Найти тему
Всё о мире Толкина

Феаноринги не любили синдар и людей?

В фэндоме нередко приходится встречать утверждения, что сыновья Феанора относились с враждой или презрением к синдар и людям. При этом изучение текстов говорит об обратном.

Феанор и семеро его сыновей в момент произнесения Клятвы, автор — Jenny Dolfen.
Феанор и семеро его сыновей в момент произнесения Клятвы, автор — Jenny Dolfen.

Начнем с описания взаимоотношений феанорингов и синдар в «Серых Анналах» — тексте, с точки зрения внутреннего авторства созданного синдар («Здесь начинаются Анналы Белерианда, созданные синдар, Серыми Эльфами Дориата и Гаваней и дополненные записями и воспоминаниями остатков нолдор из Нарготронда и Гондолина»):

«...скорее вражда, а не союз, царила меж Дориатом и Домом Фэанора, и эту вражду Моргот раздувал всеми способами, какие только мог измыслить. Но это зло возникло лишь в последующие дни, а первая встреча синдар и нолдор была горячей и радостной».

«Первая встреча синдар и нолдор» произошла именно после того, как сторонники Феанора прибыли в Белерианд на кораблях телери и встретились с северными синдар, митрим, которые были дружественнее к нолдор, чем Тингол. Также из «Шибболета Феанора» известно, что Феанор изучал синдарин и различия между различными его диалектами, северным и западным, то есть синдарин у него как ученого вызывал неподдельный научный интерес:

«Сам он слишком рано погиб в войне с Морготом, в основном по причине собственного безрассудства, и поэтому успел лишь отметить разницу между северным диалектом синдарина (единственным, который у него было время изучить) и западным».

«Синдаризация» нолдор — включая народ Феанора — началась, согласно «Шибболету Феанора», ещё до запрета квеньи Тинголом вследствие смешения нолдор и синдар:

«C другой стороны, перевод квэнийских имен нолдор в формы синдарина, когда нолдор поселились в Белерианде в Средиземье, был искусственным и намеренным. Это сделали сами нолдор – из-за чувствительности эльдар к языкам и их стилям. Они полагали нелепым и безвкусным звать живых эльфов, которые говорят на синдарине в повседневной жизни, именами в другой, весьма отличной языковой форме».

Типичный пример — то, как старший сын Феанора, известный по квенийскому имени Майтимо и эпессэ (прозвищу) Руссандол, даже не синдаризировал свои имена, а, по сути, создал на их основе новое синдаринское имя, см. «Шибболет Феанора»:

«Однако, можно упомянуть, что синдаринское "Маэдрос" объяснено как содержащее элементы материнского имени Нэльяфинвэ "Майтимо" (общий эльдарин - "magit" - "хорошо сложенный", синдарин - "maed") и эпессэ "Руссандол" (общий эльдарин - "russa", синдарин — "ross"».

Согласно Parma Eldalamberon 17, именно нолдор «стандартизировали» синдарин на основе его западного диалекта — однако во владениях феанорингов сохранились северный и восточный диалекты синдарина, что говорит о том, что у них сложились хорошие отношения с представителями северного (митрим) и восточного субэтносов синдар Белерианда:

«Именно Нолдор на самом деле стандартизировали и сделали [улучш(ения)?] в «Общем Синдарине» в дни войн, и он был основан на З(ападном) Синдарине. Старый Северный диалект практически исчез, кроме как в названиях Дорломин, Хитлум и т.д., и кроме как у небольших рассеянных и скрытых (? кланов) [эльфов] старой северной [? группы] и за исключением заимствования его феанорингами, которые передвинулись на восток. Так что в дни войн Синдарин был [? реально ] [? разделен] на Западный Синдарин [? включ(ающий)] всех Нолдор Финрода и Фингона; Восточный, сохранившийся [? только] в [? доме] Феанора; [? и] Центральный или Дориатский».

