Периодически ко мне обращаются различные СМИ, что прокомментировать тот или иной громкий случай в сфере образования с юридической точки зрения.
Недавно разразился очередной скандал, когда учительница во время урока не отпустила мальчика в туалет. Признаюсь, как юрист, я ничем не смогла помочь. Юридические нормы никак не регламентируют ситуации с походами в туалет во время урока. Зато как профориентологу мне было всё понятно – для решение спорных ситуаций с туалетами (и не только) в школах нужно обращаться к менеджерам.
Когда ко мне приходят на профориентацию, то родители очень часто до конца не понимают, чем занимаются менеджеры и для чего они нужны. И вот на истории со школьным туалетом очень хорошо иллюстрировать задачи менеджера.
Так может или нет учитель не отпустить с урока в туалет?
Этот вопрос никак не регулируется нормативными актами. Да и скорее всего никто его регулировать не будет. Потому что запретить ребёнку ходить в туалет – нельзя. Это абсурд. Но учитель несёт ответственность за жизнь ребёнка. Поэтому вроде как тоже не может отпускать ребёнка, чтобы за ним не было контроля. Да и с ребёнком учитель в туалет не пойдёт – класс тогда без присмотра останется.
Казалось бы проблему можно решить с помощью введения какой-нибудь должности коридорных администраторов. Но это уже вопрос денег. А деньги школы любят экономить. Ещё как вариант заставить учителей периодически дежурить в коридорах. Но учителя свои права знают – просто так лишнюю работу делать не будут.
И такую вот проблему сможет решить только грамотный менеджер. Перед ним стоит задача как сделать так, чтобы детям во время занятий был доступен туалет, чтобы дети одновременно были под присмотром, и чтобы денег на это всё много не потратить.
Теоретически роль менеджера в школе выполняет директор. Но кем являются у нас директора в школах? Учителями биологии/географии и т.д. с курсами переподготовки. На этих курсах, конечно, он не получит такого объёма знаний (а значит просто не сможет решить поставленные задачи), как менеджер с образованием за несколько миллионов рублей.
Масло в огонь подливают ещё и родители. У которых в компаниях как раз и работают грамотные менеджеры. Которые могут организовать работу так, чтобы сотрудники могли во время рабочего дня до туалета дойти. Контраст на лицо. Если во взрослом мире решают более серьезные (чем туалетные) проблемы, то неужели и в школе нельзя всё это решить? Конечно, можно. Только для этого нужен менеджер, а не учитель биологии с курсами.
Сначала менеджер, потому уже учителя
Именно менеджер должен решать проблему с кадрами в школах. Очень любят ссылаться на низкие зарплаты. Но зарплаты тут ни при чём. В Санкт-Петербурге, где я живу, зарплаты у учителей очень даже приличные. Доход директоров и завучей в рамках антикоррупционной деятельности вообще есть в свободном доступе. Так что тут все могут посмотреть сколько платят в школах. А учителей в Санкт-Петербурге всё равно не хватает.
Но тут любой менеджер по персоналу (с приличным образованием) скажет, что деньгами сотрудников не получится мотивировать. Это просто не работает (что собственно прекрасно иллюстрирует ситуация с учителями в школах СПб). А проблема никак не решается, потому что учителей в школу набирает не обученный менеджер по персоналу, а всё тот же учитель биологии в роли директора.
И если раньше этот учитель биологии и правда могу справиться с задачами директора (не было же столько скандалов в школах с туалетами и на самую разную другую тематику), то теперь время изменилось. Изменились условия труда практически во всех сферах. А в школах пытаются управлять и решать вопросы «по старинке». Получается не очень (раз возникает столько спорных ситуаций). Так что в первую очередь школам нужны грамотные менеджеры, и всё остальные будет решаемо.