Найти в Дзене
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Отличие автодома или кемпера от экспедиционного автомобиля на простых примерах и личном опыте

Оглавление
Route 66 | США. Тачка, если что… не моя...
Route 66 | США. Тачка, если что… не моя...

Судя по комментариям, написанным к публикациям про автокемперы, многие читатели часто не видят разницы между автомобилем для путешествий в автономном режиме (экспедиционники) и автодомами, путаясь в моментах подготовки, эксплуатации и других факторах. Попробую объяснить разницу, осознанную на личном опыте.

Прежде всего, немного о моей "квалификации". Я начал путешествовать на автомобиле в 1998 году, а в 2003 году впервые проехал на автомобиле по Европе. Это во времена, когда еще не было навигаторов, интернетов и разных Букингов, а все было по бумажным картам и через центры туризма и т.п.

Путешествовал по России и Миру на мотороллерах, мотоциклах, легковых автомобилях (даже по местам, где они казались совершенно непригодными), на внедорожниках (начиная серьезно подготовленными "вездеходами" и заканчивая стоковыми авто или экспедиционными вариантами), на грузовиках и автобусах, с жилыми прицепами и, наконец, на полноценных автодомах.

Проехал столько мест и стран, что проще сказать где не был, чем вспомнить где был. Думаю этого хватит для подтверждения статуса человека, который основывается на личном опыте. И это еще не считая 15 лет деятельности в качестве автожурналиста и редактора автомобильного журнала.

Где-то на Крайнем Севере… Просто для смеха! Редкий случай, когда штурманом выступаю я, а чемпион России по ралли-рейдам Женя Павлов у меня пилотом.
Где-то на Крайнем Севере… Просто для смеха! Редкий случай, когда штурманом выступаю я, а чемпион России по ралли-рейдам Женя Павлов у меня пилотом.

Пути эволюции: сток, экспедиция, автодом

Начну с того, что не буду акцентировать внимание на различиях дорожных и внедорожных путешествий, потому что принцип того же экспедиционного автомобиля, даже в случае легковушки, это возможность автономного проживания, а где оно будет и в каком удалении от асфальта – второй вопрос.

Соответственно, все доводы будут актуальны и справедливы для всех типов автомобилей, но основываться на практике диких путешествий с элементами проживания в диких условиях, даже если эти условия будут три дня из десяти дней пути, в котором остальное время пройдет в гостиницах. Главное - будут.

В обзор войдут не только моменты подготовки автомобиля, но и философия движения, так сказать, моменты, про которые не знаешь, пока не попробуешь. Отличия одного от другого, и начну с момента отличия подготовки авто и разницы в их подготовке.

УАЗ Патриот "Экспедиция"
УАЗ Патриот "Экспедиция"

Сток или начальная подготовка авто для путешествий

Как следует из заголовка, в первую очередь поговорим о стандартных авто или о начальной подготовке, в которую чаще всего входят более "злые" шины, пригодные для пересеченной местности, а потом уже различные багажники, лебедки, спальники в салоне и т.п. Но все это в небольшом количестве, потому как дальше будет следовать уже класс подготовленных у путешествий и автономкам автомобилей – экспедиционников.

Ошибочно и преступно размышлять, когда построю себе "экспедиционник", то сразу отправлюсь путешествовать!

Я так тоже думал, откладывая часть желаемых поездок на потом, а потом это не наступало или появлялись другие цели и заботы. При этом я успел понять, что построить "экспедиционник мечты" нельзя. Это нескончаемый процесс, и вы все равно будете чем-то не довольны и что-то будете хотеть переделать.

MMC L200 в Грузии. Путешествие на стандартных пикапах.
MMC L200 в Грузии. Путешествие на стандартных пикапах.

Основные особенности путешествий на стоке: правильный набор аксессуаров, включающий компрессор, лопату, тросы и т.п., а также более тщательный анализ предстоящего маршрута и более внимательное изучение его на месте, чтобы не соваться туда, куда не стоит соваться на неподготовленном авто.

Например, на стоковом автомобиле УАЗ Патриот мы проехали Грузию и Турцию, заезжая в такие места, куда потом снаряжались "Экспедиции" некоторых широкоизвестных в узких кругах экспедиционеров. И частично эти поездки были удачными не потому, что мы такие крутые, а потому что не лезли куда не надо, оценивали погоду и свои возможности, не гнались за приключениями, а спокойно достигали своих целей.

