Недавно посмотрела сюжет про квадробиков, расспросила своих клиентов подростков и почитала научные исследования про современное детство, чтобы составить своё представление.
Меня, как детского психолога, заинтересовало это явление. Что это? Что-то принципиально новое или элемент старого, забытого, отжившего, возрождённый с целью корпораций заработать на детских хотелках и в очередной раз опустошить кошельки родителей?
Термин "квадробика" состоит из двух понятий: "четыре" и "аэробика". Сейчас им называют неофициальный вид спорта и подростковую субкультуру, смысл, которой, подражать повадкам животных, надев маску, бегая на четвереньках, выполняя различные трюки. Появление квадробики связывают с японским спортсменом бегуном Кеничи Ито, для которого такой вид бега был одним из способов тренировки и укрепления мышц. Он даже пробежал стометровку на четвереньках, поставив своеобразный рекорд (зафиксирован в книге рекордов Гиннеса).
Тогда, в начале 2000 - х последователей у него почти не нашлось, посмеялись, да и забыли. Однако, идею подхватили в США и Европе, в парках замелькали детки в звериных масках, а в Сети стало появляться видео о технике бега, прыжков и изготовлении масок. Пришло это явление и к нам, причём подростки относятся к нему по-разному: от полного игнорирования, до погружения в роль животного и отказа от всех других увлечений.
Большая часть родителей бьёт тревогу и просит запретить это спорт... Как аргументы приводятся случаи, когда дети получали травмы, бросались на прохожих, пытаясь их покусать. Другая часть родителей говорит о том, что на детских утренниках и карнавалах практикуется ношение масок и временные перевоплощения в животных. Кто-то вспоминает своё детство и новогодние ёлки, когда мальчики были зайчиками, а девочки - лисичками.
Думаю, что под очередной формой культуры, возникающей, как субкультура, всегда есть что-то, что её порождает. Если проанализировать направления развития современного детства, то можно увидеть среди них "интеллектуальную инфантилизацию", которая может выступить предпосылкой данной субкультуры и проявляется в позднем взрослении, снижении интеллекта, несоответствия его возрастным нормам. Дети, как бы допроживают детство, перевоплощаясь в животных. Об этом пишу в своей статье Я - маленький зайчик!
Однако, не всё так однозначно...
Давайте заглянем за маску и поспрашиваем ребёнка/подростка- квадробика:
- почему ты выбрал этого персонажа?
- какие чувства ты испытываешь, когда перевоплощаешься?
- с какой целью ты это делаешь?
- что тебе нравится в этой субкультуре?
И из ответов мы поймём, что речь идёт не столько о форме (костюмы, маски и проч.), а о том, какое содержание, цель, смысл ребёнок вкладывает, надевая этот костюм. Что это для него может быть:
- эмоциональная разрядка;
- выплеск агрессии;
- возможность побыть другим;
- отыгрывание травмы;
- протест против родителей;
- возврат в дошкольное детство и проч.
Как и любое явление квадробика имеет две стороны: положительную и отрицательную. К положительной отнесём возможность отвлечься и переключиться, выплеснуть эмоции, найти свою группу, развить ловкость и натренировать мышцы, научиться быстро бегать.
А к отрицательным: нежелание взрослеть, интеллектуальную деградацию, бегство от реальности, девиантное поведение, слепое следование за группой, и в отдельных случаях, - психические нарушения.
Я, как детский психолог, выступаю за взросление и интеллектуальное развитие, за движение к человеческому поведению, развитие умения быть Человеком и по-человечески выражать себя, свои мысли и чувства.
А как вы думаете, дорогие подписчики? Давайте обменяемся мнениями.
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru