Участие в боевых действиях можно рассматривать как стрессовое событие исключительного характера, которое может явиться психической травмой с отдаленными последствиями.
Пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием ряда факторов, таких, как:
1) осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации;
2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя; наряду с этим появляется психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью товарищей по оружию или с необходимостью убивать;
3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна);
4) невзгоды и лишения (отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания);
5) необычный для участника войны климат и рельеф местности (гипоксия, жара, повышенная инсоляция и др.).
Впервые синдром, очень сходный с современным ПТСР, был описан Da Costa у солдат во время Гражданской войны в Америке (Da Costa, 1864) и назван «синдромом солдатского сердца». Впоследствии влияние стрессов военного времени на последующее психическое состояние участников боевых действий было изучено на материале войны во Вьетнаме. C.F.Figley (1978) описывает «поствьетнамский синдром», для которого характерны повторяющиеся навязчивые воспоминания, сопровождающиеся угнетением, страхом, соматовегетативными расстройствами. У вьетнамских комбатантов (участников боевых действий) были выявлены состояния отчуждения и безразличия с утратой обычных интересов, повышенная возбудимость и раздражительность, повторяющиеся сновидения «боевого» характера, ощущения собственной вины за то, что они остались живы.
Мировая статистика показывает, что каждый пятый участник боевых действий при отсутствии каких-либо физических повреждений страдает нервно-психическими расстройствами, а среди раненых и калек – каждый третий. Другие последствия начинают проявляться спустя несколько месяцев после возвращения к нормальным условиям жизни, это различные психосоматические заболевания.
На процесс адаптации к новым жизненным условиям влияют характерные особенности личности, в поведении человека соединяются способы поведения, сформировавшиеся под воздействием стресс-факторов боевой обстановки, и довоенные способы поведения. Психика каждого человека по-своему защищается от экстремальных воздействий: механизмами защитного поведения может стать двигательная возбудимость и активность, агрессия, апатия, психическая регрессия, употребление алкоголя и наркотических веществ.
По мнению ряда специалистов, полное избавление от боевого посттравматического синдрома невозможно, его признаки имеют тенденцию не только сохраняться, но и нарастать, а также проявляться внезапно на фоне внешнего благополучия. Состояние человека можно улучшить только с помощью системы реабилитационных мероприятий, приводящих к улучшению качества жизни.
В современной терапевтической практике основной упор делают на том, что нормальный индивид столкнулся с ненормальным случаем. Также очень важен междисциплинарный подход к лечению ПТСР. Знание биологического и психологического аспектов и социальной динамики позволяет консультанту и клиенту смотреть на травму в широком контексте и находить объяснения имеющимся симптомам и средства для их коррекции в различных областях жизни.
Все методы, которые эффективно использовались и используются для коррекции ПТСР, можно разделить на четыре категории.
1. Образование. Эта категория включает в себя обсуждение книг и статей, знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Клиенты могут искать собственные ресурсы для восстановления. Например, знакомство с клинической симптоматикой ПТСР помогает клиенту осознать то, что его переживания и трудности «нормальны» в сложившейся ситуации, и это дает ему возможность надеяться, что специалист может понять его страдания и обеспечить необходимые поддержку.
2. Вторая группа методов лежит в области холистического (целостного) отношения к здоровью - физическая активность, правильное питание, духовность и развитое чувство юмора вносят большой вклад в выздоровление.
3. Третья категория включает методы, которые увеличивают социальную поддержку и социальную интеграцию. Сюда можно отнести семейную и групповую терапию.
4. Четвертая категория включает собственно терапию. Это работа с реакцией потери, фобическими реакциями, беседы о травматическом переживании, ролевые игры, гештальт-терапия и многие другие показанные виды психотерапии.
Все четыре перечисленных метода можно объединить понятием «социально-психологическая реабилитация».
Психолог помогает военнослужащим и членам их семей восстановить свои связи с природным, социальным и культурным пространствами жизни.
Психотерапия при ПТСР ставит своей целью помочь пациенту «переработать» проблемы и «совладать» с симптомами, которые продуцируются в результате соприкосновения с травмирующей ситуацией.
Один из эффективных подходов к этой цели помочь пациенту отреагировать травматический опыт, обсуждая и заново переживая мысли и чувства, связанные с травмой, в безопасности терапевтической обстановки. Это помогает совладать с реакциями, которые ранее были неуправляемыми. Такой подход может потребовать, чтобы человек снова погружался в содержание пережитых событий, рассматривая и анализируя свои действия и эмоциональные реакции, которые сопровождали происходившее. Психотерапия пациента, страдающего ПТСР, может продолжаться от 6 месяцев до нескольких лет.
При работе с ветеранами боевых действий, по мнению специалистов, хорошо зарекомендовали себя такие направления психотерапии, как семейная терапия, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование, метод десенсибилизации и переработки движениями глаз и ряд других.