Моя позиция: "Не хочешь - не надо". Образование должно быть бесплатным только до 5го класса. А после - только для тех, кто действительно учится. Я так считаю.
И вот почему. Ко мне нередко попадали ученики, которые хотели подготовиться к ОГЭ и даже к ЕГЭ, но не знали элементарных вещей. Совсем элементарных.
Некоторые объясняли это тем, что они, якобы, гуманитарии. Вообще, в моём понимании фраза “Я - гуманитарий” на русский язык переводится так: “У меня проблемы с логическим мышлением”.
Исключения из этого правила есть. И людей таких я встречал. Но, как правило, те, кто не могут найти число по величине его нескольких процентов, или сложить дроби, с тем же успехом не могут и сказать, когда правил Иван Грозный, и какое отчество у Петра Первого.
У таких учеников мне иногда хочется спросить - зачем ты вообще в школу ходишь? Чем ты там занимаешься?
Такие кадры только зря время тратят в школе - своё и учителей. Хорошо, что хоть ко мне обратились. Иногда я и с такого уровня на приличный балл по ЕГЭ вытягивал. В последний год, например, была у меня такая ученица. Частично это, конечно можно списать на то, что ЕГЭ в этом году был сравнительно легким. Да, немного повезло с заданиями.
Тем не менее, с учётом того, что у нас с ней был всего один год, я считаю такой результат неплохим.
Но возвращаясь к теме статьи, скажите мне, вот зачем это нужно? Зачем бесплатно учить в школе тех, кто всё равно не учится? Зачем тратить деньги государства и силы учителей, по сути, впустую?
И ладно бы они только сами не учились. И ладно бы, если бы те, кто не хотят или не могут учиться, учились бы только в специальных школах. Это было бы полбеды, и сугубо проблемы таких учеников и их родителей.
Но ведь учителя тоже вынуждены тратить на них своё время. А это существенно снижает качество работы учителей с теми, кто хотят и готовы учиться.
Да, можно сколько угодно жаловаться на плохих учителей, плохую систему образования, плохие учебники и т.д. Но давайте, по-честному, возьмём на себя ответственность. Если в данной конкретной школе такие уж плохие учителя, может проще и логичнее перевести ученика в другую школу?
Я не защищаю плохих учителей, их действительно хватает. Но дело не в этом. Если ребёнок сам не хочет учиться и сидит на уроках в телефоне, а ещё дома вместо домашнего задания в комп наяривает с утра до вечера, и вообще, влачит своё существование как жалкий червяк, его и самый лучший учитель ничему обучить не сможет.
А ещё ведь не стоит забывать и об одной актуальной проблеме - дефиците учителей. Их и так мало, и в учителя и так многие идут не по желанию, а по принципу “не поступил, куда хотел, пошёл, куда взяли”.
Поэтому я и предлагаю не жалеть тех, кто не учится. Не сдал экзамен - до свидания. Если одумаешься - продолжишь обучение. А пока - иди работай. Или в ПТУ/курсы профессиональной подготовки - иди работай.
Я понимаю, что предложить подобное гораздо проще, чем реализовать. Но подумать в этом направлении я всех призываю.
Важное уточнение. Нельзя поменять только это, не затронув всего остального. Если после пятого класса отчислять, возникнет логичный вопрос: “Что же делать всем тем, кого в шестой класс не возьмут?”.
Идти работать. Вот что помешает двенадцатилетнему подростку быть курьером, кассиром, баристо, фасовщиком или, скажем, парикмахером? Да по большому счёту, ничего и не помешает, если у этого подростка нет очевидного дефекта интеллекта или психиатрических болезней.
А юридическую часть, я уверен, под эту инициативу можно подготовить. Но я не юрист, и не буду на эту тему рассуждать. Если среди вас, мои дорогие читатели, есть юристы, можете дать об этом комментарии, буду вам благодарен.
На мой взгляд, многие школьники не хотят учиться именно потому, что не видят в этом практического смысла. Вот зачем тогда их ещё шесть драгоценных лет держать в школе? Зачем эти драгоценные года сливать в унитаз? Пусть, хотя бы учатся жить в социуме, и какую-то пользу приносят.
Частично это даже поможет решить проблему мигрантов, предположу. Такие люди смогут взять несложный низкоквалифицированный труд на себя. Я бы предположил, также, что это поспособствует и улучшению демографической ситуации в России - у таких детей будет больше времени на подготовку к семейной жизни. К тому времени, как те, кто учатся, закончат школы и институты, эти люди уже получат трудовой опыт, обустроятся в жизни, создадут семьи - у них на это будет больше времени.
Все только выиграют. Те, кто не будут просиживать штаны в школах и институтах - выиграют время. Те, кто выберут учёбу, выиграют в качестве образования. И окружение их будет только из тех, кто захочет учиться, и на откровенно слабых учеников отвлекаться им не понадобится.
И учителя выиграют - нагрузка на них будет существенно ниже. Я вот на себе знаю, какого это - учить тех, кто не хочет учиться. А учителям, у которых в классе человек десять, если не больше, могу только посочувствовать. Учителей понадобится при такой системе меньше, а значит не будет необходимости звать в эту профессию кого попало. А откровенно плохих учителей без вреда для системы можно будет и уволить.
А если образование тех, кто учится плохо, но хочет продолжать учиться всё равно, сделать платным, то и финансирование системы образования улучшится.
Не во всех областях важна эрудиция и глубина научных знаний, особенно теоретических. Например, дед Саввы Морозова, тоже Савва Морозов, так даже писать не умел, за него сын расписывался. Но это не помешало ему начать свой бизнес, выкупиться на свободу, и выкупить свою семью. Да и ткацкое производство создал. И заложил фундамент для того, чтобы его сын стал миллионером. А внук - так вообще одним из богатейших купцов Империи.
Подводя итог, скажу, что никого не стоит заставлять учиться. Чаще всего это бесполезно, а в худшем случае - вредно, отобьёт желание учиться вообще.
А вы как думаете? Что на ваш взгляд делать с теми, кто не хочет или не может учиться? Приходите в комментарии.