Найти тему

Технология TWI: Обучение, которое преобразит ваш рабочий процесс

Оглавление

На протяжении более десяти лет проводились исследования различных технологий передачи навыков при обучении сотрудников промышленных предприятий. Каждая из методик ставила своей целью сократить время обучения, улучшить усвоение материала и упростить внедрение практических инструментов. Однако для достижения наилучших результатов необходимо виртуозно комбинировать методы, которые дополняют друг друга, и корректировать их применение в зависимости от конкретных условий. Методология TWI отличается своей целостностью и завершенностью, а также простотой. Этот логичный и тщательно выверенный алгоритм не содержит лишних элементов. Неудивительно, что такие мировые компании, как Toyota Motor, BMW, Boeing, LEGO Group и другие, используют TWI в качестве основы для своих систем наставничества.

Данная статья является первой в серии материалов, цель которых — детально рассмотреть технологию TWI и познакомить с ее возможностями для оптимизации обучения на рабочем месте.

В глобальном смысле, TWI (Training Within Industry) — это система подготовки руководителей базовым навыкам управления, разработанная в 1940-х годах в США, которая практически не претерпела изменений с момента своего создания. Основные элементы системы включают три ключевых инструмента:

  • методы быстрого обучения сотрудников выполнению конкретных производственных задач;
  • инструменты повышения производительности и оптимизации операций;
  • техники для формирования здоровых и продуктивных отношений с подчиненными.

Кроме этих трех основных направлений, в TWI присутствуют и другие, менее известные, но весьма эффективные техники. Например, методики разработки и проведения учебных программ, направленных на решение специфических потребностей предприятия, или методы анализа и устранения повседневных проблем компании. Эти темы будут рассмотрены в последующих статьях.

Настоящая статья посвящена технологии обучения на рабочем месте, которая включает два основных блока: подготовку к обучению и непосредственно четырехшаговый алгоритм его проведения.

Блок 1. Подготовка к проведению обучения практическому навыку по технологии TWI

Предварительная подготовка по технологии TWI занимает в среднем 30-40 минут. Несмотря на относительно короткое время, она существенно повышает качество усвоения навыка, что в конечном итоге позволяет сократить само обучение на 2-3 дня.

1. Составьте расписание. Определите, каким навыкам и к какому сроку необходимо обучить сотрудников.

Обучение персонала должно быть систематизированным и планомерным, а не проходить хаотично. Важно интегрировать процесс обучения в общий рабочий функционал наставника. Для этого необходимо иметь четкое представление: кого требуется обучить, какому именно навыку или операции, и к какому сроку это должно быть выполнено. Оптимальным инструментом для планирования является матрица компетенций. В следующей статье будет подробно рассмотрен процесс разработки этой матрицы и создание на ее основе расписания обучения.

-2

2. Сделайте описание операции. Выделите основные шаги, ключевые точки и дайте им объяснение.

Часто перед обучением сотрудников мы не задумываемся о необходимости детально осмыслить операцию, полагаясь на свой профессиональный опыт. Мы знаем её досконально, выполняем её на протяжении многих лет, и именно эта уверенность мешает нам передать знания полноценно. В процессе обучения могут быть упущены важные моменты, на которых впоследствии будет сталкиваться обучаемый. Чтобы передать знания последовательно и точно, необходимо сначала структурировать операцию в сознании наставника. Это можно сделать, заполнив бланк «Описание операции», где выделяются основные шаги и ключевые точки с пояснениями.

-3

Бланк состоит из трёх столбцов:

1. Важный шаг операции — это логический элемент процесса, который продвигает выполнение операции к получению конечного результата. Он отвечает на вопрос "ЧТО делаем?" Примеры могут включать такие действия, как вставка батарейки, обрезка кабеля или установка детали. Этот шаг является основой всей операции и важен для её успешного завершения.

