В жизни детей всегда присутствуют стрессы, и от того, насколько крепкой будет нервная система ребенка и, насколько адекватно она будет реагировать на раздражители, будет в итоге зависеть состояние его нервно-психического здоровья.
У детей высшие отделы в нервной системе постепенно развиваются и созревают, условные связи, и особенности реагирования на стресс только формируются, защитные механизмы еще созревают, и при сильном раздражении может наступить срыв, что приведет к особым формам невротического расстройства.
Особенно подобные состояния часты у школьников, так как подобные состояния возникают при неправильном или противоречивом воспитании, при игнорировании родителями сигналов ребенка о перенапряжении. Тогда происходит разбалансировка между процессами возбуждения и торможения, что приводит к нервным срывам.
Примерами таких нервных срывов могут стать следующие ситуации:
- ребенок шел со школы, на него бросилась стая собак, малыша вовремя отбили взрослые, но после перенесенного шока он заикается (Процесс возбуждения и перенапряжение привели к срыву).
- родители заставляли свою семилетнюю дочь кушать под угрозой ремня и физического наказания, ребенок не выносит каши и овощное рагу, но ест через силу и сдерживает неприязнь к еде. В результате к концу учебного года девочка попадает в больницу с нервной рвотой и отвращением к пище. (Произошло перенапряжение тормозных процессов с формированием анорексии).
- во втором классе у мальчика случилось в семье неприятное событие, отец бросил семью и начал суды за право воспитания сына у себя. Ребенок одинаково любит и маму, и папу, он не хотел расставаться ни с кем из родителей, а родители занимались тем, что каждый унижали достоинство другого в глазах ребенка. У ребенка возникли ночные страхи, он просыпался с криком и слезами. (Произошло перенапряжение нервных процессов).
Причины развития нервных срывов.
Основными причинами нервных срывов у детей в старшем дошкольном и школьном возрасте являются ошибки в воспитательном процессе родителями и родственниками. Но это совсем не результат бродяжничества, безнадзорности или намеренной жестокости, нет, зачастую родители, сами того не замечая, совершают ошибки. Это происходит потому, что они просто не знают особенностей физиологических и психических, возрастных особенностей ребенка. Кроме того, родители часто не пытаются вникать в истинные причины тех или иных поступков.
Одним из самых серьезных факторов в развитии нервны срывов у детей являются запугивания, особенно актуальные для впечатлительных и эмоциональных детей. Не стоит обещать ребенку, что за ним «придет Баба-Яга» или злые монстры, что при плохом поведении ему врач сделает укол или его сдадут в полицию, его утащит к себе собака и т.д.
В результате безобидные собаки соседей, которые подошли к ребенку просто пообщаться, становятся причиной сильного стресса, а доктор, который пришел на вызов заболевшему ребенку, становится причиной буквально паники и истерики. страшные полицейские или злые монстры по ночам то и дело выглядывают из-под кровати, не давая заснуть или приходят в виде страшных сновидений. Ребенок кричит и просыпается в ужасе, кричит и длительно не может успокоиться.
Испуг закрепляется на уровне нервных процессов, приводя к невротическим реакциям и даже нервным тикам, заиканию, недержанию мочи. У школьников подобные проблемы со здоровьем являются сами по себе причиной дополнительных стрессов, могут подвергаться нападкам сверстников или стать объектами насмешек. Это усугубляет проблему и может давать сильнейшие нервные срывы, которые могут приводить даже к госпитализации.
Естественно, что факторами, вызывающими нервные срывы, могут становиться и непредвиденные стихийные обстоятельства – пожары, гроза, землетрясения, автомобильные аварии. Это запредельные для психики раздражители могут давать срывы в работе нервной системы. Но чаще всего причинами нервных срывов становятся неправильные трактовки, недостаточные разъяснения определенных ситуаций и событий. Например, поход на аттракционы, когда ребенку не рассказали, что он будет пристегнут и все будет безопасно, или если он увидел диких животных в зоопарке, и ему не рассказали, что ни не причинят ребенку вреда.
И естественно, сильнейшим стрессом для ребенка будут действия родителей – скандалы и бурные ссоры, доходящие до оскорблений и драки, непристойное поведение пьяного отца или матери, побои в состоянии алкогольного опьянения.
Еще одним фактором нервных срывов являются длительные психо-травмирующие ситуации, которые постепенно исподволь вызывают длительное состояние стресса, что приводит к разбалансированию нервных процессов и срыву. Это могут быть различные взгляды на воспитание ребенка в семье с чрезмерной жесткостью одного из родителей и наказанием даже за мелкие провинности, с чрезмерной мягкостью другого родителя и вседозволенностью в его воспитании.
