевого «сердца» ограничивается 200 тысячами километров.
Теперь поговорим о турбированном бензомоторе (2.0 л) 4G63S4T от Great Wall.
Его Китай тоже «слизал» у японцев. На этот раз за образец был взят мотор 4G63T, который разработала корпорация «Mitsubishi». Такой мотор ставился на многие китайские автомобили начиная с 2012 года. С ним знакомы владельцы «Haval5» и «Hover Н3».
Здесь блок цилиндров уже чугунный, привод ГРМ ременный. Мотор оснащён гидрокомпенсаторами (ресурс их, правда, невелик).
Главная «головная боль» этого мотора заключается в катализаторе. Из-за него же, в свою очередь, выходит из строя выпускной коллектор, утягивая за собой турбину.
Ресурс ремня ГРМ крайне мал, а обрыв влечёт загибание клапанов. Этому мотору напрочь противопоказан 92-й бензин. Стоит заливать его какое-то время – и нет поршней (они просто-напросто будут разрушаться).
Если говорить о помпе системы охлаждения, то её можно назвать «ходячим обмороком». Подтекание масла здесь присутствует, как и в описании предыдущего мотора.
Разберём ещё одну копию мотора 4G69 от «Mitsubishi» – 4G69S4N на 2.4 литра.
Движок здесь атмосферный с чугунным блоком цилиндров, привод ГРМ тоже ременный. Слабым звеном тут стали балансиры и ремень ГРМ. Мотор, в общем и целом, довольно надёжен, чего не скажешь о комплектующих. Качество сборки тоже оставляет желать лучшего.
Ничего нового не открою, если укажу в качестве слабых мест всю ту же помпу и сальники вместе с гидрокомпенсаторами.
Следующий на повестке – турбированный двигатель GW4B15 (1,5 л) от Great Wall. Этот мотор можно назвать одним из немногих, на который с чистой совестью можно «наклеить» этикетку «Made in China». С 2018 года он устанавливается на большинство известных кроссоверов.
Блок алюминиевый, привод ГРМ – цепной, впрыск топлива прямой. «Болевых точек» в этом движке несколько. Основная из них –турбина, которая чересчур быстро накрывается.
Молниеносно гробится бензонасос. Движок налегает на масло – ест как не в себя. Что касается фазорегуляторов, то их век тоже слишком короток. И, опять же, проблемная помпа.
В 2020 году ему на смену пришёл движок GW4B15A. Этот турбодвигатель (1.5 л) тоже является родным, китайским. Он также с алюминиевым блоком, цепным приводом и прямым впрыском.
Все минусы здесь те же – как под копирку: не знает меры в потреблении масла, фазорегуляторы с коротким жизненным ресурсом; слабая система зажигания и такой же дышащий на ладан бензонасос.
Из более современных можно выделить турбированный движок GW4B15D (1.5). Его можно встретить на «Haval Jolion» 2022 года выпуска. За счёт высокой степени сжатия этот двигатель развивает гораздо большую мощность и крутящий момент, а благодаря высокой тепловой эффективности, экономится топливо.
И этот мотор, увы, не является китайским изобретением. Это прямое заимствование у «Volkswagen». Копия, в отличие от родного мотора «Volkswagen», также замечена в «масложорстве» и, как и все её «китайские» предшественники, не без погрешностей.
Быстрое образование нагара на клапанах, слабая система зажигания и бензонасоса, низкий ресурс турбины – всё тот же традиционный минимум.
К слову, высокая степень сжатия из плюса может очень быстро превратиться в минус, если тщательно не следить за качеством топлива и впрыска. Чуть расслабился – и получил закоксованность двигателя.
Ещё одним результатом копирования стал двухлитровый турбированный двигатель GW4C20NT с чугунным блоком.
Его устанавливают на «Haval F7» и «Haval F7x». В качестве «опытного образца» вновь стал мотор от «Volkswagen» (серия ЕА888 второго и третьего поколения).
Из небольших на сей раз проблем можно назвать частое подтекание масла и антифриза; всё тот же еле живой бензонасос и система зажигания. Но, если говорить в целом, к этому движку намного меньше претензий от владельцев автомобилей.
Хочу отметить, что турбина здесь уже более выносливая и надёжная. Кто-то скажет, что это и немудрено – своим рождением она обязана американскому «BorgWarner». Но я парирую: производство-то расположено в Китае, и трудятся на нём китайские специалисты.
Конечно, глупо было бы спорить, что качество турбин, произведённых в Китае, на ранг ниже тех, что произведены в Штатах или Европе. Однако Китай совершенствует свои комплектующие, чему явным свидетельством является вышеописанная турбина.
Все современные виды двухлитровых моторов (которые и устанавливаются главным образом на «Haval») в значительной степени улучшены, хотя до конца устранить дефекты китайцам пока не удалось.
Проблема поедания масла по-прежнему сохраняется, и появляется она далеко не после сотки километров пробега, а всего лишь после десятка-другого. Всё так же страдает система вентиляции картерных газов.
Вот ещё один – на этот раз трёхлитровый шестиклапанник – GW6Z30.
Двойной турбонаддув, комбинированный впрыск, увеличенная степень сжатия – характерные черты этого алюминиевого (с напылением на стенках цилиндров) движка. Да, ободряющие плюсы, как видим, имеются, но и минусы сохранились в достаточном количестве.
Вывод из всего сказанного сделать можно следующий: обладатели автомобилей «Haval» до окончания срока гарантии могут расслабиться и совершенно спокойно ездить на своих «индикаторах благополучия». А вот что будет с ними дальше – время покажет.