Найти тему

Жизнь Петровского Рекрута: Служба и Судьба

Оглавление

Военная реформа Петра Великого — одно из самых знаменитых преобразований той бурной эпохи. Россия стояла на распутье, в пламени сражений Северной войны решалась ее судьба. Чтобы одержать победу над грозным шведским противником, ей была необходима современная боеспособная армия. Ключевым элементом новой модели призыва в армию стала рекрутчина. Именно она будет определять комплектование армии более чем полтора века, вплоть до царствования Александра II, когда введут всеобщий призыв в армию по ее потребностям.

На Пути к Преобразованиям: Предпосылки Военной Реформы Петра I

-2

Рекрутчина, как форма призыва, не была изобретением Петра. Уже в период Смутного времени в России стали появляться новые воинские подразделения, формируемые по европейскому образцу: солдатские полки и кавалерия — рейтары, драгуны, гусары. Для их комплектования применялся европейский способ — привлечение на службу наемников. Но это порождало ряд проблем. Во-первых, самые боеспособные военные специалисты уже служили в других государствах. Во-вторых, некоторые монархи, опасаясь утечки квалифицированных кадров, запрещали своим подданным вербоваться в армии других стран (как, например, сделал шведский король Густав Адольф). И в-третьих, уже играл роль моральный фактор — наемник не всегда был укоренен в той стране, которой служил.

Пик наемничества пришелся на эпоху правления Алексея Михайловича, особенно ярко проявившись во время Смоленской войны 1632-1634 годов. Вышеупомянутые проблемы заставили власть искать другие способы комплектования армии. В 1632 году царь разрешил всем желающим идти в солдатские полки, за исключением крепостных. К следующим войнам против Речи Посполитой и Швеции, произошедшим двадцать лет спустя, в распоряжении России уже было не менее 50-60 тысяч человек, объединенных в 55 солдатских полков. Достичь такого результата помогла, прежде всего, рекрутчина.

Принцип рекрутчины заключался в том, что с определенного количества землевладений (вотчин, дворов, имений, монастырей) в вооруженные силы забирали определенное количество работников мужского пола. Количество рекрутов зависило от ситуации и потребностей армии в живой силе. Много брать тоже было нельзя, иначе остановилась бы хозяйственная жизнь. Первоначально рекрутчину вводили только в приграничных областях. Так, в 1649 году Алексей Михайлович ввел рекрутский набор 1 солдата с крестьянского двора на границе со Швецией. Жалованье тогда не платили — считалось достаточным, что за службу рекрут освобождается от оброка и других налогов.

Во время продолжительной войны 1654-1667 годов рекруты уже составляли значительную часть регулярной русской армии. Только в 1658-1660 годах по нормам и сверхнормами было набрано 51 тысяча солдат, а всего за тринадцать лет боевых действий русская армия пополнилась около 100 тысячами военнослужащих.

При сыне Алексея Михайловича, Фёдоре Алексеевиче, рекрутчина продолжала развиваться, и именно при нем русская армия стала одной из самых многочисленных в Европе. В конницу из низшего сословия брать стали неохотно, ее старались комплектовать из служилых дворян, а всех остальных направляли в пехоту. Так кавалерия стала элитным родом войск, а пехота — самым массовым, численно превосходя конные подразделения в полтора раза.

К моменту восхождения на престол Петра I рекрутчина уже была широко распространена и являлась основой комплектования русской армии. Именно в его эпоху произошел заключительный этап ее становления.

Петр I и Рекрутчина: Преобразование Армии

Следует отметить, что рекрутчина как таковая применялась во многих странах Европы и не представляла собой что-то экстраординарное в то время. Пётр же, видимо, был склонен к другой модели комплектования армии, с использованием регулярных формирований и наемников. Он даже запретил брать на службу пашенных крестьян, которые были основной рабочей силой, в армию брали исключительно дворовых людей, ремесленников с доходом менее 30 рублей в год. Во время Азовских походов и на начальном этапе Северной войны Пётр вел боевые действия исключительно ограниченным воинским контингентом. В сражениях против хорошо подготовленной и укомплектованной шведской армии, считавшейся в то время одной из лучших в Европе, петровское войско проявило себя не с лучшей стороны.

