Tempest (Хоукер Темпест) — британский одномоторный самолёт-истребитель, еще одно детище фирмы Hawker Aircraft. Многие считают его одним из самых лучших истребителей времён Второй мировой войны. Британские самолеты фирмы "Хоукер Эйркрафт" во многом остались в истории Второй мировой войны в "Спитфайров". Тем не менее, «Харрикейн» вынес на себе бремя самых тяжёлых воздушных боёв начального периода войны, "Тайфун" стал настоящей "рабочей лошадкой". Но заканчивать войну пришлось их потомку — "Темпесту".
История появления.
После спорного истребителя “Typhoon”, недостатков у которого оказалось больше, чем достоинств. Большинство схваток на Западе проходили на больших высотах, где летные качества машины были далекими от идеала. Причиной был толстый профиль крыла, из-за него истребитель быстро терял скорость при маневрировании на них. К тому же, на самолете стоял невысотный двигатель. В 1941 главный конструктор "Hawker" Сидней Кэмм приступил работам по его улучшению.
Проектирование “Tempest” вели в рамках спецификации F.10/41, которую выдали в начале 1942. По ней планировали создать истребитель с максимальной скоростью 700 км\ч и обязательным пушечным вооружением.
Новый самолёт сохранил множество общих черт с серийным “Typhoon”, но объём доработок был настолько большим, что военные получили совершенно новую машину. Фюзеляж удлинили и увеличили площадь хвостового оперения. Крыло тоже переработали, оно стало тоньше и короче на 127 мм, а в передней кромке устанавливали щелевые радиаторы. Для увеличения дальности установили дополнительные баки в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек Hispano, их установили попарно в каждой консоли. Существовало несколько вариантов с различными типами силовых установок.
Когда планер для истребителя модификации Mk.I был готов, его двигатель ещё только проходил испытания. Вместо него решили установить первый прототип двигателя “Sabre” II мощностью 2180 л.с. Так появилась модификации “Tempest” Mk.V. Её опытный образец ещё имел дверцу в кабине пилота и фонарь с переплетом. Руководство Королевских ВВС очень надеялось на Темпест I, его надеялись использовать в качестве перехватчика и истребителя сопровождения. Заказ на 400 машин поступил на фирму Хоукер заранее, в августе 1942-го, когда прототип еще не поднимался в воздух.
Испытания самолёта начались в сентябре 1942 года. К этому времени двигатель “Sabre” IV был готов к установке и модификация "Tempest” Mk.I наконец-то поступила для тестирования в феврале 1943 года. От Mk.V он его отличала носовая часть фюзеляжа без “бороды” для радиатора и новым каплевидный фонарь. Прототип удалось разогнать до 750 км\ч и подняться на нем примерно на 12 000 метров, но силовая установка оказалась слишком “сырой”. От внедрения в серийное производство модификаций Mk.III и Mk.IV отказались, приоритет дали Mk.V.
Первые “Tempest” Mk.V series I оснастили пушками с длинными стволами, а все последующие серийные самолёты (series II) получили уже короткоствольные орудия. Кроме них под крылом установили держатели для двух бомб массой 227 или 454 кг. При необходимости их можно было заменить двумя баками с напалмом по 205 литров или с топливом на 409 литров.
Второй серийной машиной стал “Tempest” Mk.II. Серийно выпускать эту модификацию планировали на заводе фирмы Gloster. Но испытания первого прототипа начались только в июне 1943 года, причем на этом же истребителе протестировали несколько итераций двигателя Bristol “Centaurus” (Мк.IV, V, XII, XV и XVIII). В августе 1943 года заказ на 600 самолётов передали фирме Bristol. Но серийные “Tempest” Mk.II с двигателями “Centaurus” V или VI появились только в октябре 1944 года. До мая 1945 года успели собрать 152 самолёта, в боевых действиях они уже не участвовали.
Последним серийным вариантом стал “Tempest” Mk.VI. По сути это был Mk.V с ещё более мощным двигателем “Sabre” V на 2340 л.с. Опытный образец впервые поднялся в воздух в мае 1944 года, а всего было выпущено 142 истребителя. Эти самолёты тоже не участвовали во 2-й Мировой Войне.
На экспорт шли только самолеты модификации Mk.II. Начиная с августа 1947 года несколько десятков “Tempest” поделили между собой Индия и Пакистан, а в 1949 году индийцы заказали дополнительную партию из 89 самолётов, которые были переданы из состава RAF. Обе стороны активно применяли свои “Tempest” Mk.II в качестве штурмовиков в ходе первой индо-пакистанского войны 1947 года.
Боевое применение.
Вооружение "Темпест" Mk.V строевых частей Королевских ВВС шло очень медленно — к началу высадки в Нормандии в июне 1944 г. на них летали только две эскадрильи: 3-я и 486-я (новозеландская). В боевых действиях над Нормандией они участвовали с 8 июня, но примерно неделю спустя их перевели для борьбы с самолетами-снарядами Фау V-1.
К концу сентября 1944 г. для охоты привлекли уже 6 эскадрилий "Темпестов", К концу месяца они сбили 787 V-1 из 1771 "Фау", которые уничтожили истребителями.
С конца сентября 1944 г. 5 эскадрилий "Темпестов" объединили в 122-е крыло. Их главной задачей была охота за реактивными истребителями Мессершмитт Me 262. Его старались подлавливать при заходе на посадку. В общей сложности, до конца войны пилотам "Темпестов" удалось сбить 11 Me 262.
Наиболее интенсивные воздушные бои 122-му крыла пришлись на декабрь, во время немецкого наступления в Арденнах. Хотя основным истребителем -бомбардировщиком Королевских ВВС считался "Тайфун", "Темпесты" тоже привлекали для ударов по наземным целям, особенно в январе-апреле 1945 г.
К концу войны в Европе на счету пилотов "Темпестов" было 240 подтвержденных и 13 вероятных побед, а собственные потери составили немногим более 100 самолетов (2/3 — от зенитного огня).
После Второй Мировой "Темпесты" стояли на вооружении Королевских ВВС до 1951 г. В частности, они несли службу в Британской Рейнской армии, участвовали в боях против повстанцев в Малайе, служили в Индии (до провозглашения её независимости) и на Ближнем Востоке.
Часть самолетов переоборудовали в буксировщики мишеней "Темпест" TT.V (80 единиц) и TT.VI (2).Индия получила не менее 93 "Темпестов" Mk.II, 59 таких же передали Пакистану. Самолеты обеих сторон в 1947-1949 гг. участвовали в первой индо-пакистанской войне. В обеих странах "Темпесты" прослужили до середины 50-х гг.
Заключение.
Многие считают "Темпест" вершиной развития тяжелых истребителей фирмы "Хоукер", но объем его производства оказался сравнительно небольшим. К моменту его внедрения в серию уже выпускали новые модификации "Спитфайра", которые успешно решали задачи, для которых и проектировался "Темпест".
Тактико-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 702 км/ч на высоте 5639 м.
- Практическая дальность: 1191 км, с ПТБ — 2462 км.
- Практический потолок: 11125 м.
- Время набора высоты: 4572 м за 5 мин.
- Длина разбега: 370 м.
Вооружение: 4 × 20 мм пушки Hispano Mk.II или Mk.V с 800 патр. в крыле, 8 × 76,2 мм ракет RP-3 с боеголовкой массой 27 кг, 2 × 454 кг бомбы или 2 × 170 л зажигательных бака с напалмом.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!