7 октября 1977 года отошел ко Господу православный художник, иконописец, реставратор и подвижник Георгий Эдуардович Бострем. В течение своей долгой жизни он много говорил с людьми о любви, об Иисусе Христе.
Главное, чему учил Бострем тех, кто оказывался с ним рядом, – благодарности Богу за посланные испытания. Эта благодарность, по его мнению, должна выражаться в молитве ко Господу и в улыбке человека. И тогда – все преодолеешь.
Бострем говорил, что христианство дало Руси гениальные образцы изобразительного искусства. Любимым образом Пресвятой Богородицы у Бострема была икона Божией Матери Казанская, которую художник неоднократно изображал на своих полотнах, иконах и фресках на стенах многих храмов.
Георгий Эдуардович Бострем всю свою жизнь посвятил созданию картин на библейские сюжеты, писал и реставрировал иконы, росписи и фрески в различных храмах и монастырях России. Его перу принадлежат полотна «Моление о Чаше», «Гефсимания», «Христос в терновом венце», «Божия Матерь Казанская», «Христос», «Богородица», «Небесная симфония» и другие.
Император Петр Первый пригласил в Россию предка художника – Хендрика Бострема, дворянина-судостроителя из Швеции, чтобы он помог в новом для молодой империи деле – строительстве судоверфей. Как и для многих иностранцев, приехавших в Россию, для Бострема эта северная страна тоже стала родиной. Его потомки обрусели и приняли православие.
Георгий Эдуардович Бострем родился в 1884 году. Он окончил художественное училище в Одессе, учился в Академии художеств имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге и в Академии художеств в Мюнхене. В 1906 году совместно с художником Василием Кандинским организовал в Петербурге свою первую выставку – выставку полотен абстрактной, беспредметной живописи. Но вскоре он сжег все эти работы, включая академические. Свой поступок он объяснил тем, что новые художники не творят ничего нового, и в 1907 году решил отправиться в длительное путешествие, чтобы набраться мудрости.
Георгий Бострем путешествовал по святым местам Палестины, Греции, Персии, Германии, Франции, Алтая, Сибири, а также побывал на Святой Горе Афон. Он вернулся на Родину глубоко верующим православным христианином. После возвращения в Россию художник полностью отходит от светского искусства и поселяется в Подмосковье, в Загорске.
В 1930-х годах Георгий Бострем работает иконописцем и реставратором икон в Троице-Сергиевой лавре. Художник понимает, что нашел дело своей жизни. Когда лавру закрыли, Г. Э. Бострема арестовали и дали большой срок заключения в исправительно-трудовом лагере. Но он совершил побег и долгое время скрывался в Средней Азии.
Когда началась Великая Отечественная война, художник жил в Ташкенте. После войны он вновь перебрался в Подмосковье, где реставрировал иконостасы в разных храмах.
Скитаясь по стране, еще во время Первой мировой войны художник взял в свой дом умирающую на улице молодую женщину с маленькой дочерью. Евгения Флегонтовна стала его женой на всю жизнь, а маленькую Галину Георгий Бострем удочерил. Когда его приемная дочь Галина Георгиевна в 1961 году окончила медицинский институт, Бостремы вслед за ней поехали по распределению дочери в Крым. Поселиться здесь Георгия Эдуардовича благословил сам святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) еще много лет назад. Кроме назначения на работу дочери, закончившей 1-й Московский мединститут, для переезда в Крым была очень важная причина – онкологическое заболевание жены Бострема Евгении Флегонтовны. Врачи рекомендовали ей сменить климат. Бостремы какое-то жили время в Симферополе на квартире. Дочь Галина Георгиевна вскоре получила место в общежитии мединститута, где работала. Когда Евгения Флегонтовна скончалась, ее похоронили на симферопольском кладбище Абдал, рядом с нынешним храмом во имя великомученика Димитрия Солунского.
После смерти супруги Бострем переселился в крымское село Заречное. Георгий Эдуардович все это время не прерывал связи с Троице-Сергиевой лаврой, откуда монахи часто привозили ему иконы на реставрацию, краски и кисти, даже продукты. Он поселился в старом доме, в крыше которого зияла дыра. Художник шутил, что теперь он может каждую ночь любоваться звездами, чего был лишен, когда жил в городах. Когда он выходил во двор дома, птицы его не боялись и садились на плечи и голову. Художник приютил в своем доме около десяти бездомных кошек и несколько собак. Они жили в ящиках и коробках во дворе дома и с радостью встречали своего хозяина.
В быту Бострем был совершенно неприхотлив. С 30 лет он не ел животной пищи. Только на светлый праздник Пасхи съедал одно крашеное яйцо. Местные жители запомнили его как очень доброго человека. Он рисовал бабушкам иконы, а те приносили ему немного овощей и фруктов со своих огородов.
Как видно из воспоминаний близких Георгию Эдуардовичу людей, он был не только любим и уважаем, но и сам «возлюбил много», умел ценить друзей и был верным и преданным другом. Бострем был знаком со многими известными людьми: священником Павлом Флоренским, мыслителем Василием Розановым, писателем Михаилом Пришвиным, художниками Владимиром Фаворским и Михаилом Нестеровым, академиком-офтальмологом Владимиром Филатовым и другими. В гости к художнику приходили многие творческие люди: тенор Иван Козловский, пианист Аркадий Федоров, гитарист Анатолий Шевченко, композитор Алемдар Караманов. Бострем мог вести интересную беседу на любую тему.
В результате бесед с Георгием Эдуардовичем на темы православия Алемдар Караманов крестился, получив имя Александр. Несколько своих музыкальных произведений на евангельские темы Караманов назвал «Небесная симфония», картина с таким же названием есть и у Бострема. Симфонические поэмы Караманова «Аз Иисус», «Совершишеся», Ave Maria созданы на основе библейских сюжетов. Свой гонорар за музыку к фильму «Обыкновенный фашизм» Алемдар Караманов передал храму Всех святых города Симферополя.
Однажды землетрясение застало Георгия Эдуардовича Бострема на прогулке, около одной из крымских гор. Он вспоминал, как вокруг него летали в воздухе большие камни. Но он, глубоко верующий человек, не боялся, потому что постоянно читал молитву.
Художник Георгий Бострем создавал свои полотна до самой смерти. 7 октября 1977 года в возрасте 93 лет Георгий Эдуардович Бострем произнес: «Я только сейчас понял слова "Научи меня, Господи, оправданием Твоим"» и погрузился в сон. Его душа тихо отошла ко Господу.
Он похоронен в Евпатории. Рядом с ним через тридцать с лишним лет похоронили его приемную дочь Галину Георгиевну.
Работы Георгия Эдуардовича Бострема по библейским сюжетам находятся в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее, Русском музее, в Крыму, в Нью-Йорке. Эти полотна, иконы и фрески в храмах полны любви к Богу, Пресвятой Богородице и людям.