Итогом такой ситуации стал Указ Петра от 20 февраля 1705 года, который можно считать первой во всей отечественной истории всеобщей мобилизацией. В солдаты надлежало брать рекрутов со всех уездов и городов, посадов, волостей, слобод, монастырей и других религиозных учреждений, чиновников приказов, помещиков, вотчинников и, конечно, крестьян. С каждых 20 дворов призывался по солдату возрастом 15-20 лет, а если у помещика было не столько дворов, то поставлять призывников ему надлежало в складчину с другими помещиками. При этом государство обязывало обеспечить фуражом и обмундированием рекрутов их бывших владельцев. Рекрутские наборы были поручены Поместному приказу. Именно рекруты первых лет позже одержат блистательную победу под Полтавой и добьются перелома в долгой и кровавой войне.

-3

После победы под Полтавой положение русской армии укрепилось, что позволило Петру немного смягчить политику рекрутских наборов. В 1711 году рекрутские наборы были переданы на местный уровень в канцелярии губернаторов, а нагрузка на дворы была снижена — теперь 1 рекрута брали с 33 дворов, позже лимит был еще уменьшен до 1 рекрута со 100 дворов. При этом за денежный взнос избранного в рекруты можно было заменить другим человеком. Ближе к концу Северной войны Пётр передал вопросы рекрутского набора в ведение Военной коллегии, на местном уровне этот вопрос продолжал контролироваться исполнительной властью.

За годы Северной войны рекруты стали основным ядром русской армии и флота. Именно они несли на себе тяжесть войны и добились решающих побед. В самый сложный для России период — с 1705 по 1713 год — под ружье было поставлено 337 196 человек. Это и сегодня огромное число, а в то время оно было просто гигантским. Численность армии в тот период играла решающую роль. Примечательно, что Швеция не смогла применить рекрутчину в своих условиях, что стало одной из причин ее поражения.

Когда война закончилась, Пётр провел последнюю модернизацию рекрутчины, окончательно сформировав ее систему. Историки считают, что это стало результатом финансовой реформы Петра, главным нововведением которой стал новый подход к учету населения и введение подушной подати — налога с каждого взрослого мужчины. Основные мероприятия по реализации этой реформы пришлись на 1722-1724 годы. Теперь, когда учет мужского населения страны был настроен, — а, согласно результатам переписи, такового насчитывалось 5,5 миллионов человек — можно было перейти от набора с хозяйственных единиц к централизованному набору.

Военная реформа Петра и модернизация рекрутчины стали одним из ключевых элементов комплексной модернизации системы управления государством. Она имела важнейшее значение для развития русской армии, достижения победы над сильным противником и реализации глобальных целей России.

Рекрутский Призыв: Механизм Комплектования Армии

-4

Итак, как же проходил рекрутский призыв? Прежде всего, следует отметить, что в то время в армию брали на всю жизнь. Подавляющее большинство призванных больше никогда не возвращалось домой, разве что по инвалидности вследствие полученных ран. Решение о том, кого отдать в солдаты, принимали старейшины на крестьянских сходах. Чаще всего предпочтение отдавалось неженатым и бездетным мужчинам, чтобы не оставлять семьи без кормильца. Также учитывалось количество мужчин в семье. Нередко рекрутчину использовали как метод избавления от "проблемных" членов крестьянской общины — ленивых, буйного нрава или склонных к преступлениям. Могли и просто избавиться от неугодного человека из-за личной неприязни. Что касается государственных крестьян и мещан, то к ним применялся метод жеребьевки.

Общие правила отбора были не слишком строгими: среди рекрутов не должно было быть больных, калек или людей с умственными отклонениями. Также они должны были иметь "хорошее сложение".

К тем, кого общины определили в будущие солдаты, было особое отношение. Их освобождали от сельскохозяйственных работ, давая им возможность отдохнуть перед службой. В некотором смысле к рекрутам относились как к потенциальным покойникам, и даже их проводы напоминали скорее поминки. Родственники и односельчане собирались в доме "виновника торжества" у накрытого стола, пиршество сопровождалось причитаниями женщин и даже специально нанимаемых плакальщиц. Если рекрут успевал обзавестись женой и детьми, то после его ухода в армию они оставались жить в его семье, подчиняясь старшему из мужчин. "Солдатки" считались в деревне "ни вдовами, ни мужними женами", а их дети — общими детьми всей деревни.

