Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Хутор вместо порта: как сухопутные ценности победили в морской Латвии

Под парусом в Балтийском море © Sputnik, из архива Ингрид Пууста
Под парусом в Балтийском море © Sputnik, из архива Ингрид Пууста

Исторически латыши - нация крестьян и рыбаков. Море - это ключевое понятие не только латвийской географии, но и латвийской истории. Формулу "история как заложница географии" обычно применяют к России, судьбу и политику которой в огромной степени определили холодный климат и необозримая территория. Но для Латвии аналогичная зависимость не менее очевидна.

Ее судьбу определило приморское положение. По морю сюда пришли немцы, основавшие Ригу и владевшие здешними землями долгие века. Ключевое положение латвийской (ливонской, лифляндской) столицы на балтийском берегу заставляло рвать ее друг у друга сменявшихся завоевателей: поляков, шведов. Выход к морю надеялись получить здесь русские цари, начиная как минимум с Ивана Грозного - и получили-таки в лице Петра I.

Музей истории Риги и мореходства © Wikipedia/Smig
Музей истории Риги и мореходства © Wikipedia/Smig

Статус крупного морского порта позволил Риге стать большим, богатым, важным городом, а в начале XX века - одной из промышленных столиц Российской империи. Порт, открытый всем ветрам, не может не быть космополитичным. Смешавшийся в Риге языковой и культурный "коктейль" позволял ей убедительно преодолевать собственную провинциальность: и в позднеимперские времена, когда латыши, немцы, евреи, русские строили здесь "югендстильные" дома, и в позднесоветские, когда Рига сделалась одной из культурных столиц гигантского СССР.

Но это же разноязычие обернулось политическими проблемами, в которых страна вязнет уже 30 с лишним лет.

Почти всем, что приносило Риге и Латвии известность и доход, город и страна обязаны морю. Море - это портовый транзит, курортные пляжи, круизный туризм (включая алкогольные туры шведов на паромах фирмы Tallink), копченые камбала и скумбрия - куда более ценное кулинарное достояние, нежели серый горох.

Пляж Юрмалы © Youtube/1001beach
Пляж Юрмалы © Youtube/1001beach

Море - даже такое, как мелкий, пресный и холодный Рижский залив - обеспечивало Юрмале культовый статус у советской богемы и российской элиты. Да и западный шарм Риги, готические достопримечательности ее Старого города, ее славное ганзейское средневековье - тоже наследие торгового, морского прошлого столицы.

Благодаря морю образцово провинциальное ныне Курземе сделалось в XVII веке, во времена курляндских герцогов, ни много ни мало колониальной державой, владелицей карибского острова Тобаго. Национальное латышское возрождение в XIX веке - то, что увенчалось созданием независимого государства - шло под стук кораблестроительных инструментов: на рубеже позапрошлого и прошлого веков в Лифляндской и Курляндской губерниях спустили на воду больше полутысячи только крупных судов.

Пляж в Юрмале © Sputnik/Валерий Шустов
Пляж в Юрмале © Sputnik/Валерий Шустов

А где спасалось во время смуты 1919 года первое правительство независимой Латвии? На пароходе "Саратов", на лиепайском рейде.

Перебежчики из Советской России в Латвию: трагические судьбы >>

Еще Кришьянис Валдемарс, лидер младолатышей, истово ратовал за развитие в Латвии (не существовавшей тогда) судостроения и мореходного дела - благодаря этому фанату моря из сухопутной курляндской усадьбы в Российской империи появилось первое морское товарищество, а на территории будущей ЛР - 10 мореходных училищ.

Однако при всей громадной роли моря в ее прошлом и настоящем Латвия так и не стала истинно морской страной. Не смогла и не захотела в полной мере использовать все выгоды своего положения "морских ворот" гигантского постсоветского пространства - даже российский транзит, с которого страна снимала барыши в девяностые, оказался упущен.

Рижский порт © Sputnik
Рижский порт © Sputnik

И дело не только в экономике и геополитике. В первую очередь дело в психологии. Все прочее - следствия. Ведь настоящая морская страна - это страна открытая. Это "все флаги в гости будут к нам". Это разноязыкий гвалт и этническая пестрота. Это терпимость к чужому и готовность к новизне. Это прагматизм, всегда отличавший моряков и торговцев, и отсутствие местечковых комплексов.

А в нынешней Латвии торжествует прямо противоположный подход. Консервативный. Охранительный. Идейный. С упором на местные традиции, национальные ценности, чистоту языка.

Иностранцам без знания госязыка запрещено покупать латвийскую землю. И это не только борьба с пресловутой "русской угрозой". Это стремление запереться на своем пятачке, в своем кругу, отгородиться от большого, неуютного, непонятного мира. Это психология не моряка и торговца, непоседы и авантюриста, а крестьянина, привязанного к своему участку земли, хуторянина, живущего вековыми земледельческими традициями и не доверяющего чужакам.

В XXI веке из двух основных латвийских исторических типажей - моряка и крестьянина - победил второй. Сотни лет существования на границе земной и водной стихий вроде бы подталкивали Латвию к тому, чтобы стать страной-портом, страной-рынком. Но у нее получилось стать только страной-хутором.

Хутор в Озолниекском крае Латвии © Sputnik
Хутор в Озолниекском крае Латвии © Sputnik

Латвия: история и люди. Узнать больше >>