"Да сколько же можно сиднем сидеть! - Наталья Васильевна скрестила руки на груди и грозно взглянула на дочь. - Взять бы эту твою книжку да в окно выкинуть!" - "Она библиотечная," - спокойно отозвалась Ксюша, не поднимая глаз.
"Библиотэчная! - передразнила мать, - Умная больно стала, с матерью-то пререкаться! Иди, говорю, на улицу!.." - "Мам, - Ксюша закрыла книжку и посмотрела на мать, - Ну ты же ведь знаешь, что я не хочу. Что мне это неинтересно. Я не вижу в этом смысла." - "Смысла! - фыркнула Наталья Васильевна, - Стала бы я в твоем возрасте про смысл рассуждать! Да нас не загнать было домой: у нас такая компашка была... То в "вышибалы" играли, то в пионербол, зимой на коньках катались... А ты? У тебя друзья-то есть?"
"Есть. Две подруги. Мам, мне не интересны "компашки". Тем более, если ты не заметила, подростки сейчас ни в вышибалы, ни в пионербол не играют. Одна вот компашка около нашего подъезда все время тусит на лавках - курят, орут... Ты хочешь, чтобы я стала ее частью?" - "Ну что ты передергиваешь! Я не про хулиганье, а про нормальные компании." - "Извини, я таких - именно компаний - не знаю. И снова повторю - мне это не нужно. Мне книги интереснее. Прогулок мне хватает по дороге в секцию, как раз час туда и обратно. А после занятий бадминтоном я так устаю, что никакие "вышибалы" не нужны."
"Тебя не переспоришь... Не слушаешь мать совсем... вот попомни мое слово - так и просидишь со своими книжками до пенсии! Ни один мужик на тебя не посмотрит! Не выйдешь замуж!" - "Мама, какой замуж? Мне всего шестнадцать лет!" - "Тебе уже шестнадцать, а с мальчиками не общаешься совсем! Говорю же - до пенсии с книжками сидеть будешь!"
До пенсии-не до пенсии, но читать Ксюша не перестала и в институте. А, когда она училась на третьем курсе, на соревнованиях по бадминтону познакомилась с Димой, студентом-медиком, который в этом году заканчивал институт.
"Вот попомни мое слово! - грозила пальцем Наталья Васильевна. - Бросит он тебя! Поматросит и бросит! Не было, не было парня - и вот нашла! Да сколько раз я тебе говорила: красивый муж - чужой муж! Знаешь, сколько у него девок, у такого смазливого?" - "Не мам, не знаю и знать не хочу," - пожимала плечами Ксюша, а мама тяжело вздыхала и плакала в подушку о своей непутевой дочери.
Дима окончил институт и продолжил учебу в ординатуре. Он уже подрабатывал в больнице, куда его устроил папа, маститый врач-кардиолог. "Дима сделал мне предложение!" - поделилась Ксюша радостью с матерью. - "Попомни мое слово! - покачала головой Наталья Васильевна, - нельзя тебе в эту семью, ох, нельзя! Папаша - заведующий отделением, мамаша - главврач детской поликлиники, Димасик твой хирургом стать хочет. Ты знаешь, что такое врач? Они сутками пропадают в своих больницах! Сутками! Превратишься в подметалку-убиралку, прислугу бесплатную! Будешь им супчики варить с утра до ночи! Вот тогда запоешь!"
Мама ошиблась и тут. Свекры и Дима, действительно сутками пропадали на работе, однако, возвращаясь домой, каждый делал что-то по дому: один готовил, второй убирал, третий гладил белье. Так что весь первый год, пока молодые еще жили с родителями, Ксюша была только на подхвате - присмотреть за духовкой, по дороге домой хлеба купить, вытереть пыль. Следующий год прошел почти также, но теперь и муж, и свекры шикали друг на друга: Ксюша писала диплом, ей мешать не надо.
Радостное событие окончания института было омрачено событием трагическим: любимый дедушка Димы неожиданно для всех ушел в мир иной, просто не проснувшись утром. Через полгода Дима и Ксюша жили в его квартире, свекровь подарила сыну квартиру своего отца.