Конечно, перспектива такой службы радовала мало кого. Попытки "откосить" от армии были распространены и в то время, хотя и применялись более жестокие методы, чем сейчас. Так, отцы могли увечить собственных сыновей, и даже суровое наказание, введенное Петром за подобные "художества", не останавливало многих.

Повседневная Жизнь Рекрута: Служба и Быт

-5

Рекрутские наборы изменили облик русской армии, сделав ее всесословной. Если ранее в ней служили преимущественно дворяне, причем даже в рядах — крестьяне были при них в роли слуг, то теперь они служили рядом с бывшими крепостными. Пётр исключительно ценил офицеров, которые сами были некогда солдатами и матросами, "службою дошедших до чина, а не по иным причинам". Таким образом, даже простой крестьянин, ушедший в армию при Петре, в случае храбрости, сообразительности и удачи мог добиться карьерного роста. В ту бурную эпоху появился своеобразный социальный лифт.

Пётр отказался от попыток перевести армию на самообеспечение или сделать ее довольствие исключительной ответственностью имущих слоев. Он взял на себя обязанности по организации армейского снабжения. По его приказу были созданы продовольственные магазины, пополняемые подрядным способом. К концу царствования Петра изменился и метод расквартирования войск. Началось строительство специализированных жилых помещений для солдат — казарм. Однако еще долгое время даже после Петра многие части, особенно в провинции, расквартировывались на постой у местных жителей.

Пётр окончательно установил единоначалие в армии. Его воинский устав 1716 года четко регламентировал обязанности главнокомандующего и командиров, определял функции штаба и военного совета.

После призыва рекруты формировали команды и отправлялись к месту службы. До 10% личного состава до него не добирались, погибая или сбегая. Тема побегов и наказаний за них заслуживает отдельного внимания. Суровая армейская реальность для вчерашних крестьян, оторванных от земли, вынуждала отчаявшихся солдат совершать акты дезертирства. Пётр решил предупредить подобные случаи с присущей ему жестокостью, характерной для той эпохи. Пойманных беглецов надлежало казнить, хотя если дезертир добровольно возвращался, ему снижали наказание до порки шпицрутенами. Однако и это нередко оканчивалось смертью караемых. В то время действовала жестокая логика: солдат видел, что погибнуть на поле боя менее страшно, чем то, что его ждет в случае побега. Применялась и коллективная ответственность — наказание за дезертирство могло быть наложено на все подразделение, вплоть до его командира.

Пётр приравнивал к измене и побегу ряд других военных проступков, например, ложную тревогу, поданую караульным, или пьянство в разгар боевых действий. При этом не делалось различий между рядовым и офицером — кара была одинаковой для всех и очень суровой. Сохранившиеся старые архивы представляют достаточно доказательств. Особо заслуживает внимания подход к наказанию за трусость на поле боя, напоминающий порядки в римской армии эпохи Цезаря: если сбежал и попался один боец, его казнили, но если бежала вся часть, то без разговоров казнили командира, а затем каждого десятого (известная римская "децимация"). Однако, если тому, кому выпала казнь по жребию, удалось доказать, что он не бежал, а самоотверженно сражался, ему могли пощадить жизнь и даже не выбирать взамен него другую жертву. Способ смертной казни был самым простым — повешение "без процессу на первом дереве", как говорили в то время. Иногда проявившего трусость молодого и неопытного солдата могли простить на первый раз.

В условиях боевых действий не было времени на длительную боевую подготовку. Ситуация требовала направления рекрутов прямо в действующую армию. У властей возникла проблема с распределением пополнения, которое требовалось по всему фронту, включая гарнизонные части, не участвовавшие в прямых боях, но выполнявшие многие другие функции, от строительства до борьбы с эпидемиями.

