Найти тему

О навыке правописания и его роли в творчестве

Оглавление

Мысль о том, чтобы написать эту статью, у меня появилась при обсуждении в комментариях одной актуальной для творческих людей проблемы. Я, конечно, имею в виду творчество в области литературы. Хотя эта проблема есть не только в литературе, но в других видах творчества она не так актуальна.

Речь пойдёт о правописании. Мне часто приходилось слышать (и читать) сетования авторов на свою безграмотность. Кто-то это переживает, стесняется своих ошибок, а кто-то гордо говорит, что в литературном творчестве грамотность — это не главное, пусть ошибками занимаются корректоры, а писатель должен творить. Кстати, так считал и Лев Толстой, поэтому свои рукописи отдавал переписывать жене, а потом с ними ещё и корректоры работали. Но сейчас не об этом. Эта статья для тех, кто считает, что выложенный на всеобщее обозрение текст должен быть грамотно написан и соответствовать нормам русского языка. Но вот с этими нормами у них есть проблемы, которые они считают непреодолимыми.

В чем причина проблем

Мне ответят, что причина в том, что человек, позиционирующий себя как писатель, плохо учился в школе. Во-первых, необязательно плохо, вполне вероятно, что правила он знал, а вот с грамотностью в письменной речи у него начинались проблемы.

Во-вторых, люди по-разному овладевают знаковой деятельностью, то есть (упрощённо) письмом и счётом. Кому-то эти виды деятельности даются легко, кому-то сложнее, кто-то в школе слезы льет, получив очередную отметку «5/2» за сочинение, где «5» за литературу, а «2» за русский. И если в эту проблему немного углубиться, то окажется, что способные в математике люди одновременно и более грамотные. То есть их мозг лучше и легче усваивает работу со знаками. А у тех, кто получает «5/2» за сочинение, мозг лучше обрабатывает образы. Образное мышление, так необходимое для любого творчества, одновременно мешает овладению правописанием. Правила человек знает и может их пересказать, но в процессе письма он мыслит образами и теряется в знаках.

-2

И возникает такая проблема: мозг творческого человека не может одновременно мыслить образами и контролировать знаковую деятельность. Нет-нет, это касается не всех. Есть те, кто может, и переключение между образным и знаковым (абстрактным) мышлением у них происходит быстро. Но таких уникумов немного. А есть те, кто владеет навыками правописания. Вот в этом и решение проблемы.

Что такое навык и как он работает в литературном творчестве

Навык — это действие, доведённое до автоматизма постоянным повторением. Общеизвестны физические навыки, например, езда на велосипеде, вождение автомобиля, письмо ручкой или набор на клавиатуре. В любой деятельности есть навыки, не освоив их, не станешь мастером. Но главное, что выработанный навык позволяет переключить внимание с совершения действий на что-то другое: на обдумывание плана, на мечты об отпуске, на беседу с другом и т. д.

В качестве примера можно взять любую деятельность, например, овладение письмом в начальных классах. Но это уже многие не помнят, значит, возьмём набор текста на клавиатуре. Как только человек начал осваивать эту деятельность, он постоянно путается в клавишах, у него масса времени уходит на поиск нужных, он в постоянном напряжении и думает только о том, какую сейчас надо нажать клавишу, а уж если появляется необходимость в английском тексте или в «горячих» клавишах, то и вовсе дело может застопориться. Где уж тут рождать великие творения! От одного набора слов мозг кипит.

Но стоит человеку овладеть навыком, как всё становится легко. Движения совершаются автоматически, пальцы сами, без участия мозга находят нужные клавиши. А мозг может заняться обдумыванием содержания текста, планированием, рождением ярких образов и облечением их в слова.

Примерно то же самое происходит и в других видах деятельности. Например, когда человек учится водить автомобиль, есть у него возможность или желание разглядывать прохожих, болтать по телефону или обдумывать свою книгу? Нет, все усилия, в том числе мыслительные, у него уходят на сосредоточение в управлении. Он боится отвлечься, устаёт и удовольствия не получает.

Б. М. Кустодиев "Земская школа".
Б. М. Кустодиев "Земская школа".

То есть главный плюс навыка — это освобождение мозга для какой-то другой работы. Это характерно не только для физических навыков, но и для интеллектуальных, в том числе для навыка правописания. Если человек овладевает этим навыком — не только орфографии, но и пунктуации — то он уже автоматически пишет грамотно, не задумываясь, куда какую букву или запятую ставить. А значит, мозг освобождается от необходимости контроля правописания и припоминания выученных в школе правил.

Для чего освобождается? Для творчества, для создания образов, для облечения идей в нужные слова. И даже если палец промахивается, и в тексте появляется не та буква, человек, не отвлекаясь от творчества, просто ощущает чувство дискомфорта — «что-то не так», и, не тратя время на припоминание правил, опять же на автомате исправляет. Не всегда, правда. От очепяток никто не застрахован. Но всё же овладение навыком обеспечивает свободу творчества.

Как овладеть навыком правописания?

Так же, как и любым другим — с помощью многократного повторения действий. Но здесь есть один подводный камень — действия не должны содержать ошибок, иначе навык так и закрепится с ошибкой, или же вообще не сформируется. Попробуйте совершать ошибки при обучении вождению автомобиля — далеко ли уедете? Для этого и существуют инструкторы и инструкции.

То же самое и с правописанием. Но само по себе изучение правил не поможет. Должна быть работа над ошибками и постоянное практическое применение правил. Причём к этому нужно относиться серьёзно и внимательно. Для работы над ошибками лучше пропускать текст через программу, которая не просто предлагает замену неправильного на правильное, а указывает, какие правила тут нарушены. Многократная обработка своих текстов такой программой поможет вам не просто усвоить правила, но и сформировать навык правописания.

Вот пример такой программы
Вот пример такой программы

Это популярная в интернете Орфограммка, которая ценна не только тем, что неплохо видит и орфографические, и пунктуационные ошибки, но и тем, что каждую ошибку объясняет. Обратите внимание на выделенное слово. Я специально сделала в нём весьма распространённую ошибку, «перепутав» -ться и –тся. Программа не исправила сама, а выделила слово, а в левой панели указала и доходчиво объяснила, какие правила нарушены. Вот после многократного повторения таких объясненных ошибок, вы научитесь автоматически писать как нужно. Если, конечно, это вам надо, и вы отнесётесь к обучению серьёзно. Увы, многим взрослым лень заниматься самообучением. Если навык правописания не выработан в юности, его можно сформировать и во взрослом возрасте. Вот только мало кому хочется этим заниматься.