На протяжении всего существования рок-музыки сложился определенный стереотип - фронтменом (лидером) группы должен быть брутальный мужчина с широким диапазоном голоса.
И история рока действительно полна таких примеров - Джеймс Хэтфилд из группы Metallica, Роб Хэлфорд из Judas Priest, Фредди Меркьюри из группы Queen.
Но существует и «обратная сторона медали» - женский вокал! Как гласит известный интернет-мем - мужчины привыкли, что на них кричит женщина, поэтому и слушают рок-музыку с женским вокалом… Доро Пеш, Тарья Турунен, Алиса Уайтгласс - вот лишь малая часть смелых женщин в мировой рок-музыке, которые сломали устоявшийся стереотип о мужской брутальности и незаменимости мужчин у микрофонной стойки.
А как же обстоят дела с женщинами-вокалистками в алматинском пространстве тяжелого рока? Они у нас есть! Сегодня мы обратимся к трем ярким представительницам слабого пола в сильном музыкальном жанре - это Vina_V (в «миру» - Эльвина Андреева, сольный исполнитель), Тора Торхейм (вокалистка группы Holy Dragons) и Алуа (вокалистка группы Caraccident).
Девушка-рокер - это модно!
- Эльвина, чем ты занимаешься?
- Я частный преподаватель вокала, преподаю эстрадный и экстремальные жанры. Так же работаю в лайвбэнде Brilliance и пишу авторский материал в стиле готик и дарк вейв.
- Как ты пришла в рок-музыку? Не боялась ли, что не сможешь тягаться на сцене с коллегами-мужчинами?
- Рок музыка со мной с детства. Мой отец сам в юности был музыкантом и поклонником хард-рока. Поэтому моя любовь к этой музыке началась еще с детства. В школьные годы у меня уже был первый рок-коллектив. Классное время было: собирали ударку по частям, кто что принес. Подросткам тогда не по карману были хорошие инструменты. В 17 лет я уже пела во всю в барах музыку потяжелее, тогда моей душой навсегда завладел метал. Я была одной из первых и на том момент, пожалуй, единственной девушкой, которая пела экстремальными жанрами вокала (на 2007 год). Соревноваться с мужчинами и в голову не приходило, делала то, что нравится. Но было тяжело, потому что не все наше метал-сообщество на тот момент было готово к подобному. Многие критиковали, осуждали, говорили, что метал-исключительно мужской стиль, хотя в мире в то время уже популярны были такие группы, как Arch Enemy, Otep, Butcher baby’s!
- С чем связано появление стольких групп с женским вокалом, в том числе и у нас в Алматы?
- Стало больше свободы, меняются нравы, и это круто. Сейчас в целом в СНГ больше прав у женщин, чем когда-либо, это не может не радовать. Плюс появление таких социальных сетей, как TikTok и Instagram, тоже помогло расширить горизонты в этом плане, это сейчас даже модно - быть девушкой в роке!
Злоба как двигатель прогресса
Неожиданным оказался путь к микрофону у Торе Торхейм, вокалистки алматинской хэви-метал формации Holy Dragons:
- Тора, вы ведь встали за микрофон в группе по необходимости? Это было вынужденное решение?
- Ну, скажем так, за микрофонную стойку я встала, потому что очень разозлилась. Злость - это великолепный движущий фактор на самом деле! В тот момент мы искали вокалиста и находились в достаточно безвыходном положении, и в какой-то момент поняли, что эти поиски зашли в тупик. В конце концов меня эта ситуация очень разозлила и я сказала: «Все, хватит! Сама спою!». Позже жизнь показала, что это было единственное верное решение.
- Как вы считаете, женщины-вокалистки в нашем городе - это определенный тренд?
- Скорее нет, чем да. Все-таки групп с женским вокалом в тяжелой музыке у нас в городе можно по пальцам пересчитать. Признаюсь честно, я сама не фанат женского вокала в метале, исключение составляет разве что Доротея Пеш - ее невозможно не любить. И именно поэтому я не стараюсь петь так, как поют другие вокалистки в этом жанре.
- Что лично вам дает возможность петь в метал-группе?
- Не будем забывать о том, что я не просто вокалистка, а поющая гитаристка. На сцене мне приходится сочетать мелодические вокальные линии с достаточно серьезными гитарными партиями. Причем я универсальный солдат: в сэте я пою сейчас вокальные партии, которые в свое время пели четыре разных вокалиста. При этом многие люди, которые считают себя профессиональными вокалистами, в свое время спасовали перед этими партиями! Я со всем этим делом справляюсь, не выпуская гитары из рук. Как выяснилось, у меня достаточно большой вокальный диапазон, который позволяет это делать, не особо напрягаясь.
Передатчик эмоций
Но помимо эстрадного женского вокала и хэви-метала в Алматы существует часть групп, играющих на стыке джаза и психоделики. Мы решили задать несколько вопросов лидеру одной из таких групп - Caraccident («Автомобильная авария») - по имени Алуа:
- Алуа, скажи, каково это - быть в роли девушки-вокалистки? Мало того - ты еще и басист. Да и жанр у вас необычный для нашего города - психоделика.
- Быть в роли вокалистки для меня - это способ передать эмоциональный фон, раскрыть текст песни. Так как я придумываю текст и музыку - мне нужно передать его через пение должным образом. Например, в песне Anaemia, где я рассказываю о демоне-манипуляторе, который притворяется хорошим, я пою женским и нежным голосом, и там, где он срывает маску, я начинаю петь более низким «мужским вокалом». Это было нужно для того, чтобы люди понимали, что это не просто текст песни от одного лица, то есть человека, а монолог демона, который искушает людей, притворяясь, будто желает добра людям. Таким образом, я передаю смысл песни, меняю голос, чтобы подчеркнуть тему песни.
- Почему в нашем городе востребован женский вокал?
- Мне сложно однозначно ответить. Знаю только то, что в андеграунде не так много девушек-вокалисток. Скорее всего, востребован, исходя только из логики, что их мало. Вообще это здорово, что девушек-музыкантов становится больше и больше. Это вдохновляет. Женщина тоже может сыграть и спеть не хуже мужчины при желании и упорстве!
Аслан ИСМАИЛОВ