Порядки, конечно, могут казаться нам чрезмерно жестокими, но не следует забывать, в какую эпоху все это произошло. Во многих странах Европы, в том числе у нашего противника, Швеции, служба в армии была не намного легче. В условиях рекрутского набора быстро создать боеспособную армию можно было только жесткими мерами. Пётр I, несомненно, относился к людям как к механизмам, винтикам машины, во главе которой он сам, и стратегические цели страны в его глазах превалировали над нуждами отдельного человека, семьи, общины. Вот чего не могут или не хотят понять критики Петра, обвиняющие его в массовых убийствах населения Российской империи.

В отличие от своих предшественников, Пётр I понимал важность материального стимулирования своих солдат. Хотя оно было не очень велико, это был шаг вперед. Пётр всегда старался вознаградить проявивших героизм солдат и матросов. Так, после Полтавской победы он выплатил определенную сумму каждому выжившему бойцу. Особо заслуживают внимания "полонные деньги" — выплаты за пребывание во вражеском плену. Самые большие выплаты получали те, кто побывал в турецком плену. Те, кто оказался в европейских государствах, получали меньшие суммы — видимо, учитывались условия, в которых пребывали русские пленные.

Пётр был безжалостен к тем, кто злоупотреблял своими полномочиями на службе. Нередко до него доходили жалобы от нижних чинов, доведенных до отчаяния собственным командованием. И тогда горе было офицерам. Забота Петра о тех, кто честно и бесстрашно исполнял свой долг, служила лучшим примером для всего командного состава, благотворно влияя на боевое слаживание войсковых частей и повышение их боевых качеств.

Тактика и Вооружение: Новая Модель Войны

Принятый в 1716 году Петровский воинский устав подводил итоги богатого опыта русской армии в ведении боевых действий против современных армий. Во многом этот документ опережал армейские новшества в самых развитых европейских государствах. В нем были заложены основы проведения разведки, глубина которой могла достигать 150 верст — в то время очень большое расстояние. Походные порядки разделялись на авангард и арьергард. В качестве основного тактического атакующего маневра было закреплено линейное движение широким фронтом. Впервые были введены специальные указания для горной и лесистой местности, а также для отступательных действий и фланговых маршей. Основной упор делался на максимально быстрое сосредоточение войск, хотя мобильность армии в ту эпоху была еще невысокой.

Особо регламентировался отдых войск в походах, их размещение в биваке (лагере) или на квартирах. Была четко определена сторожевая служба пехотой или конницей как днем, так и ночью, введена система паролей, а также проверка караулов специальными чиновниками.

Несмотря на доминирование линейного строя в официальном документе, Пётр и его соратники были гибкими командирами и с легкостью приспосабливались к текущей боевой обстановке, добиваясь в большинстве случаев отличных результатов. Пётр уделял большое внимание резервам, вводя их в бой в критический момент. Так, в Полтавской битве это стало одним из ключевых факторов победы. Он неустанно требовал от своих военачальников находиться при войсках, чтобы иметь возможность управлять ими непосредственно и служить для них примером.

Пётр также уделял большое внимание модернизации вооружения. Поскольку большая часть его войска была пехотой, то необходимы были новые образцы стрелкового оружия. Ими стали знаменитые гладкоствольные фузеи. Наследница европейских ударно-кремневых ружей, фузея прослужила русскому солдату более века. Пётр же указал унифицировать калибр, что позволило наладить единое производство на тульских заводах. Для кавалерии была создана собственная фузея, укороченный вариант. Каждому пехотинцу полагалось 50 пулевых и 20 картечных зарядов, а драгунам — 40 зарядов. Что касается артиллерии, то Пётр полностью отказался от наследия своего отца в этой сфере и перевел свои части на европейскую трехфунтовую систему.

Таким образом, к концу царствования своего создателя новая русская армия стала одной из самых мощных в Европе, способной решить любую поставленную задачу. Импульс, заложенный Петром, еще десятилетия определял облик армии, ее структуру и вооружение. Сама же рекрутчина была отменена в 1874 году в ходе Милютинской военной реформы. Ее заменила воинская повинность, а термин "рекрут" отошел в прошлое, уступив место понятию "новобранец", а позже — "призывник".