2. Ключевая точка — термин, обозначающий критический элемент, который определяет правильное выполнение важного шага. Ключевые точки указывают:

  • (a) На факторы, которые могут повлиять на качество выполнения операции (например, при вставке батарейки необходимо совместить полюса + и -);
  • (b) На риски и требования безопасности (например, при использовании ножа важно резать в направлении от себя);
  • (c) На приемы, облегчающие выполнение работы и ускоряющие процесс (например, техника, сноровка, умение распознавать звук или специализированные знания).

3. Объяснение ключевой точки — объяснение причины, почему данная ключевая точка важна для выполнения операции. Этот столбец отвечает на вопрос "ПОЧЕМУ делаем именно так?" Примеры объяснений включают, например, необходимость совмещения полярности батарейки, чтобы устройство функционировало, или необходимость держать нож от себя, чтобы избежать травм.

Такая структура описания операции помогает наставнику систематизировать и передать знания обучаемому наиболее эффективно, исключая возможность пропуска критически важных моментов.

-4

Цель описания операции заключается в следующем:

  • Помочь наставнику структурировать операцию в своей голове.
  • Убедиться, что существует только один, наилучший способ выполнения работы сотрудником.

Если наставник не может обучить сотрудников с помощью своего описания операции, то проблема заключается не в ученике, а в самом описании.

3. Приготовьте все необходимое: инструменты, оборудование, расходные материалы и пособия для обучения

Представьте ситуацию, когда процесс обучения постоянно прерывается из-за необходимости искать нужные инструменты или готовить оборудование. В результате процесс обучения затягивается, а ученик теряет логическую последовательность действий. К тому моменту, когда операция завершена, обучаемый уже с трудом вспоминает, с чего всё началось. Это приводит к дальнейшему удлинению времени на обучение. Чтобы избежать таких ситуаций, заранее подготовьте все необходимые инструменты, расходные материалы и средства индивидуальной защиты.

Пример: для обучения операции "Завязывание противопожарного узла" при сборке электроарматуры потребуются: коробка с материалами (двужильные сетевые шнуры), пустая тара для готовой продукции, карточка наставника, описание операции "Завязывание противопожарного узла".

4. Организуйте рабочее место правильно и так, как его должен будет организовывать ученик

Наставник должен служить примером того, как правильно организовать рабочее место. Отсутствие материалов или «упущение» каких-либо аспектов работы указывает на недостаточные стандарты. Неправильная установка станка, беспорядок в ящике с инструментами, заваленный бумагами стол — всё это формирует плохой пример для сотрудников. Такие мелочи могут показаться незначительными, однако, как известно, дьявол кроется в деталях. В будущем это может привести к тому, что сотрудник перенесет увиденные недостатки на своё рабочее место.

Люди быстро привыкают к окружающей среде, и беспорядок на рабочем месте может стать для них нормой, если они видят это с первых дней. С другой стороны, чистое и упорядоченное рабочее пространство создаёт основу для поддержания порядка в дальнейшем. Хотя некоторым людям приходится чаще напоминать о необходимости соблюдения порядка, чёткие стандарты помогают значительно облегчить этот процесс. Многие проблемы, такие как беспорядок на рабочих местах или игнорирование правил безопасности, берут начало в обучении, когда не было сформировано правильных привычек. Поэтому всегда следует уделять время на демонстрацию примера образцовой организации работы.

Блок 2. Проведение обучения по технологии TWI

Теперь рассмотрим непосредственно саму 4-шаговую методику обучения на рабочем месте по технологии TWI.

-5

ШАГ 1 — Подготовка ученика

Эффективность первого шага в обучении напрямую влияет не только на успешность текущего процесса, но и на то, насколько эффективно ученик будет выполнять работу в дальнейшем.

С чего стоит начать?

1. Создайте непринужденную атмосферу

Первый шаг — создание комфортной и расслабленной обстановки. Начните с приветствия, улыбки и нескольких ободряющих фраз. Постарайтесь понять эмоциональное состояние ученика: возможно, он нервничает, не уверен в своих силах, раздражён или злится. Эти чувства могут негативно сказаться на обучении, поэтому важно создать психологически комфортную среду и настроить обучаемого на текущую задачу. Даже если ученик в хорошем настроении или уже долго работает с наставником, этот шаг служит своеобразным мостом для перехода от предыдущих задач к новой деятельности.

