Так сложилось, что некоторые известные фразеологические обороты пришли в русский язык из Священного Писания. Одна из таких фраз: «Не судите, да не судимы будете». Многие из нас часто используют ее в определенных ситуациях, даже уже не задумываясь о том, каков ее изначальный смысл. И, несмотря на кажущуюся простоту фразы - это тот случай, когда ее понимание и смысл вовсе не так просты. Пройдя по ссылке, можно прочесть интересный рассказ батюшки о том, как следует побеждать гордыню https://t.me/prav_prazdnik/194.
Говоря об этом отрывке из Писания, прежде всего, следует сказать, что перед нами небольшая часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая является одной из главных Заповедей Нового Завета. Святой Иоанн Кронштадтский, говоря об этом кусочке проповеди, говорил, что это именно тот закон, который велено нам соблюдать Господом в отношении абсолютно всех людей.
Какой смысл заключает в себя это заповедь? Она напрямую говорит нам о том, что не должны осуждать, оценивать как-либо жизнь другого человека, тем самым защищая себя и свою жизнь от «злых языков». Ведь в Евангелии от Матфея сказано: «Какой мерою мерите, такою и вам отмерено будет». Действительно, на поверхности смысл фразы таков, но здесь показан очень важный христианский принцип: обращение внимание на себя, внутрь себя и, прежде всего, самовоспитание в Господе. Очень легко увидеть плохое в любом человеке, то, что действительно вызывает желание выразить свои мысли об этом человеке, причем самым некрасивым образом. Но здесь кроется тот момент, что мы знаем что-то о человеке, что вызывает в нас негодование, но мы совершенно не знаем о нем того, почему он совершил подобный поступок, мы не видим его жизнь в полноте, не знаем его добрых дел. Христос призывает любить каждого встретившегося в жизни человека так, как сам Господь любит нас. Эта безусловная любовь – желание другому человеку добра, не зависимо от того, хороший он или плохой.
С осуждением связан один из самых страшных грехов христианства – гордыня. Ведь человек, считающий возможным осуждать другого, превозносится над ним, он как будто бы показывает свое совершенство другим.
В молитве «Отче Наш» есть такие слова: «И прости нам долги наши, равно как и мы прощаем их должникам нашим». Эти слова, обращенные к Богу, говорят о том, что Он относился к нам так же, как мы к другим. То есть если мы готовы простить тех, кто должен нам, то и Господь простит нас. Но можем ли мы рассчитывать на прощение Бога, если сами не прощаем других? А если осуждаем?
Можно также вспомнить некоторые притчи из Писания, которые могут стать хорошей иллюстрацией заповеди об осуждении. Так одна из них рассказывает о царе, который жил некогда и решил наказать одного мужчину, так как тот требовал у своего товарища небольшой долг. Царь, выяснив все обстоятельства дела, узнал, что еще больший долг имеет сам этот человек у него. Недолго думая, он решил отправить его за это в темницу.
В еще одной притче, содержащейся в Евангелии от Луки, Христос рассказывал своим ученикам о некоем фарисее, который строго соблюдал все законы, и об одном сборщике податей. Пришедши однажды в храм, начал фарисей молиться, да во время молитвы случилось ему унизить и осудить и того самого мытаря. За свой проступок сам он вскоре подвергся порицанию от Бога, хотя и вел жизнь праведную, ибо Господь справедлив!
Случалось и так, что кто-то пытался трактовать этот отрывок из проповеди Христа, как выступление Иисуса против суда светского, ссылаясь при этом на Евангелие от Матфея, где Христос укоряет фарисеев, что те «оставили суд, милость и веру». Но такое понимание не верно. Христос не имел желания этой заповедью подвергать сомнению суд или же судью. И апостол Павел также указывает на это, называя всякого судью «Божьим слугою». Получается, что смысл фразы не столько в запрете, а столько в руководстве – как именно, каким судом можно лишь судить человека. Судья, равно как и любой человек, может оценивать с точки зрения нравственности поступки другого, но не вправе оценивать его личность, его внутренние качества. Но, важное дополнение – как можно оценивать человека. Исключая проявление у себя гордыни, презрения к людям. То есть нужно очень четко понимать, какие чувства возникают внутри к этому человеку, и, если преобладает высокомерие, то прежде, нужно побеждать зло в своей душе. А помочь в этом может искренняя молитва к Господу об очищении души и спасении. По ссылке можно ознакомиться с советами и наставлениями схимонахини Антонии https://t.me/prav_prazdnik/427.
Мы должны научиться снисходительно относиться к любому человеку, как бы он не выглядел и как бы не поступал, священники говорят, что в каждом встречном нами, прежде всего, нужно видеть Господа. Быть может он не прав, и плохо поступает, но ведь и он дитя Бога, и Он его любит и прощает. Кто же мы такие, если Господь прощает этому человеку, судить его? Судить человека может один лишь Господь, ведь только ему открыто сердце человека, он видит все наши помыслы. И Господь может и в падении спасти человека, дать ему не только прощение, но и силы подняться и начать снова жить.
Расскажите, пользуетесь ли вы заповедью «Не судите, да не судимы будете» в жизни?
Случалось ли вам раскаиваться перед Господом за то, что вы осудили человека?
Поделитесь своим мнением в комментариях.