Сиркка Кононен (Sirkka Könönen, 1947-2018) – финская художница по текстилю, которая стала самым загадочным, неуловимым и эксцентричным мастером в мире вязания.
Она избегала рекламы, у нее никогда не было своего сайта и страниц в соцсетях. О ней мало знает Google. Роль «странной женщины не от мира сего» ее вполне устраивала.
При этом Сиркке удалось стать культовой фигурой в мире финского дизайна, получить в 1992 году государственную награду в области искусств, а в 1993 году – звание Художника года по текстилю. Ее работы выставлялись в скандинавских странах, США, Европе и Японии.
Свитера и коврики с необычным дизайном Сиркки получили в подарок многие знаменитости, представители власти и интеллектуальной богемы. Одним из преданных поклонников Сиркки был Вуди Аллен.
Особого внимания мастерицы удостоился принц Чарльз: специально для него она создала модель свитера с лисьим мехом, а к подарку приложила записку с просьбой прекратить охоту на лис.
Сложные цвета и простые формы
Ей выпал шанс жить в период бурного расцвета в Финляндии ремесленных мастерских, изделия которых охотно покупались во всем мире как воплощение самобытного скандинавского дизайна.
Но и здесь Сиркка оказалась не мейнстримом. Ее стиль работ мало перекликался с местными традициями и с какими-либо традициями вообще, представляя собой абсолютно свободное индивидуальное видение цветов, форм и сюжетов.
Дизайны Сиркки Кононен соотносят с примитивизмом, немаргинальным андеграундом и простодушно-наивным детским рисунком. Хотя в отношении цвета это совсем не наивное творчество: здесь у нее найдется мало конкурентов по уровню мастерства.
Впрочем, сказать, что в области цветного вязания она была абсолютным гуру, нельзя. Ее дизайны неслучайно сравнивают с работами Кафе Фассетта, а иногда и обвиняют ее в плагиате.
Вязаное полотно как холст
Вполне возможно, что Кафе Фассетт повлиял на нее как на колориста. Он был старше на 10 лет. В какой-то период они вместе работали для Rowan, но Сиркка быстро ушла из этого проекта: она хотела делать что-то свое и была абсолютно неспособна к подчинению в творчестве.
Оба дизайнера использовали вязаное полотно как холст, создавая на нем живописные композиции. И у Кафе Фассетта, и у Сиркки получались произведения искусства, которые можно носить.
Но тематика, сюжеты, палитра и цветовая гамма – все это у Сиркки было совершенно уникальным. К тому же, ее работы лишены даже намека на модность, стиль, тренды и прочие атрибуты изделий, которые ищут своего покупателя.
Пряжа для Сиркки Кононен
Сиркка любила цвет, природу и животных. В некоторых ее моделях было по 40 оттенков пряжи, которую она красила сама в ванной. Не то чтобы ей нравилось такое развлечение, но в начале ее творческого пути не было ни одного производителя пряжи, который мог бы обеспечить нужную палитру.
Позже специально для нее компания Pirkanmaan стала выпускать пряжу. С этим производителем художница сотрудничала всю жизнь.
Магазин, бизнес и торты
В мир вязания Сиркка пришла относительно поздно. В 25 лет, когда она уже была мамой двух дочерей, Сиркка поступила в Университет искусств в Хельсинки и через два года стала всерьез заниматься текстильным дизайном.
В 90-х она купила на Елизаветинской улице в Хельсинки помещение под магазин и квартиру для себя этажом выше. Так началась ее творческая и бизнес-карьера.
В мастерской в основном изготавливалась одежда машинной вязки по дизайнам Сиркки. Одежду мастерицы вязали на дому. Всего в мастерской удаленно работало более 50 вязальщиц из Финляндии. Многие из них сотрудничали с ней по 20 и более лет.
Бизнес Сиркки Кононен работал и развивался по непонятным моделям и схемам. Ни за какими заказами она не гналась, выгодных контрактов не искала, инструменты маркетинга не использовала, о развитии собственного бренда вообще не задумывалась.
Заказы для ее вязальщиц поступали ровно в том объеме, который был необходим, чтобы мастерская работала. Купить готовые изделия можно было в магазине. Этот магазин в Хельсинки называли «Домом Феи», и он очень сильно отличался от модных бутиков.
У магазина не было названия и вывески. Продавала вещи в нем лично сама мастерица, но иногда она просто уходила к себе в квартиру, а двери оставляла открытыми. Покупателям приходилось звонить мадам Сиркке и просить спуститься.
В магазине вместе с вязаными изделиями продавался антиквариат и вещи, которые художница спасала от уничтожения, иногда находя интересные экземпляры для своей коллекции буквально в мусорном баке.
С возрастом страсть к коллекционированию ненужных вещей усилилась, и постепенно ими заполнился не только магазин, но и квартира с дачей Сиркки.
Из «милых безделушек и всякой всячины» в 2000-х мастерица начала делать торты-инсталляции.
У каждого такого торта было свое название и индивидуальное послание. Они выполнялись в китчевой стилистике и иронично обыгрывали ценности общества потребления.