Особенно это плохо, если родители ведут споры о воспитании детей в присутствии самих детей, папа меняет решение мамы в отношении ребенка, один родитель отменяет наказание другого, или разрешает делать то, за что ребенка ранее наказывали. Это приводит к полному хаосу в голове малыша и развитию нервного срыва. Помимо этого, у ребенка пропадает доверие к родителям и чувство уверенности в них и защищенности.
Особенности нервных срывов у школьников.
Многими детскими психиатрами указывается, что возрастные особенности обуславливают в каждом периоде свои особенности реагирования нервной системы. поэтому, для школьного периода будут характерны свои, особенные проявления нервных срывов, а факторы, их вызывающие, могут существенно отличаться от таковых в других возрастах.
Обычно у детей в возрасте шести-восьми лет и старше, при развитии неврозов и нервных срывов могут расстраиваться функции различных внутренних органов. Обычно страдают те из них, которые были ослаблены до этого, в предыдущих возрастных периодах, или были наиболее уязвимы вследствие особенностей врожденного характера. Так, развитие невротической рвоты или расстройство в процессах пищеварения, пониженный или извращенный аппетит могут возникнуть после перенесенных кишечных инфекций или нарушений пищеварения из-за отравлений или переедания.
Могут также расстраиваться те функции, которые созревают длительно и проходят процесс становления одними из последних – развитие энуреза (недержания мочи), потеря речи, логонерозы (заикание), расстройства речевой функции или дефекты в произношении. Такие проблемы возникают у детей, изначально имевших проблемы с речевым развитием и особенным функционированием нервной системы.
Что делать с нервными срывами?
Самым основным вопросом для любого родители, который заботится о психо-эмоциональном комфорте своего ребенка, является профилактика различных неврозов или нервных срывов. В возрасте шести-девяти лет проявлениями нервных расстройств и срывов могут стать неврологические симптомы, двигательные нарушения в виде навязчивых движений или нервных тиков.
И проявления нервозности редко бывают изолированными и единичными, обычно при нервных срывах и неврозах происходит смена всего облика ребенка. Дети обычно теряют инициативу и становятся вялыми, либо могут стать слишком суетливыми и подвижными, могут утрачивать контроль за своим поведением. постепенно происходит снижение работоспособности и ухудшение внимания, и если причина нервности не устраняется, тогда происходит изменение характера ребенка, в дальнейшем он может оставаться таким же вялым, возбудимым или расхлябанным.
Дети с нервными расстройствами гораздо легче внушаемы, и они легко поддаются дурному влиянию других детей, они не способны к нервному напряжению и сосредоточению, они не могут противостоять собственным порочным увлечениям. Но не стоит сразу думать, что все будет плохо и мрачно, если своевременно выявить проблему и уделять ребенку достаточно внимания, правильно лечить его, то во взрослом состоянии этот ребенок сможет быть вполне здоровым, успешно выучится и будет нормально работать.
Особенности детской психики в том, что она очень жизнеспособная и гибкая, хорошо подстраивается под внешние обстоятельства. При создании благоприятных условий дети быстро выздоравливают.
Чем и как лечить?
В случае соблюдения всех рекомендаций и при участии родителей процессе лечения нервные срывы и неврозы проходят быстро и бесследно, а вот в случае тяжелых неврозов и запущенных случаев понадобится помощь даже детского психиатра. Но и в этих случаях помогают обычные педагогические приемы и методы, которые вполне можно применять и в домашних условиях. Можно во многих случаях обойтись даже без медикаментов.
Основным методом лечения таких детей является психотерапия, и методом этим пользуются врачи и педагоги, практикуя смену обстановки и устранение причин, которые провоцировали неврозы, прилив новых ярких впечатлений. Может быть применен и другой метод воздействия, который психиатры называют речевым, то есть происходит воздействие авторитетов на подсознание и сознание ребенка. Если ребенку поговорить с тем, кому он доверяет и услышать от них слова одобрения, это существенно поможет в лечении.
Полезным будет и метод стимуляции с постановкой цели и пробуждением в малыше желания выздороветь. При этом нужно сделать так, чтобы ребенку нужно было прикладывать собственные силы к процессу выздоровления и мог преодолевать препятствия на своем пути в жизни. Особенно важным тут будет слово учителей, тренеров и родителей. Победа над заболеванием ребенком будет воспринята как победа в целом, над собой, что даст уверенности в себе и радости жизни.