Вообще-то при желании можно найти обратные примеры, в том числе из современности. Например, «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского. Или можно вспомнить тот факт, что многие классические пьесы Шекспира вполне сошли бы за фанфики по ныне забытым текстам, вроде истории датского принца Омлета. Простите, Амлета. Или Амледа, по другой версии прочтения его имени. Увы, современные фанфикописцы — далеко не шекспиры и даже не юдковские, и на то есть серьёзная причина.
Проще всего показать проблему, присущую любым современным фанфикерам, на конкретных примерах, взятых из вот этого поста в ЖЖ, посвящённого как раз фанфикам и потому содержащего цитаты из них. Вот первый пример:
«— Это, — сказал профессор Снейп, разводя полы сюртука, под которым билось его черное сердце, — и была ваша настоящая цель, господин Директор».
Что не так с этим отрывком? Образ сердца (неважно, чёрное оно, белое или серобуромалиновое), бьющегося под полами сюртука. На самом деле в тексте сказано, что сердце бьётся под сюртуком, но увы, совсем рядом присутствуют полы данного предмета одежды. И не просто присутствуют, персонаж их ещё и разводит (должно быть, садясь в кресло, или на лошадь, или ещё на какой-нибудь предмет, существо и т.д.). В результате перед мысленным взором читателя оказывается сердце персонажа под полами его сюртука. Поскольку полы сюртука начинаются там, где заканчивается спина, сердце оказывается вовсе не в груди. И этот анатомический казус дико смешон. Что сразу на корню убивает весь пафос описываемой автором сцены.
Убедиться, что перед нами не единичный случай, а системное явление, поможет ещё одна цитата из того же поста, также взятая из некоего фанфика:
«Альбус выглядел представительно, сломанный два года назад нос, смерть сестры и скитания, казалось, лишь придали ему лоска».
Не знаю, что хотел сказать данными образами, описывающими его персонажа, автор сего текста. А вот у читателя, в моём лице, возникает желание сломать нос самому автору — чтобы проверить, действительно ли сие действие придаст его физиономии лоск. Почему-то думается, что по любым вменяемым эстетическим критериям результат, видимый на лице автора, будет несколько отличаться от лоска, изысканности и изящества. Хотя, кто его знает, какие физиономии нравятся автору и его читательской аудитории…
Вот мы и добрались до корня проблемы — авторской аудитории. Дело в том, что сии цитаты приведены в исходном посте как самые обычные. Как вариант нормы. При том, что пост писал, мягко говоря, не самый глупый и бесталанный человек. Но, увы, активный читатель (и писатель) этих самых фанфиков. Отсюда, даже не читая сами фанфики, можно сделать единственный логичный вывод — в их среде подобный ужас действительно является нормой. И заведомо не воспринимается как отклонение. Они все так пишут. И они все такое читают, не видя в прочитанном ничего смешного, странного или же нелепого.
Корень проблемы фанфикописцев не в жанре фанфика как такового. А в том массиве фанфиков, которые эти люди читают. Ведь любой человек, даже с идеальным языком, литературным чутьём и профильным образованием, погрузившись в некую среду, в конечном итоге подпадает под её влияние. Тем более если авторы фанфиков — его друзья или хотя бы знакомые. Ведь вы же не будете говорить знакомому, а тем более другу, что он регулярно делает на людях нечто не слишком эстетичное, сам того не замечая? Особенно если вам это не мешает, а окружающие не замечают. Фанфикописцы, к сожалению, приучены долгими тренировками (то бишь прочтением аналогичных текстов) подобные нелепости сперва в чужих, а затем и своих текстах, не замечать.
Однако как только автор выходит из своей уютненькой фанфикерской среды, он сразу же оказывается вне зоны писательского комфорта, в диком и враждебном окружении совсем других читателей, которые не приучены прощать подобные «мелочи» и более того, которым доставляет удовольствие находить огрехи в текстах и выставлять их на всеобщее обозрение, сопровождая издевательскими комментариями. Это больно ранит душу автора, поэтому авторы фанфиков и не стремятся выйти наружу. Положа руку на фалду сюртука — а вашу бы душу издевательство над выстраданным вами текстом не ранило? Нормально же сидели, писали что-то миленькое в своём кругу, где все друзья и не обидят, на авторскую мозоль не наступят и тем более не сковырнут её с особым цинизмом… Нафига вылезать наружу, под злые ветры и холодные дожди? Вот авторы фанфиков и не вылезают. А те, кто пытаются, очень быстро об этом жалеют.
P.S. У меня тоже есть знакомые фанфикеры. Данный текст не для того написан, чтобы всякие разные, сами двух предложений сочинить не могущие, над ними прикалывались. Хотя, кого я обманываю… именно для этого он и написан. По злобе и зависти к истинным талантам, которым только злая судьба и ещё более злые критиканы не дают озарить своим бессмертным творчеством ниву вне-фанфикерской словесности.