Пример:
«Здравствуйте, Сергей! Рада вас видеть! Как вам у нас в цехе? Уже познакомились с ребятами? Уверена, вам здесь понравится, коллектив у нас отличный. Мы получили хорошие рекомендации о вас, и очень рады, что вы к нам присоединились. Как вы уже знаете, наш цех занимается сборкой осветительной арматуры. В качестве первой части работы вам предстоит научиться завязывать противопожарный узел.»

2. Узнайте, что ученик уже знает о данной работе

Наставнику важно выяснить, на каком уровне знаний находится ученик, чтобы не тратить время на объяснение базовых вещей, которые могут быть ему известны, или, наоборот, не давать слишком сложные задания, если он ещё не освоил основы. Нередко предположения о подготовленности ученика не совпадают с реальностью, что может замедлить процесс обучения. Задача наставника — точно определить уровень знаний, чтобы адаптировать обучение к реальным потребностям ученика.

Пример:
«Вы уже когда-нибудь выполняли подобную работу? Завязывали противопожарный узел?»

3. Заинтересуйте ученика в выполнении данной работы

Мотивация играет ключевую роль в обучении. Немотивированный ученик, как правило, менее внимателен, что замедляет процесс и приводит к некачественному выполнению работы. Важно объяснить, почему освоение данной операции выгодно для ученика. Это может быть не только связано с обещанием высокой зарплаты, но и с нематериальными факторами: стабильная выплата заработной платы, близость рабочего места к дому, хороший коллектив, перспективы карьерного роста или возможность развиваться в профессии. Наставник должен найти то, что будет мотивировать конкретного ученика.

Пример:
«Вот так выглядит готовый узел. Его основная функция — ослабление натяжения проводов в электрической арматуре. Если узел будет завязан неправильно, это может привести к короткому замыканию и, в худшем случае, к пожару. Поэтому крайне важно помнить, что качество выполнения этой, казалось бы, простой операции напрямую влияет на безопасность людей. Ваше внимание к деталям здесь имеет огромное значение.»

(Один из эффективных способов мотивации — подчеркнуть ответственность, которую несёт ученик за результаты своей работы).

-6

4. Помогите ученику занять правильное положение

Иногда ученику может быть трудно воспринять информацию из-за того, что он находится слишком далеко, плохо видит или слышит, или наблюдает за процессом под неудобным углом. Ученики могут стесняться озвучивать такие проблемы, и задача наставника — убедиться, что ученик занимает правильное положение, с которого ему хорошо видно и слышно процесс. Неправильное положение может существенно повлиять на продолжительность и качество обучения.

Пример:
«Встаньте, пожалуйста, справа от меня, так вам будет лучше видно. Если вы будете стоять слева, моя левая рука закроет вам обзор.»

ШАГ 2 — Презентация операции

На этом этапе наставник демонстрирует выполнение операции дважды. Первая демонстрация предназначена для запоминания последовательности шагов, а вторая — для более глубокого понимания сути операции и осознанного её выполнения.

1. Расскажите и покажите каждый важный шаг по отдельности

В первой демонстрации акцент делается на последовательности действий. Наставник показывает выполнение операции по шагам и сопровождает демонстрацию короткими пояснениями. На этом этапе важно не углубляться в детали, а просто представить важные шаги, как это указано в первом столбце описания операции. Таким образом, задача — показать и объяснить что мы делаем, следуя последовательности шагов.

-7

Пример:
«Сначала расплетите и выпрямите провод. Затем сделайте петлю правым проводом. После этого сформируйте петлю левым проводом. Теперь пропустите конец левого провода через правую петлю. И наконец, затяните узел.»

(Параллельно с объяснением проводится демонстрация каждого шага операции)

-8

На этом этапе основная цель — помочь ученику запомнить последовательность выполнения операции. Мозг гораздо лучше усваивает информацию, когда она подаётся частями. Именно по этой причине мы не даём весь объём информации сразу. Ученик должен сначала запомнить что мы делаем на каждом этапе. После того как эта базовая информация закрепится, следующая порция — объяснение как и почему — будет легче восприниматься и интегрироваться в уже существующую картину.

