Найти тему
Эпос Клио

10 фактов из жизни «блудливых» женщин в Средневековой Европе

Оглавление

Средневековая Европа — место фанатичной веры, строгих социальных табу и непомерной жёсткости духа. Как жилось женщинам, когда пропасть между нищими и богатыми приобретала размеры Марианской впадины?

Чьих будешь?

Европейское Средневековье не поощряло индивидуальность и тягу к самовыражению. Наоборот! Если не при гильдии, значит «разгильдяй». Прекрасных дам тоже ранжировали на социальные пласты. Если женщина не попадала ни под одно из определений, социум награждал её всеобщим порицанием и одаривал нескрываемым отвращением.

Специалисты по Средним векам обрисовали позицию, которая определяла социальный статус женщины. И это — не коэффициент полезного действия вроде образования или навыков. А градация опыта отношений с мужчинами!

Как лепка из глины

Благочестивая и целомудренная девушка в Средние века — желанная цель. Жена — богема с кое-каким кругом прав. Вдова — инструмент по созданию выгодных союзов. А ещё блудница — единственная, кому были доступны открытые отношения и относительная свобода действий.

Фрагмент рисунка из поэмы «Роман о Розе», 1475 год.
Фрагмент рисунка из поэмы «Роман о Розе», 1475 год.

Целомудренных девиц можно было сравнить с сырьём для лепки. Что станет в будущем с глиной: эстетичная керамическая посуда или грубый саман? Неизвестно! Если девушка вступала в добрачный союз с мужчиной, то замужества ей ждать уже не приходилось. Отсюда была одна дорога…

Без зазрения совести

И всё же чаще целомудренные девушки переходили под «мужнину опеку» — то есть выходили замуж. Находились и аферистки, сумевшие вовремя обратиться к лекарям для восстановления себя любимой. Блудливую жену лишали привилегий и выпроваживали из приличного общества. Собственно, и у вдовствующих дам не было пространства для манёвров: либо заново выходишь замуж, либо принимаешь аскезу от прелюбодеяний.

Самым известным средневековым «реконструктором невинности» могла быть Тротула Салернская. Ей приписывают несколько работ о «косметике тела». Фрагмент гравюры «Тротула Салернская», Огюст Фуко, 1833 год.
Самым известным средневековым «реконструктором невинности» могла быть Тротула Салернская. Ей приписывают несколько работ о «косметике тела». Фрагмент гравюры «Тротула Салернская», Огюст Фуко, 1833 год.

Законники стояли на страже порядка и считали своей заботой вмешиваться в отношения «пролетариата». Например, слишком влюбчивых женщин отправляли работать в «красные дома». Мол, только там они смогут реализовать свои позывы, да ещё и без зазрения совести.

Падали, но поднимались

В Средневековье существовал и другой взгляд на «заблудших» женщин. Да, согласно религии падшие особы нарушали сразу несколько заповедей. Но некоторые девушки находили в этому выгоду. Совершив ошибку до брака, у бедной девушки появлялась возможность обрести почву под ногами.

Фрагмент гравюры «Красный дом», неизвестный автор, 1477 год.
Фрагмент гравюры «Красный дом», неизвестный автор, 1477 год.

Якобы нищим такой шанс был в радость. «Красные дома» в Европе обеспечивали бедных женщин средствами к существованию. Причём были настолько мозговитые особы, которые даже по уходящей вниз лестнице могли подниматься на самый верх! В доказательство тому — хозяйки «красных» домов, которые имели солидный вес в обществе.

Снежный ком

Недостатка таких учреждений в Средневековой Европе не испытывал ни один город. Первый дом появился в Аусбурге в 1273 году. Через пять лет его близнец возник в Вене, а далее распространение покатилось на манер снежного кома. Гамбург, Базель, Эсслинген. Но до Шеттинга это были единичные версии, пока здесь в 1309 году не выстроили «улицу Роз», граничащую с краем городской стены. Отсюда и название.

