Как взять языка?
Кажется, в фильмах всё просто: разведчики незаметно подбираются к часовым, захватывают их и уносят в плен. Но на практике всё гораздо сложнее. Вражеские солдаты зарывались в землю, укрепляли свои позиции проволокой и минами. Если часовые не дремали, а в траншеях лаяли собаки, то вылазки советских разведчиков нередко заканчивались неудачей.
Успехом считалось не только проникновение в немецкую траншею, но и доставка пленного живым. Мёртвый солдат не сможет говорить, и поэтому вывоз с языком стал важнейшей частью операции. Разведка искала новые способы захвата и обеспечения безопасности пленных, и однажды решилась на эксперимент — использовать танк.
Дело было под Ржевом
В конце октября 251-я стрелковая дивизия занимала позиции у реки Вазуза, противостоя пятой танковой дивизии вермахта. Когда командованию понадобился контрольный пленный, разведчики придумали оригинальный способ: взять языка танковым десантом.
Разведгруппа выбрала опушку леса у деревни Васильки в качестве места для нападения. Несмотря на наличие минных полей и дотов, это был участок, по которому могли пройти танки. План был прост: два танка совершали налёт на немецкую огневую точку, захватывали пленных и документы
Перед операцией провели учения, где отработали действия до автоматизма. Командование одобрило операцию, и сапёры тихо расчистили путь для танков.
Танки, вперёд!
Вечером 30 октября десять разведчиков под командованием сержанта Ивана Симкина сели в танки. Группа захвата — на Т-34, а группа прикрытия — на Т-60. Как только танки вышли на позицию, артиллерия открыла огонь по вражеским позициям, создавая шум. После этого танки рванули к опушке леса и остановились у
Симкин с бойцами вскочил с «тридцатьчетвёрки» и бросился к дзоту за языком. Тем временем остальные красноармейцы блокировали соседний блиндаж, закидывая его гранатами.
Русские атакуют!
Для немцев атака стала полной неожиданностью. Они были уверены, что минные поля надёжно защищают их от советских танков, и когда перед ними появились русские машины, началась паника. Красноармейцы активно забрасывали их гранатами
Вся операция заняла всего двадцать минут. Немцы открыли огонь только тогда, когда танки уже исчезли из ви
Язык из танка
Пленным оказался рядовой Франц Пост из 14-го танково-гренадерского полка. На предварительном допросе он оказался разговорчивым и предоставил ценную информацию.
Командование 251-й дивизии было довольно результатами операции. Через неделю генерал Кирюхин наградил Сергея Симкина и его бойцов медалями «За отвагу». Этот опыт использования танков для захвата языков был отмечен в Генштабе. Однако, проанализировав ситуацию, немцы поняли, что теперь русские могут действовать не только с земли, но и с помощью танков, и этот урок стал для них весьма неприятным.