2. Покажите операцию повторно, озвучивая шаги, ключевые точки и их объяснения

После первой демонстрации следует сразу повторить операцию, на этот раз обращая внимание ученика на ключевые моменты и объясняя их значение. Наставник показывает те же шаги, но при этом добавляет информацию из всех столбцов описания операции: что делаем, как это делаем и почему это важно.

-9

Пример:
«Расплетите и выпрямите провод так, чтобы получилась галочка. Держите его вертикально в левой руке в месте соединения, оставив около 15 см до конца провода. Это важно, потому что если провод будет короче, его не хватит для скрепления, а если длиннее — это приведет к перерасходу материала. Далее сделайте петлю из правого провода, двигая его по часовой стрелке. Это необходимо для того, чтобы он оказался поперек основного провода, иначе узел не получится завязать. Затем сделайте петлю из левого провода, потянув его к себе и проведя под узлом за основным проводом. Если сделать это по-другому, узел не будет держаться. После этого протяните конец левого провода через правую петлю, обязательно в направлении сзади — вперед. Это ключевой момент, иначе узел не завяжется. И, наконец, затяните узел, одновременно выравнивая петли пальцами левой руки. Это важно для того, чтобы узел получился аккуратным и плотно прилегал к проводу. Если этого не сделать, узел может развязаться, что приведет к короткому замыканию и возможным опасным последствиям.»

3. Инструктируйте медленно, четко, детально и терпеливо. Не давайте больше информации, чем ученик может усвоить за раз

Методика TWI делает акцент на постепенной передаче знаний. Наставнику необходимо проявлять терпение и структурированно объяснять материал, учитывая индивидуальные особенности ученика: скорость мышления, уровень понимания и т.д. Если ученик начинает терять концентрацию или не воспринимает информацию, необходимо разбить операцию на части и обучать постепенно. Это позволяет эффективно усвоить материал за короткий срок. Важно помнить, что если ученик не понимает или не учится, это сигнализирует о том, что ошибка в процессе обучения была допущена самим наставником, и нужно пересмотреть подход.

-10

ШАГ 3 — Пробное выполнение

Шаг 3 является логическим продолжением Шага 2 и направлен на закрепление полученных учеником знаний и навыков.

1. Проверьте ученика, попросив его выполнить операцию. Исправьте ошибки, если они были

Попросите ученика повторить операцию так, как он её запомнил. Важно, чтобы сработала мышечная память, и ученик воспроизвел шаги в правильной последовательности. Если он делает ошибку, необходимо сразу её исправить, чтобы неправильное выполнение не закрепилось в памяти. Задача ученика — точно повторить действия, которые вы ему продемонстрировали. Если возникают трудности, повторите демонстрацию и снова попросите его выполнить операцию. Это повторяется до тех пор, пока его действия не станут точными и правильными.

Пример:
«Покажи, пожалуйста, как ты запомнил, что нужно делать.»

2. Попросите ученика повторно выполнить операцию, перечислив важные шаги и объяснив все ключевые точки

Теперь попросите ученика проговаривать свои действия во время выполнения операции. Он должен объяснить что он делает, как делает и почему делает это именно так. Важно не просто механическое выполнение, а понимание смысла каждого действия. Это поможет избежать ошибок в будущем, так как ученик осознает, какие последствия могут иметь отклонения от правильного выполнения.

Если ученик не проговаривает ключевые моменты или не объясняет их, задайте уточняющие вопросы: «Почему ты так делаешь?», «Как ты это сделал?», «Где и когда важно обратить внимание?». Продолжайте задавать вопросы до тех пор, пока не убедитесь, что ученик полностью понимает операцию.

Не забывайте хвалить ученика за правильное выполнение и объяснения. На этом шаге работник повторяет операцию столько раз, сколько наставник сочтет необходимым. Это может быть два, пять или больше раз — важно продолжать до тех пор, пока не будет полной уверенности, что ученик освоил операцию.

