Танк Т-55, выпущенный в середине XX века, стал настоящей легендой военной техники и одним из самых массовых произведённых танков в истории. Однако его история не ограничивается лишь серийным производством. На протяжении десятилетий, начиная с 1950-х годов, вокруг этой боевой машины возникло множество экспериментальных модификаций, направленных на улучшение её боевых характеристик, защитных свойств и технологий. Эти исследования и инновации в значительной мере определили развитие бронетанковых сил многих стран.
В данной статье мы рассмотрим экспериментальные модификации Т-55, их особенности, цели, а также влияние на дальнейшее развитие танков этого класса. От систем активной защиты до новых средств управления огнём — каждая модификация открывает новый взгляд на эволюцию танкового вооружения и показывает, как адаптация под современные требования и вызовы меняла облик военной техники.
4 место: Т-55АГМ - Т-55 XXI века (Украина 🇺🇦)
Т-55АГМ — украинский вариант модернизации танка Т-55. В условиях сокращения государственного военного заказа для вооружённых сил Украины харьковскими предприятиями военно-промышленного комплекса Украины были разработаны программы модернизации танков Т-54, Т-55, Т-62 и Тип 59. Одним из вариантов являлась модернизация танков Т-55 до уровня Т-55АГ.
В сентябре 2003 года демонстрационный образец модернизированного Т-55 был отправлен в Турцию для участия в международной выставке вооружения и военной техники IDEF-2003 в Анкаре.
Модернизация боевого отделения позволяет по желанию заказчиков устанавливать в башню 125-мм орудие КБМ1 или 120-мм КБМ2 (позволяющее вести стрельбу снарядами стандарта НАТО). Орудие может вести огонь управляемыми ракетами «Комбат» и всеми видами снарядов (осколочно-фугасными, осколочно-шрапнельными, бронебойными и кумулятивными).
На Т-55АГМ установлена активная система защиты «Фантом» и встроенная динамическая система защиты «Нож». Комплекс дополнительной защиты состоит из пассивной броневой и встроенной динамической защиты. На носу корпуса установлен съёмный модуль, а на бортах — силовые экраны и резинотканевые щитки. По внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни размещены модульные секции, а также контейнеры, установленные на крыше башни.
Установка разработана на основе двухтактного двигателя 5ТДФМ мощность 850 л.с., выполнена в виде отдельного модуля, который приваривается взамен отрезанной кормовой части корпуса. Двигатель может работать на дизельном, бензиновом, керосиновом, реактивном топливе или их смеси в любой пропорции.
3 место: Type-59 Jaguar - Американо-Китайское сотрудничество (Китай 🇨🇳)
Type-59 Jaguar — основной боевой танк, созданный Китайской национальной корпорацией по импорту и экспорту машин (СМЕС) совместно с американской компанией "Textron Marine & Land Systems" в 1989 году на базе танков Т-54/55 и «Type 59» для экспорта в страны третьего мира. Было изготовлено две машины, но дальнейшие совместные работы были свернуты из-за запрета на военное сотрудничество с Китаем, установленного правительством США после разгона демонстрации на площади Тяньанмэнь в Пекине.
Компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня сварные. В конструкции танка использовано комбинированное бронирование. Разработку и монтаж верхней части корпуса, башни и двигателя осуществила американская компания Cadillac Gage Textron.
Отличительной особенностью является характерное для танков НАТО расположение экипажа, при котором командир и наводчик размещаются в башне справа. Приводы наведения пушки электрогидравлические, в случае выхода их из строя управление осуществляется вручную.
Основным вооружением танка является 105-мм нарезное орудие L7. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт, а также крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт M2HB. Танк оснащён системой управления огнём, которая аналогична установленной на американском танке «Стингрей» с лазерным дальномером, тепловизионными приборами.
Шасси танка изготавливались в Китае. Подвеска индивидуальная торсионная. АКПП XTG-411 производства Allison Transmission (корпорация General Motors)
2 место: Kafil-1 - почему он заменил Абрамсы? (Ирак 🇮🇶)
Иракский танк Аль-Кафил является довольно глубокой модернизацией советского танка Т-55 и их китайских копий Type-59.
В корме башни, вне забронированного объема, смонтировали отсек в котором хранится дополнительный боекомплект танка (это сделано для обеспечения лучшей защиты экипажа, по факту после взрыва такого БК танк не будет выведен из строя).
Существенно обновлено оборудование танка – установлены новые приборы наблюдения, в том числе тепловизионные. Они обеспечивают экипажу панорамный обзор на 360°, включая критические углы и корму танка. Также «Кафил-1» оснащен прицельной электронной системой иракского производства, обеспечивающей высокую точность поражения целей, в том числе, мобильных и высокоскоростных.
Основное вооружение танка осталось без изменений – это советская 100-мм танковая пушка Д-10Т. Но крупнокалиберный пулемет был заменен. На «Кафил-1» установили дистанционно-управляемую пулеметную установку с электрическим приводом, в которой используется американский крупнокалиберный пулемет М2 НВ «Браунинг» (калибр 12,7 мм).
1 место: Т-55М6 - Омский гибрид Т-72 и Т-55 (Россия 🇷🇺)
Новая боевая машина Т-55М6 полностью соответствовала критериям основного боевого танка и могла стать весьма интересным предложением на рынке модернизации имеющейся бронетехники.
Т-55М6 имел композитную лобовую броню, что в разы увеличило его уровень защиты. Кроме того, на верхней детали нового лба были отчетливо видны блоки системы динамической защиты. Стоит отметить, дополнительное бронирование добавило к весу исходного танка пару тонн. Поэтому для сохранения правильного распределения веса по опорной поверхности в состав ходовой части ввели еще одну пару опорных катков.
После всех доработок танк Т-55М6, по сравнению с оригинальной бронемашиной, потяжелел почти на восемь тонн. Родной дизельный двигатель – В-55 мощностью 580 лошадиных сил – при возросшей боевой массе уже не мог обеспечить необходимую подвижность. Поэтому Т-55М6 получил форсированную версию старого дизеля мощностью в 690 л.с. Тем не менее, удельная мощность танка осталась примерно на старом уровне – около 15-16 л.с. на тонну веса.
Наиболее интересной частью модернизации старых Т-55 стала новая башня. Вместо доработки имеющегося боевого модуля был создан новый. За основу для него взяли башню основного танка Т-72Б. Башня сохранила часть конструкции, вооружение и ряд специального оборудования, как то комплекс управления оружием или прицельная аппаратура. В результате такого выбора основы для новой башни Т-55М6 получил 125-мм орудие-пусковую установку 2А46, что значительно повысило его боевые качества. Спаренный с пушкой пулемет сохранил свои основные характеристики.
Модернизация старого танка Т-55 действительно получилась оригинальной и интересной. Она сразу же привлекла к себе внимание тем фактом, что после не слишком сложной доработки средний танк становится основным с соответствующими техническими и тактическими последствиями. Однако Т-55М6 так и не стал предметом контрактов. Главная причина этого – сравнительно высокая стоимость ремонта и переоснащения старых танков. Согласно некоторым данным, в 2001 году переделка одного Т-55 в Т-55М6 стоила не менее полумиллиона долларов. За эти же деньги в то время можно было купить несколько бывших в употреблении Т-72, по своим характеристикам близких к обновленному Т-55. Кроме того, Т-72 даже ранних модификаций имел ряд преимуществ перед Т-55М6. Поэтому после внимательного рассмотрения модернизация Т-55 переставала интересовать потенциальных заказчиков.