Великая Отечественная принесла Советскому Союзу немыслимое количество бед и страданий, но вместе с этим она дала стране бесчисленное число настоящих героев, при одном взгляде на которых захватывало дух.
То же самое произошло на одном из докладов 1994 года, когда ничем не примечательная на вид женщина сумела поднять на ноги весь зал. После того как доклад, который зачитывала Полина Владимировна, был выслушан с максимальной внимательностью последовали бурные аплодисменты, и воодушевлённый зал наконец смог усесться на свои места.
Такой мощной силой обладала личность Полины Владимировны Гельман. Кто же была эта женщина и почему её так уважали не только в СССР, но и во всём мире? Давайте уже скорее ответим на эти вопросы.
История Полины Владимировны Гельман действительно уникальна. Даже не знаю, почему по её жизни до сих пор не сняли полноценного фильма, но, как говорится, всё впереди.
Ведь, глядя на историю молодой Полины, историю взрослой Полины Гельман, которая уничтожала немецкую авиацию, и историю Полины Владимировны, чей бой не закончился даже после окончания Второй мировой, волей-неволей задаёшься вопросом — а такое вообще возможно?
Если честно, я почти не встречал таких людей, как Полина Гельман. С одной стороны, она обладала по-настоящему стальным характером, уничтожая лучших немецких асов и колонны бронетехники, а с другой — огромным сердцем. Назвать свою единственную дочь в честь лучшей подруги, которой не удалось долететь на своем самолете до окончания ВОВ и своими глазами увидеть долгожданную Победу, на мой взгляд, уже говорит о многом.
Вот лишь малая часть причин нескончаемых аплодисментов после длительного доклада, заслушанного стоя. Теперь давайте поговорим о них подробнее. Что-то подсказывает, что по окончании прочтения этого материала многие из вас, как и аудитория 1994 года, заслушавшая доклад Полины Гельман, не смогут сдержать аплодисментов. Обязательно напишите в комментариях, если это произойдёт.
Жизнь Полины была, мягко говоря, не сахар уже с ее рождения. Как многие могли догадаться по её фамилии, она родилась в еврейской семье в конце октября 1919 года. Отца не стало очень рано — его жизнь забрали петлюровцы. Думаю, именно тогда Полина решила во что бы то ни стало искоренить эту нечисть с родной земли.
После переезда в Гомель она поступила в обычную школу, а затем подала документы на поступление в МГУ.
Экзамены были сданы успешно, и Полина начала с жадностью впитывать знания, но доучиться ей так и не удалось — на третьем курсе началась Великая Отечественная.
После начала ВОВ девушка встала перед выбором: продолжать обучение или пойти туда, где было ее настоящее место. мПисьмо её мамы, в котором значились слова: «Иди туда, куда зовёт тебя долг дочери коммунистов», склонило чашу весов не в пользу продолжения гражданской жизни. Как оказалось позже, она сделала правильный выбор, найдя своё истинное предназначение.
Изначально всё шло не по плану, так как Гельман не хотели брать в авиацию из-за её небольшого роста — ноги не доставали до педалей. Но, как я уже сказал, у неё был сильный характер, и её настойчивая просьба, направленная самой Марине Расковой, не оставила шансов не добиться желаемого.
Итог — Гельман поступила на подготовку в группу штурманов. Обучение проходило в знаменитой Энгельсской авиационной школе пилотов и завершилось в 1942 году.
После этого состоялся первый боевой вылет Гельман. До мая 1945 года она совершила целых... вы не поверите — 860 вылетов! Налёт составил более 1300 часов, а её самолёт сбросил тысячи тонн мощнейшего "чугуния" на головы противника.
Неудивительно, что её По-2 был замечен чуть ли не везде — начиная с Керчи и заканчивая Берлином. Именно над Берлином Полина Владимировна совершила свой последний вылет во время ВОВ. И чего только не было в этих вылетах...
«Мы летали на небольших самолётах По-2, за которыми закрепилось название "Небесный тихоход". Немцы называли его "рус фанер"», — писала в своей книге Полина Гельман.
Почему «фанер»? Ответила сама Полина: «Деревянный каркас, обшитый фанерой и перкалью, пропитанной эмалитом — веществом, которое придавало ткани прочность, но легко воспламенялось. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж — лётчика и штурмана — ни от пуль и снарядов, ни даже от ветра».
И именно на этой технике Гельман принесла своей стране множество побед, снова и снова срывая планы противника.