Согласно «Проблеме "Рос"», «Сыновья Феанора также говорили на северном диалекте Синдарина» — то есть на языке тех самых синдар-митрим, дружественно встретивших их. Имена «Келегорм» и «Куруфин» принадлежат именно к северному диалекту синдарина.

После вероломного сожжения кораблей телери в Лосгаре сыновья Феанора, за исключением Маэдроса и Маглора, редко общались со своими родичами из младших Домов — во избежание новых распрей:

«Маэдрос обуздал своих братьев, и они ушли с совета, и вскоре покинули Митрим, и переселились на восток, за Арос, в раздольные земли вокруг холма Химринг. Этот край после назвали Предел Маэдроса, ибо с севера почти ничего не защищало его от нападения из Ангбанда: ни холмы, ни река. Там несли стражу Маэдрос и его братья, собрав вокруг себя тех, что пожелали присоединиться к ним; и мало общались они с родней своей, живущей на западе, разве что в час нужды. Говорится, что сам Маэдрос измыслил этот план, чтобы не допустить по возможности новых раздоров».
(с) «Сильмариллион».

Напротив, непосредственно во владениях феанорингов жили синдар, скотоводы и земледельцы — по-видимому, те самые, что изъяснялись на восточном диалекте синдарина:

«Вне Завесы Мелиан (к востоку) было много открытой земли (степь)[*1], обширной и протяженной. Синдар (в[осточные] синдар) не под управлением Тингола жили [там] и занимались не только разведением крупного рогатого скота и овец, но также выращиванием хлеба и других съедобных злаков; на этом они процветали, поскольку равно Дориат на западе и гномы на востоке были готовы купить все, что могли».
(с) «Природа Средиземья».

Всё вышесказанное позволяет предположить, что ремарка «Сильмариллиона», согласно которой «во многих краях нолдор и синдар смешались в один народ и заговорили на одном языке», относится не только к западному Белерианду, но и ко владениям сыновей Феанора на востоке.

После ухода Финрода Фелагунда с Береном Келегорм и Куруфин планировали завладеть властью в его королевстве. Между тем значительную часть населения Нарготронда составляли синдар — особенно после Дагор Браголлах:

«Большинство Серых эльфов бежали на юг, отказавшись участвовать в северной войне <...> Другие же укрылись в приморских крепостях и в Нарготронде».
(с) «Сильмариллион».

С учетом того, что большинство нарготрондцев до этого поддержало братьев-феанорингов в конфликте с Финродом, это говорит о том, что местное население (включая синдар) уважало их и прислушивалось к ним, что было бы невозможно в случае враждебного отношения Келегорма и Куруфина к синдар.

Единственный эпизод «Сильмариллиона», который можно толковать как проявление неприязни феанорингов к синдар — речь Карантира на совете потомков Финвэ в Митриме:

«И еще скажу вот что! Да не позволим мы сыновьям Финарфина бегать туда и сюда с доносами в пещеры к этому Темному эльфу! Кто определил их в наши глашатаи и послал к нему для переговоров? Да хоть они и впрямь добрались до Белерианда, пусть не забывают, что отец их – один из нолдорских владык, хотя мать их и другого племени».

Однако Карантир попрекает Ангрода отнюдь не «полукровным» происхождением самим по себе, а тем, что, по его мнению, он ставит свое родство с Тинголом выше интересов собственного народа. Такая резкая реакция Карантира связана с откровенно недружественным приемом, оказанным Тинголом нолдор после посольства Ангрода в ситуации, когда нолдор особенно остро нуждались в союзе с синдар Белерианда:

«В сердце своем Тингол стал сожалеть о тех временах покоя, когда он был высочайшим владыкой над всеми землями и народами. Обширны были пределы Белерианда, а многие места дики и пустынны, и все же не от всего сердца приветствовал он приход столь многих могучих принцев с Запада, стремящихся к новым владениям. Поэтому с самого начала холодны были отношения меж ним и сынами Фэанора, в то время как здесь была необходима теснейшая дружба, если они хотели противостоять Морготу».
(с) «Серые Анналы».