"Попомни мое слово! - Наталья Васильевна ходила по квартире, заглядывая во все углы, - вот теперь-то точно попляшешь! Теперь-то книжечки не почитаешь! Теперь пахать, как лошадь будешь! Нету теперь у тебя помощничков!" - "Надо будет - попашу," - улыбалась Ксюша.
Только пахать ей не пришлось: скоро стало понятно, что она ждет ребенка. "Попомни мое слово! - потирала руки Наталья Васильевна, - Забудешь про свои книжки! С маленьким-то ребенком! Тут чаю-то попить некогда будет, не то, что с книжкой сидеть, успевай, поворачивайся! Да уборка, да готовка - теперь, милая моя, все это на тебе будет! Муж-то деньги зарабатывать должен, а ты-то дома сидеть будешь! И готовься к нищете - попомни мое слово - у мужа на колготки денег выпрашивать будешь! А у него и нет, потому что сам кошкины слезы получает! По подружкам побираться будешь, у кого штаны, у кого платье ношеное просить..."
...Узнав о чудесной новости, родители Димы чуть ли не в ладоши захлопали, а потом заспорили, в каком медицинском центре лучше наблюдаться Ксюше, чтобы все точно хорошо было. "Насчет денег не переживай, - хлопнул Диму по плечу отец, - даже не думай еще подработку искать. Тебе доучиться нормально надо. Мы с матерью, слава Богу, хорошо зарабатываем. Нам внук нужен, финансово всегда поможем."
А старшая сестра Димы, Даша, одинокая сорокалетняя женщина, вдруг обняла Ксюшу и заплакала. Чуть позже она рассказала ей, что не может иметь детей. По этой причине распались оба ее брака. Если Ксюша не будет против, она готова уйти на полставки, чтобы помогать с племянником. "Ну пожалуйста," - глядя Ксюше в глаза, просила она. - "Ты думаешь, что я способна отказаться от такого щедрого предложения? - улыбнулась Ксюша и обняла Дашу: - Я тебе только спасибо скажу..."
Дочка Есения родилась здоровенькой красавицей. И родители, и тетка, и дед с бабкой были на седьмом небе от счастья. "Какая-такая депрессия? - смеялась Ксюша, когда подруги звонили ей узнать, как дела, - Да я как в раю! Обо мне все заботятся, будто я хрустальная! Мне сказали, что сейчас моя задача - как можно дольше самой кормить дочку. Со всем остальным помогут. А какую кроватку й дедушка купил! А какие пинеточки ей бабушка связала! Димка от нее вообще не отходит - каждую свободную минуту на руки хватает. Или просто у кроватки сидит, пока она засыпает. Даша каждый день приходит, очень помогает. Я даже не верю, что такая родня бывает! Это просто чудо какое-то!"
Наталья Васильевна появилась через месяц после рождения внучки. Нет, она, конечно, встречала Ксюшу из роддома вместе со всеми, но потом заявила, что нечего по гостям расхаживать, микробов приносить. Вот чуть подрастет малышка, тогда можно.
Она зашла в квартиру, сунула в руки Ксюше пакет с баночками яблочного пюре, посмотрела на спящую внучку, а потом перевела взгляд на Ксюшу. "Все книжки, небось, свои читаешь? Выглядишь, как пугало! Живот висит, футболка с пятном, хвостик этот дурацкий вместо прически... Хоть бы накрасилась, что ли - вон, синячищи под глазами! Попомни мое слово - загуляет твой Димасик от тебя, обязательно загуляет! Если уже не гуляет. Вот тогда вспомнишь мои слова!.."
"Спасибо, мам, я тоже тебя очень люблю, - улыбнулась Ксюша, - И, действительно, часто вспоминаю твои слова: они всегда сбываются с точностью до наоборот. Так что с нетерпением жду новых предсказаний. Кстати, мне Дима такую интересную книжку купил - хочешь, дам почитать?"