Пример:
«Отлично, у тебя очень хорошо получается! Теперь давай попробуем еще раз. Пожалуйста, расскажи мне, что ты делаешь и почему это важно. Мне нужно убедиться, что ты не только запомнил последовательность, но и осознаешь, почему каждый шаг выполняется именно так.»

-11

ШАГ 4 — Контроль

Контроль — не менее важная часть процесса обучения, чем предыдущие шаги. Этот этап помогает ученику обрести уверенность в своих силах при отсутствии наставника, а также выявить и проработать все проблемные моменты, которые могли быть упущены на предыдущих этапах обучения.

1. Позвольте ученику поработать самостоятельно. Поставьте задачу и обозначьте, к кому он может обратиться за помощью

На этом этапе ученик уже может качественно выполнять операцию под вашим наблюдением, но важно убедиться, что он способен выполнять её самостоятельно. Теперь нужно отработать не только качество выполнения, но и скорость, особенно если компания работает в условиях тактового времени. Однако это не означает, что ученика нужно оставить без поддержки. Если у него возникнут вопросы или трудности, важно заранее указать, к кому он может обратиться за помощью, чтобы избежать пробелов в освоении операции.

Пример:
«Ты молодец! Всё делаешь правильно. Я могу тебя ненадолго оставить, чтобы ты поработал самостоятельно. Нам важно не только качественно выполнять операцию, но и делать это в определённом темпе. Сегодня тебе нужно будет завязать 150 узлов. Я отойду на 15 минут в соседний цех. Если у тебя возникнут вопросы, обратись к Евгению — он опытный сотрудник и сможет помочь. Я вернусь через 15 минут, чтобы проверить, как у тебя дела.»

2. Проверяйте как можно чаще. Поощряйте задавать вопросы

В начале самостоятельной работы важно проверять ученика каждые 15-20 минут. Именно на этом этапе могут всплывать сложности и проблемы, которые не были замечены раньше. Чтобы их не упустить, важно поощрять ученика задавать вопросы. Молодые и неопытные сотрудники могут стесняться, опасаясь показаться некомпетентными, а более опытные работники могут не хотеть задавать вопросы, чтобы не выглядеть слабыми. Задача наставника — снять этот барьер, объяснив, что гораздо хуже допустить ошибку, чем задать вопрос.

На этом этапе необходимо убедиться, что ни один вопрос не остался без ответа, а все трудности были проработаны.

3. Постепенно снижайте уровень контроля и доведите его до минимума

По мере того как ученик приобретает уверенность и навыки, необходимо постепенно снижать уровень контроля. Как только станет ясно, что он способен качественно и в нужном темпе выполнять операцию самостоятельно, обучение можно считать завершённым. В этот момент ученик становится полноценным сотрудником, которому можно доверить производственные задачи.

Важно помнить, что решение о готовности ученика принимает исключительно наставник. Не нужно перекладывать эту ответственность на ученика, спрашивая: «Как ты считаешь, готов ли ты работать самостоятельно?» Это ответственность наставника — как за процесс обучения, так и за решение о готовности ученика к самостоятельной работе.

Выводы:

Использование технологии TWI для обучения на рабочем месте и тщательная проработка операций могут показаться более время затратными на первый взгляд. Однако благодаря предварительной подготовке и чётко выстроенному алгоритму обучения вы экономите время вдвое. Руководители должны помнить, что эти вложенные минуты помогут сэкономить дни и недели в будущем, а также значительно снизить риск возникновения брака, нарушения сроков и несчастных случаев.

Автор статьи: Ирина Решетникова - Эксперт в области бережливого производства компании IC IBSystems I Lean

*Статья написана по материалам TWI "Job Instruction. Session outline and reference material."

Обязательно подписывайтесь на наши социальные сети!

Telegram - https://t.me/ibsystemslean
Vkontakte -
https://vk.com/ibslean
YouTube -
https://www.youtube.com/@ibslean

Ищете лучшие решения для управления производством? Переходите на наш сайт для детальной информации.