Найти тему

Учить спасать жизни: говорим с преподавателями-медиками

Оглавление

Люди, которые спасают жизни в операционных блоках, спешат на вызов в машинах скорой помощи, проводят многолетние исследования в лабораториях и ежедневно помогают людям избавляться от боли. Медики РУДН выполняют не только свою главную миссию – помогать людям, но и учат новые поколения тех, кто когда-то придет вам на помощь.

В Международный день врача мы поговорили с преподавателями медицинского института РУДН об их работе, первых пациентах и научной деятельности.

Ольга Бургасова
Ольга Бургасова

«В профессии я более 30 лет. Область исследований – инфектология. Все научные разработки связаны с приоритетными направлениями в этом направлении – гриппом, COVID-19, бактериальными осложнениями ОРВИ, бруцеллезом (прим.: инфекция, которая передается от больных животных человеку), иерсиниозами (прим.: бактериальные заболевания ЖКТ) и другими патологиями.

Учить молодых врачей в области инфекционных болезней невозможно без большого клинического опыта. Поэтому я занимаюсь научно-практической деятельностью, преподаю студентам и работаю врачом-консультантом в инфекционной клинике (ИКБ N1) Департамента здравоохранения города Москвы», – Ольга Бургасова, д.м.н., профессор кафедры инфекционных болезней с курсами эпидемиологии и фтизиатрии.

«Моя профессиональная жизнь неразрывно связана с РУДН – вот уже 7 лет посвящаю себя медицине в этом университете. Изучаю репродуктивное здоровье. Одно из ключевых направлений – исследование повторных неудач имплантации (ЭКО) у пациенток с бесплодием маточного происхождения. Этой теме посвящена моя кандидатская диссертация, в которой удалось разработать новые подходы к диагностике и лечению этой сложной клинической ситуации.

У меня есть четыре патента в области репродуктивной медицины. Изобретения дают возможность улучшить оценку состояния эндометрия, повысить эффективность лечения бесплодия и усовершенствовать хирургические методы в гинекологии», – Роман Орехов, к.м.н., ассистент кафедры акушерства и гинекологии с курсом перинатологии.

«Я из врачебной семьи. С детства "лечила" игрушки. Меня никогда не устраивали стандарты в медицине – стандартных пациентов и случаев нет. 15 лет назад основала первую кафедру эндокринологии в РУДН, которая стала площадкой для новаторского медицинского сообщества докторов. Его главные врачебные принципы: профилактировать болезни, не бояться задавать вопросы, аккумулировать опыт и выступать единым фронтом против общего врага – болезней.

В первую очередь я врач. А мои учителя-пациенты сделали меня ученым. Больше всего горжусь созданием новой модели медицины – медицины 7П», – Светлана Калинченко, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой эндокринологии с курсом холистической медицины ФНМО МИ РУДН, научный руководитель Клиники профессора Калинченко (клиническая база МИ РУДН).

«Связала жизнь с РУДН сразу после школьной скамьи, поступив на медицинский факультет. Учиться приходилось много, каждый день, но искренне считаю, что нет учебы интереснее, чем у врачей. В профессии с 2003 года, когда поступила в ординатуру по кардиологии.

В аспирантуре изучала эластические свойства сосудов у больных с хронической сердечной недостаточностью и низкой фракцией выброса левого желудочка, их взаимосвязь с воспалительным и метаболическим профилем пациентов и влиянием на прогноз. Потом увлеклась функциональной диагностикой. Сейчас больше занимаюсь практикой и преподавательской деятельностью – работаю в отделении функциональной диагностики и обучаю врачей-ординаторов, врачей-курсантов и студентов основам эхокардиографии, ЭКГ, нагрузочным пробам», – Елена Озова, к.м.н., ассистент кафедры внутренних болезней с курсом кардиологии и функциональной диагностики им. В.С. Моисеева.

Помните своего первого пациента?

«Терапевтическое отделение 59 ГКБ. Женщина, больная бронхиальной астмой, принимавшая пероральные гормональные препараты. Вызов к ней на первом дежурстве оказался тревожным – клиника острого живота, вызов бригады хирургов, перевод пациентки в хирургию. Врачу всегда беспокойно. Адаптироваться сложно, хотя необходимо. Но с каждым годом опыт работы помогает в постановке диагноза и принятии решений», – Ольга Бургасова.