За вычетом ситуаций, имевших непосредственное касательство к данной ими Клятве, сыновья Феанора тщательно соблюдали эльфийское право в отношении всех синдар — не только дружественных или нейтральных, но даже откровенно враждебных им, таких как Эол Темный Эльф, отговаривавший гномов Ногрода от помощи нолдор и их союзникам в борьбе против Моргота (причем это не мешало ему беспрепятственно передвигаться по занятой феанорингами территории):

«Куруфин, конечно, хорошо знал о ненависти Эола к нолдор, в особенности — по отношению к Фэанору и его сыновьям, "узурпаторам" (что в данном случае несправедливо, поскольку земли, занятые 5 сыновьям, до того не были населены синдар). Знал он и о дружбе Эола с карлами Ногрода (на самом деле, Эол не смог бы в одиночку путешествовать по В. Бэлэрианду в Ногрод без позволения 5 сыновей), меж которых он пытался — и небезуспешно — сеять недружелюбие к нолдор. Что отнюдь не радовало 5 сыновей, которые до прихода Эола в Нан Эльмот имели немалую прибыль от помощи карлов. Куруфин также был осведомлен о том, что жена Эола — из нолдор, на самом деле, он уже давно знал, кто она такая, и теперь проницательно рассудил, что она [?пыталась] бежать наконец от своего супруга. Куруфин мог бы убить Эола (как он того весьма сильно желал!) и никто помимо немногих, бывших в его лагере (а они бы его никогда не выдали), никогда бы не услышал об этом — или не стал бы оплакивать этот поступок. Обитатели Эльмота бы просто подумали, что Эол отправился в погоню за Арэдэль и не вернулся, а дорога была достаточно опасной, чтобы это не вызвало удивления. Но, с точки зрения эльдаринского права и общественного мнения, это было бы убийство; Эол явился один, в этот момент он не преследовал никаких недобрых целей, а напротив, сам был в беде. Кроме того, [он] отвечал на презрение и оскорбления Куруфина спокойно и даже учтиво (с иронией или без оной). Кроме того, что еще более важно, он был одним из эльдар».
(с) «Маэглин», XI том «Истории Средиземья».
Феанор, автор — Soni Alcorn-Hender.
Феанор, автор — Soni Alcorn-Hender.

Последняя ремарка — «он был одним из эльдар» — наглядно демонстрирует, что сыновья Феанора считали другие народы эльдар (тех же синдар) «своими» или, по крайней мере, близкими нолдор.

Теперь поговорим об отношении сыновей Феанора к людям. Феанор действительно был недружественно настроен к людям (см. его речь в Тирионе), поскольку знал о них лишь из тех слухов, что распускал Мелькор среди нолдор. Но поначалу и среди синдар и лайквенди, нандор Оссирианда, о людях ходили самые невероятные слухи, см. «Квенди и Эльдар»:

«Синдар даже не подозревали об их существовании, пока не пришли нандор; но те принесли только слухи о странном народе (который сами не видели), скитающемся по землям Востока за Хитаэглиром. Из этих неясных рассказов синдар заключили, что этот "странный народ" был некой умалившейся расой авари либо же был сродни оркам, созданиям Мелькора, выведенным в насмешку над истинными квенди».

Однако сыновья Феанора встретили людей дружественно (в отличие от тех же лайквенди), позволив им поселиться в своих владениях на безвозмездной основе:

«Тогда по совету Фелагунда Беор собрал все странствующие семьи и роды своего племени и увел их за Гелион; и поселились они в земле Амрода и Амраса, на восточных берегах Келона, к югу от Нан Эльмота, близ границ Дориата; и название тому краю впредь было Эстолад».
(с) «Сильмариллион».
«Сперва явились халадин, но, встретив отпор недружелюбно настроенных Зеленых эльфов, они свернули к северу и поселились в Таргелионе, в земле Карантира, сына Феанора».
(с) «Сильмариллион».

