Найти тему
Russian Travel Team

Спорные ракурсы (и кадрирование) в подборке фото маэстро Марка Коэна

Оглавление

Чтобы действительно погрузиться в мир Марка Коэна, нужно начать с того, что этот мир вовсе не тот, к которому вы привыкли. Это странное и хаотичное место, где не все понятно с первого взгляда, где кадры, кажущиеся простыми, на самом деле прячут в себе вызовы. И Марк, словно хулиган с фотоаппаратом, ходит по улицам не для того, чтобы разглядывать окружающих, а чтобы ворваться в их пространство с настырностью. Его оружие — широкоугольный объектив и вспышка, которая почти физически вмешивается в жизнь людей.

Стиль Марка больше напоминает не прогулку по улице, а бой на ринге, где он в любой момент готов нанести неожиданный удар своим кадром.

Загадочные истоки: Кто такой Марк Коэн?

Марк Коэн родился в 1943 году в скромном городке Уилкс-Барре, штат Пенсильвания. Этот город не станет центральной сценой фильма о великих художниках, да и сам Марк не выглядел как предвестник фотографического гения. Но как раз эта провинциальность стала его секретным оружием.

Взрослея в период становления уличной фотографии, он, как и его старшие коллеги Гарри Виногранд и Ли Фридлендер, тоже решил заглянуть за завесу обыденности. Но если их интересовала суть уличной жизни, Коэн стремился к разрушению обыденного восприятия.

Он шел дальше: в кадр попадают обрывки жизней, безликие моменты, которые оставляют больше вопросов, чем ответов.

-2
-3
-4

Коэн начал свою карьеру в 60-е годы, когда черно-белая фотография все еще доминировала, но цвет уже начал занимать прочные позиции. Тем не менее, он остался верен монохромности в ранних работах, будто хотел подчеркнуть контрасты жизни — как свет и тень создают резкость, выделяя незаметное.

Его снимки выставлялись по всему миру — от Нью-Йорка до Парижа, но в них всегда присутствовала провинциальная глубинка. И все же самое удивительное — это то, как он приближается к своим объектам, будто врывается в их пространство. Это можно назвать безрассудством, но именно в этом и заключается магия его фотографий.

-5
-6
-7

Что интересно, он оставался в основном в родных местах, делая серию снимков не в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, а в знакомых ему улицах, в городах ржавого пояса. На его фотографиях часто нет лиц — только обрывки человеческого присутствия. Оторванные от целого кадра руки, обнаженные предплечья, фрагменты жизни, пойманные под странными углами. Все это создает ощущение беспокойства, заставляя зрителя искать ответы. Коэн словно приглашает нас не на выставку картин, а на охоту за деталями, где каждый фрагмент — это ключ к разгадке жизни незнакомца.

-8
-9
-10

Подглядывающий мастер: Влияния и параллели

Коэн, безусловно, мог бы занять место в пантеоне уличных фотографов, рядом с такими мастерами, как Виногранд или Диана Арбус. И хотя их всех объединяет стремление к приватности в кадре, Коэн идет еще дальше. Если Арбус стремилась к раскрытию человеческой души, Коэн кажется бесцеремонным воришкой, выхватывающим мимолетные моменты с помощью вспышки и широкоугольного объектива. Этот стиль, если можно так выразиться, ближе к визуальному удару исподтишка, чем к медитативной уличной съемке.

Сам Марк признавался, что не фотографы вдохновляли его работы, а художники. Представьте себе: французский неоклассицизм в лице Жана-Огюста-Доминика Энгра оказал влияние на человека, который фотографировал грязные кеды и случайные телесные фрагменты. Как это связано? В его работах действительно есть классическая структура — текстуры, почти скульптурные формы, но без полного кадра. Он намеренно избегает полной картины, заставляя зрителя сосредотачиваться на малом, но таком важном.

-11
-12
-13

Фотографии Коэна напоминают потерянный альбом, где на каждой странице — обрезанные части жизни, упущенные моменты и странные углы обзора. В этом есть что-то одновременно тревожное и притягательное.

Мрачная улица: Знаковые работы и серии

Одна из самых известных серий Коэна — “Grim Street” — настоящая жемчужина его творчества. Если представить, что это не улица, а чувство, то лучше не скажешь. Это углы и закоулки жизни, на которые мы редко обращаем внимание. Люди, запечатленные на этих снимках, существуют в промежуточном состоянии: ни здесь, ни там. Они идут, думают, но в этой суматохе их лица остаются скрытыми. Коэн захватывает не жизнь, а как бы паузы между жизненными моментами. И когда вы видите его снимки, не остается ничего, кроме фрагментов: торсы, руки, мешки — это люди, идущие по дороге жизни, которые никогда не покажут вам своё лицо.

Такая странная фрагментарность заставляет каждого из нас додумывать за фотографа. Это как пазл, где не хватает половин кусочков, но чем дольше смотришь, тем яснее видишь картину.

-14
-15
-16
-17
-18

Вспышка и мгновение: Стиль Коэна

Зачем в фотографиях Коэна вспышка? Потому что она не просто добавляет света, она бросает вызов. Она не позволяет вам почувствовать себя комфортно, она заставляет глаз напрягаться.

Марк Коэн использовал вспышку так же, как скульптор использует резец — чтобы показать все неровности и несовершенства. Быстрая вспышка света выхватывает каждый изъян и морщину, да так, что у вас нет выбора — вы видите только то, что хотел показать вам фотограф.

Широкоугольный объектив, к тому же, добавляет всему этому деформации. Мы не видим людей целиком, но смотрим на их части. И этот эффект не позволяет вам расслабиться — вы всегда на грани понимания и дискомфорта. И нет необходимости в сложных композициях — всё просто, без фона и отвлекающих деталей. Коэн как хирург, который с холодной точностью удаляет всё лишнее.

-19
-20

Ахиллесова пята или почему Коэна критикуют

Как и все гении, Марк Коэн не избежал критики. Кто-то видит в его работах не искусство, а вторжение в частную жизнь. Люди на его фотографиях часто не давали разрешения, их поймали в моменты, когда они были уязвимы. Вспышка, по мнению некоторых критиков, — это не средство, а способ манипуляции, который запечатлевает людей без их ведома.

Есть те, кто упрекает его в повторяемости. Действительно, взглянув на десяток его снимков, можно почувствовать, что всё это вы уже видели — и эти фрагменты тел, и испачканные руки, и пустые взгляды.

-21
-22
-23

Марк Коэн — фотограф не для всех. Его работы могут вызывать неудобство и даже раздражение. Но в этом и заключается его сила. Он провоцирует, ставит вас в неловкое положение и заставляет задуматься о том, что вы видите. Коэн не снимает лиц или пейзажей, его интересуют моменты, которые другие пропустили бы. Он не романтизирует свою работу, а наоборот, демонстрирует грубость и простоту жизни.

А ещё, весьма интересна его работа с цветом, но лично мне, совсем не нравится его позднее творчество. Листайте, если интересно. Но на мой взгляд, с возрастом, маэстро разошёлся и начал уходить в какую-то "похабщину".