«Это было на второй день ординатуры. В отделение кардиологии поступил пациент по фамилии Степанов, 58 лет, после купирования гипертонического криза. Мне дали задание осмотреть больного и собрать анамнез. Вооружилась фонендоскопом, ручкой и блокнотом, пошла в палату, преодолевая робость, по пути вспоминая схему написания истории болезни, которую учили в университете. Вышла только через полтора часа. Больной терпеливо перенес все мои перкуссии, аускультации, пальпации (прим.: диагностические методы) и детальный сбор анамнеза, вплоть до веса при рождении и перенесенных детских инфекций. В конце не без иронии пациент сказал, что его еще никогда так подробно не опрашивали.

За годы в медицине изменилась глубина видения пациента, появилось клиническое мышление. Вместе с этим пришло понимание, как много мы еще не знаем и не умеем», – Елена Озова.

«Первый пациент был с врожденным дефицитом половых гормонов и отсутствием полового созревания. Настоящие эмоции я испытала спустя 20 лет, когда он, обреченный на бесплодие, стал папой своего генетического ребенка. Мы дружим с этим пациентом до сих пор.

С первого приема изменилось все. Диагностика, причины заболеваний и, соответственно, лечение. Все болезни помолодели. Я сталкиваюсь с заболеваниями, которые не изучали в институте. Поэтому учимся каждый день», – Светлана Калинченко.

Интересный медицинский факт, который мало кто знает

«Эндометрий – не просто пассивная ткань, ожидающая прикрепления эмбриона, а высокоразвитый "биосенсор" с двумя удивительными способностями: рецептивностью и селективностью.

Рецептивность можно сравнить с гостеприимным хозяином, который создает идеальные условия для своего гостя – эмбриона. Эндометрий в определенные дни цикла становится особенно восприимчивым, готовым принять и обеспечить всем необходимым развивающийся эмбрион.

Но вот что действительно поразительно – селективность эндометрия. Представьте, что эндометрий – очень придирчивый "охранник" на входе в элитный клуб. Он способен оценивать качество эмбрионов и "отказывать во входе" тем, у которых низкий потенциал развития. Это природный механизм контроля качества, направленный на повышение шансов успешной беременности.

Удивительная способность эндометрия "выбирать" эмбрионы объясняет, почему даже при переносе внешне здоровых эмбрионов в процессе ЭКО не всегда наступает беременность. Это важно понимать для лечения бесплодия и повышения эффективности вспомогательных репродуктивных технологий», – Роман Орехов.

«У космонавтов, которые проводят на орбите больше полугода, минеральная плотность костей уменьшается на 20-25%. То есть за полгода в космосе кости стареют почти на 20 лет. Это еще раз подчеркивает важность гравитации Земли, о которой мы даже не задумываемся, тогда как все наши органы сформировались с учетом постоянной силы тяжести», – Елена Озова.

«Нобелевскую премию дали за лоботомию», – Светлана Калинченко.

Какие суеверия есть у медиков?

«Некоторые врачи избегают определенных слов во время дежурства, у других есть свои ритуалы перед сложными операциями. Есть и те, кто верит в "счастливые" хирургические инструменты или считает, что полнолуние влияет на количество родов. Я придерживаюсь принципов доказательной медицины. В нашей профессии нет места для необоснованных верований или мистических практик», – Роман Орехов.

«В клинике узнала, что врачи не любят, когда птицы бьются в окно. Это не к добру. Но не могу сказать, что я суеверна», – Елена Озова.

«Я не полагаюсь на суеверия, но верю в закон парных случаев и карму. Если врач нечестно лечит, то он сам столкнется с этим заболеванием», – Светлана Калинченко.

Есть ли место чуду в медицине?

«Мы часто сталкиваемся с удивительными явлениями, которые могут показаться чудом. Например, возможность для женщины с онкологическим заболеванием сохранить фертильность и родить здорового ребенка после лечения. Или успешное вынашивание и рождение детей у пациенток с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями. Разве это не удивительно?

Но важно понимать, что за каждым таким "чудом" стоят годы научных исследований, разработка новых методов лечения, совершенствование хирургических техник и, конечно, ежедневный труд медицинских работников», – Роман Орехов.

«В медицине есть место чуду, хоть и не часто. "Чудеса случаются с теми, кто в них верит". Если человек очень хочет жить, ему удается встать на ноги. Никогда нельзя терять веру. Говоря о чудесах в научных достижениях, то секвенирование генома человека, биотехнологии, регенеративная медицина, клеточная терапия, таргетная терапия при онкологических заболеваниях – своего рода чудо», – Елена Озова.

«Однозначно. Мы 5 лет помогали мальчику со смертельным заболеванием – синдромом Дюшена. Он продержался до появления вакцины. Она стоит 280 000 000 рублей, но мы сделаем благотворительный сбор. Не чудо ли? Такая же история была с инсулином и многими другими препаратами», – Светлана Калинченко.