Найти тему
Воздух Писателя

Как писать рассказы правильно

Оглавление

Бывает, читаешь рассказ начинающего писателя и вроде бы всё красиво описано, но скучно. Или наоборот — тебе на-гора выдают перечисление событий, как кто-то за кем-то гонится, пытается убить, кто-то на кого-то кричит ("Почему он, а не я?!") или что-то в том же духе. Но зачем мне нужно пытаться угнаться за этим перечнем событий?

Вот тут-то нам и пригодится умение срастить две стороны одной медали — наполнить конфликт яркой картинкой или в картинку добавить конфликт.

Что такое конфликт и почему он важен

Конфликт — это не просто ссора между персонажами или внешняя угроза герою. Это глубокое напряжение, противоречие, которое движет историю вперёд. Драматурги особенно хорошо знают, что без конфликта нет развития персонажа, нет истории. Именно в конфликте раскрывается суть героя, его слабые и сильные стороны.

Представьте себе самую простую театральную постановку — детский новогодний утренник. Всегда есть какая-то хитрая лисичка, которая крадёт подарки у детей. Вуаля! Простой и ясный конфликт. Но именно благодаря конфликту развивается действие, появляются новые герои и сложности, которые они должны преодолеть.

При этом многие начинающие писатели художественной литературы зацикливаются на мыслях героя о том, что с ним происходит, на описании каких-то рюшечек на его воротнике.

Образ без конфликта — статичен

Опытные авторы знают: образ сам по себе может быть ярким, но без конфликта он не даст истории энергии. Нужно понять, кто с кем/чем борется.

Люблю пример Стивена Кинга. Вот ему пришёл в голову образ сумасшедшей женщины, которая сделала обложку книги из кожи своего любимого писателя. Кинг мог бы просто написать красивую зарисовку на тему, какая из книг на полке какому любимому автору принадлежит и, допустим, как героиня ловила своих писателей.

Но нет, он выводит конфликт на серьёзный уровень. Противостояние беспомощного писателя и сумасшедшей фанатки. В чём-то это перевёрнутая история абьюзивных отношений между мужчиной и женщиной.

Или вот "Зелёная миля". Это книга, которая родилась из образа огромного чернокожего человека, который сидит за решеткой. Чего, блин? Как из этого получилась одна из самых ярких историй в творчестве писателя? Потому что он задумался, кто этот чернокожий парень и почему его держат за решеткой. А ещё — почему на самом деле он хороший человек?

Важно помнить, что за каждым образом должен стоять конфликт, который помогает раскрыть персонажа.

Если у вас есть конфликт, но нет образа

Но допустим, что у вас уже есть конфликт. Вам задали задание написать сторителлинг о противостоянии кого-то с кем-то. Как превратить его в историю?

Здесь вам поможет художественный образ. Писательский процесс часто начинается с того, что мы пытаемся найти метафору или яркую деталь, которая визуально передаст суть конфликта.

Например, если ваш конфликт — борьба двух конкурирующих фирм, почему бы не связать его с древнегреческой мифологией? Войну двух сторон можно представить как эпическую схватку, подобную войне между греками и троянцами. Кто в вашей истории станет Парисом, кто — Еленой, а кто — Ахиллесом и Гектором?

Как это работает на практике?

Как-то раз мне приснился король Артур, который не совсем король. Он скорее решала с братками вместо рыцарей. Эдакий герой Вдовиченкова из "Бумера". Но магия здесь всё равно есть, потому что мне не интересно рассказывать о пацанчиках. Поэтому этот гоп-Артур хочет вернуться в некий "Авалон".

Следующий шаг был — понять, кто или что препятствует его возвращению в сказочный мир? Возможно, это ведьма, не дающая ему попасть в Авалон, ведь цена для неё — собственная жизнь.

Попробуйте поэкспериментировать с вашими текущими проектами. Если у вас есть конфликт — придумайте образ, который его отражает. Если образ уже есть, найдите конфликт, который даст ему жизнь. Этот подход помогает создавать интересные и глубокие истории, а также значительно ускоряет процесс написания.