Слово "bordel" происходит от французского «борд» — то есть «край».
Слово "bordel" происходит от французского «борд» — то есть «край».

Управленцы не только знали о существовании подобных учреждений, но и покровительствовали им. Людовик IX и вовсе выделил под данные учреждения сразу девять улиц, чем прославил парижский квартал Бобур.

Финансовая сделка

Знаменитый Фома Аквинский восхвалял труд «жриц обольщения и любви». Теолог и просветитель аттестовал их как «необходимое зло». Мол, принимая ухаживания от мужчин, честные труженицы спасают их от недугов и от проблем. А французский публицист и историк Пьер Видаль-Наке обозначил деятельность обольстительниц как обычную финансовую сделку.

Фрагмент картины «Сделка», Лукас ван Лейден, 1527 год.
Фрагмент картины «Сделка», Лукас ван Лейден, 1527 год.

Мол, нанимают же в Европе модисток и поварих! Так почему бы не заключить сделку с представительницей древнейшей профессии?

Знаки отличия

У средневековых блудниц даже знаки отличия имелись. Причём облик менялся согласно территориальной принадлежности. «Венские» закрепляли на плече жёлтый платок, а «бернские» — носили на головах небольшие красные шапочки (вот и думайте теперь о старой сказке в ином ключе!) Однажды ступив на грешную стезю, женщине было почти не суждено выбраться на благочестивый путь. Однако ключевое слово — «почти»!

-7

Избавление, но не покаяние

Круто изменить судьбу блудливой женщины мог только законный брак! Но жениться на таковой, значит обречь себя на унижения со стороны моралистов. В те времена и к обманутым мужчинам душевного тепла не испытывали… Хотя, казалось бы, в чём их вина? А уж храбрец, взявший в жёны блудницу, вместе с разбитым в щепки обликом ни в какие рамки не проходил.

-8

В 1198 году папа Римский озвучил интересную мысль. Мол, взять в жёны «заблудшую» женщину равносильно акту милосердия. Наставляя павшую на путь истинный, мужчина искупал свои грехи. И добрым в глазах народа выглядел, и любовь всей жизни обретал! Но количество таких браков доподлинно неизвестно. Европейская церковь постеснялась вести статистику.

Похождения солдата

Средневековые управленцы посчитали, что женщины с низкой социальной ответственностью сумеют разрядить напряжённую обстановку на фронте. Для этого в Средневековой Европе снаряжали целые повозки с женщинами! Но вскоре практика продемонстрировала негативный оскал. Солдаты так увлеклись амурными похождениями, что не желали «воевать геройски».

-9

Тогда Фридрих Барбаросса в 1158 году ввёл табу на содержание «безыдейных» женщин в домах солдат. А если уж находили какую-нибудь Барбару, так и носа лишали. И это — не метафора, а наказание за нарушение запрета. Переплюнуть императора в изобретательности сумел только Карл Смелый. Он перенаправил «заблудших» женщин на строительство фортификационных сооружений. А позже приобщил к другим работам!

На пути исправления

Чем занимались пожилые наложницы? Ухажёров днём с огнём не сыщешь! Поэтому ушлые нечестивицы заблаговременно готовили себе место у руля «красных домов». Всех пристроить не получалось, и тогда стали появляться «Ордены кающихся сестёр». Чтобы закончить век под присмотром монахинь, сюда со всей Европы стекались «архаизмы древнего ремесла».

Фрагмент картины «Три монахини», Арман Готье, между 1825 и 1894 гг.
Фрагмент картины «Три монахини», Арман Готье, между 1825 и 1894 гг.

Примеру последовали и другие представители духовенства в Европе. В монашеских орденах святой Марии Магдалены женщин перевоспитывали в набожных особ, которые с усердием читали Евангелие, постились и молились, «соскабливая с души грязные пятна».

———
С вами был «
Эпос Клио».