Увы, но незащищенность самолета было не самым страшным, что могло ожидать советского летчика/летчицы в кабине легендарного ПО-2. Опять же, держите цитату самой Полины:
«Летали исключительно в темноте, делали до десяти и более вылетов. Каждый вылет был связан с риском — загруженный горючим и снарядами (мелкие снаряды мы брали в кабину и бросали вручную), наш фанерный самолёт мог в любую минуту превратиться в пороховую бочку. Попади в него осколок снаряда или пуля — взрыв был бы неизбежен», — вспоминала Полина.
Совершив больше 800 вылетов, когда жизнь миниатюрной Полины держалась на волоске больше раз, чем значилось в книжке о ее вылетах, ведь каждых из них сопровождался целой серией обстрелов противников, каждый из которых как говорила сама Гельман мог закончиться мощнейшим бабахом.
К сожалению, в одном из таких опасных вылетов участвовала её подруга детства, с которой Полина сидела за одной партой с пятого по последний класс. После окончания школы они даже собирались поступать в один вуз, но судьба развела их в разные стороны, но дружба на этом не закончилась, ведь те, как и многие другие девушки того времени, были просто заражены желанием летать. Когда началась ВОВ они вместе пошли учиться на штурманов и вместе начали работать в крайне опасной профессии.
К несчастью, в один из вылетов самолёт Галины Докутович был подбит. Август 1943 года стал последним месяцем, когда две подруги могли вместе делить бескрайние небесные просторы, исполняя свою мечту. Когда в конце мая 49 года у Полины родилась дочь в ее свидетельстве о ее рождении значилось то самое имя - Галина.
Когда Полину спрашивали о её первых боях, она всегда говорила одно и то же: «Мы давили танковые колонны противника, а под нами горела Сальская степь. Урожай подожгли, чтобы не оставить его врагу. В те горькие ночи лета 1942 года наша житница была золотой от огня. Слёзы наворачивались на глаза».
Куда ни посмотри, были потери — урожая, друзей, боевых товарищей, ставших ближе родных. Но несмотря на всё это, желание отомстить врагу за свою землю, за отца и, вскоре, за подругу Галю было столь мощным, что Полина не могла дождаться очередного вылета. «Мы рвались в бой, готовы были летать хоть на метле!» — призналась она в одном из интервью.
Казалось, что вылеты не прекращались ни на минуту. И вот он — последний вылет над Берлином. Задача была проста: добить те части, которые не хотели капитулировать. Задача выполнена успешно, и Полина вместе с подругами наконец-то смогла выкрикнуть заветное слово — Победа! Она кричала за всех, кто уже не мог этого сделать: за отца, подругу Галю, друзей, боевых товарищей, не вернувшихся из боя. Кричала, чтобы её возглас услышали даже на небе.
К сожалению, после Победы жизнь Гельман не стала легче — её еврейские корни усложняли многое. Факт, что она стала единственной женщиной-еврейкой, удостоенной звания Героя Советского Союза, говорит сам за себя.
Увы, но после той самой победы жизнь Полины Гельман не стала легче, ведь её еврейское происхождение сильно осложняло существование. Сам факт, что Полина Владимировна Гельман стала единственной женщиной-еврейкой, удостоенной звания Героя Советского Союза, говорит о многом.
Но, несмотря ни на что, героическая женщина не сдавалась — её характер не позволял этого. В итоге жизнь начала налаживаться и в мирное время. Семья, муж, и, наконец, дочь Галина. После этого последовала довольно успешная карьера и долгая жизнь. Полина Владимировна Гельман ушла из жизни 29 ноября 2005 года, а за 10 лет до этого она приняла участие в знаменитом Всемирном конгрессе еврейских женщин. На этот конгресс слетелись представители почти всех мировых стран, и именно там Гельман зачитала свой легендарный доклад.
Сам конгресс проходил довольно типично, пока на сцену не вышла простая с виду женщина, на пиджаке которой сверкала Золотая Звезда.
«Выступает Полина Владимировна Гельман», — громко объявил ведущий. После этого зал встал и с предельным вниманием заслушал доклад советской героини. Последовали бурные аплодисменты и ещё одна минута славы, которую Гельман заслужила своей по-настоящему героической жизнью.
Надеюсь, что мой сегодняшний материал хотя бы немного продлит ту самую минуту славы. Я считаю, что именно такие люди, как Полина Владимировна, заслуживают её (и славу, и минуту) больше всего. Ставьте палец вверх, если вам понравилась моя сегодняшняя статья. Кстати, ваши подписки, лайки и репосты действительно очень сильно помогают продвижению.
Не забывайте подписаться на канал — давайте вместе формировать правильные сообщества с правильными ценностями.
Не знаю, почему, но многие до сих пор считают, что женщинам не место за штурвалом самолёта. По мне, вся жизнь Полины Владимировны говорит об обратном. А как вы думаете — совместимы ли штурвал и женщина? Давайте обсудим это в комментариях.