Люди Эстолада мирно жили в этих краях как минимум до Дагор Браголлах:

«Однако многие люди остались в Эстоладе, и на протяжении долгих лет жил в тех краях смешанный народ – до тех самых пор, как разрушен был Белерианд и люди погибли либо бежали назад, на Восток».
(с) «Сильмариллион».
«Сыновья Феанора считали себя несущими ответственность за людей, живших в их владениях (даже за тех, кто им не служил) — например, Карантир предложил Халет, предводительнице халадин, щедрую компенсацию за жертвы, понесенные её народом при нападении орков: «Приветливо взглянул на людей Карантир и оказал Халет великие почести, и предложил ей богатые дары как виру за смерть отца и брата».
(с) «Сильмариллион».

Хотя большинство эдайн из народов Беора и Мараха пошло на службу к Финголфину и Финроду, в «Поздней Квенте Сильмариллион» сказано, что часть из них всё же примкнула к сыновьям Феанора: «И немногие из того или другого народа ушли к Маэдросу, в земли вокруг горы Химринг». Да, таких людей было меньшинство, но это могло быть связано вовсе не с неприязнью феанорингов к людям, а, например, со слухами о Приговоре Мандоса, в силу которого из всех нолдор народ Феанора в наибольшей степени оказался затронут проклятием.

Судя по словам Берена, велевшего обезоруженному Куруфину «вернуться к своим благородным родичам, которые могли бы научить его находить своей доблести более достойное применение» («Сильмариллион»), у эдайн сыновья Феанора пользовались уважением, что вряд ли было бы возможно, относись они к эдайн с презрением (можно вспомнить и о том, что внук Мараха Амлах поступил на службу именно к Маэдросу).

Стоит обратить внимание на то, что, хотя в истории Берена и Лутиэн Келегорм и Куруфин вступают в конфликт с человеком Береном и играют роль выраженных антагонистов, они нигде не используют в его адрес оскорблений по «расовому» признаку, в отличие от того же Тингола:

«Смерть заслужил ты подобными речами, и смерть уже настигла бы тебя, низкорожденный смертный, во владениях Моргота научившийся пробираться тайными путями, под стать соглядатаям его и рабам».
(с) «Сильмариллион».
"Но Тингол молча глядел на Лутиэн и думал про себя: «Жалкие люди, дети ничтожных правителей и недолговечных королей! Неужели такой, как эти, коснется тебя – и все же останется жить?»".
(с) «Сильмариллион».

Речь идет именно о личной неприязни вследствие конфликта с Береном (за Сильмариль и, в случае Келегорма, за сердце Лутиэн), а не о враждебности по признаку происхождения.

Когда на службу сыновей Феанора поступили люди-истерлинги, феаноринги искренне доверились им (что в случае с Ульфангом Черным и его сыновьями вышло им боком): «вероломные предатели из числа людей, втайне переметнувшиеся на его [Моргота] сторону, были до поры посвящены во многие секреты сыновей Феанора» («Сильмариллион»). В английском оригинале «Серых Анналов» об истерлингах сказано, что «men of Bor and of Ulfang were marshalled and trained for war, and given fair arms», то есть сыновья Феанора специально обучали их искусству войны и предоставили им наилучшее вооружение.

Отдельно следует отметить, что когда в «Сильмариллионе» мы читаем о попытке Маэдроса спасти Элуреда и Элурина, сыновей Диора, а после о том, что Маглор взял на воспитание Эльронда и Эльроса, сыновей Эльвинг, взятых в плен при захвате Гаваней Сириона, стоит иметь в виду, что в обоих случаях речь идёт именно о людях (поскольку опцию выбора эльфийской судьбы полуэльфы получили от Валар лишь после плавания Эарендиля).

Автор статьи - Balduin. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-3

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!