А еще на стоковых УАЗ Патриот мы очень круто путешествовали по Алтаю, побывав во многих труднодоступных местах. Возможно, что на подготовленном авто мы бы заехали подальше и побыстрее, но не факт, что на сильно подготовленном автомобиле было бы так комфортно и легко. Тут важен баланс, но это уже следующий этап "эволюции".

И не смотрите на иллюстрации – они для красоты, хотя эта поездка на стоковых пикапах L200 тоже была по Грузии, и была очень веселой, кстати.
MMC L200 в Грузии. Путешествие на стандартных пикапах.
MMC L200 в Грузии. Путешествие на стандартных пикапах.

Чтобы не быть голословным, я попробую перечислить автомобили, на которых я куда-то путешествовал, съезжая с асфальта, а не просто по тривиальным туристическим маршрутам. Все они были в абсолютном стоке:

  • УАЗ Патриот
  • KIA Sportage
  • Subaru XV & Subaru Forester
  • Datsun On-Do
  • Renault Duster
  • Isuzu D-Max и какие-то там еще…

Как вариант, промежуточным звеном между "стоком" и "экспедиционником" может быть подготовленный для дальних путешествий автомобиль, но имеющий "автономную" подготовку только в виде сменной экипировки, которая перекидывается из одного автомобиля в другой. Тут немного проще с выбором дорог, но как и на стоке придется задумываться где поставить палатку, как принять душ и т.п.

"Промежуточный" вариант, на котором я участвовал в Шелковом Пути 2018 году по России в качестве пресс-экипажа и 2019 году в составе команды Toyota из Иркутска в Китай
"Промежуточный" вариант, на котором я участвовал в Шелковом Пути 2018 году по России в качестве пресс-экипажа и 2019 году в составе команды Toyota из Иркутска в Китай

Подготовленный к автономке "экспедиционный" авто

Вот тут часто возникают вопросы и ошибки, когда читатели путаются между понятиями "экспедиционник" и "автодом". Особенно когда речь идет про внедорожный автодом или кемпер. Это разные типы автомобилей не только по наличию туалета, но и философии их применения, поэтому это основные пункты нашего "марлезонского балета".

Итак, экспедиционным автомобилем можно и будем считать автомобиль, подготовленный к длительным автономным путешествиям. Это не обязательно внедорожный монстр. Это может быть легковой автомобиль со всем нужным в путешествии, и чаще всего "экспедиционник" – это баланс между тюнингом, желанием сделать еще круче и реальными потребностями и живучестью. Чем меньше вмешательств и чем более они продуманы, тем больше шансов, что в пути вы не скрючитесь от усталости, сможете отремонтироваться и т.п.

Один из моих подготовленных "экспедиционных" авто – Renault Duster 2G
Один из моих подготовленных "экспедиционных" авто – Renault Duster 2G

Как писал, завершить строительство "экспедиционника" невозможно!

У меня было множество подготовленных к автономкам автомобилей, и в каждом было что-то, что мне не нравилось. Один хорошо ползал и ползал везде, где мне вздумается, но когда потребовалось несколько ночей спать в салоне, то это был Ад среди пыльной бури. Второй был хорош для сна в любых условиях, но проехать на нем 1000 км за день становилось пыткой.

Идеального экспедиционника просто не существует! Это миф!

Никакой TLC80 в идеальном состоянии, TLC105 или что-то там еще, не будет идеальным во всем. Можно построить хороший авто, который будет вас удовлетворять в большей мере, но он все равно не станет идеальным во всем. Это просто невозможно. Хорош на бездорожье – унылый на высокогорьях. Хорош на дороге – унылый в грязи. Хорош для сна – унылый для езды или вообще не может съехать никуда. Сотня возможных антиподов.

-8

Впрочем, можно сказать, что бывают идеальные экспедиционники. Например, наша знаменитая Буханка, из которой в Европе сделали логотип для фанклуба. Если к ней добавить внедорожный прицеп-дом, то получится полный фарш, и я даже путешествовал на ней на 7.5 тысяч километров, но… друзья… это было не то, чтобы мучение, но уж увеселительной прогулкой точно не назовешь. Так что, нет… идеальных экспедиционников не существует!

Либо "вездеход", либо "экспедиционник", либо "автодом"...

Самое несуразное чудище! Это не про Nawahoo, конечно, а то мне прилетит, а про TLC78. Медленный, неповоротливый, тяжелый, неудобный, но самый необычный и большой из старой гвардии, а еще такой теплый и лампово урчащий 1HZ автомобиль.
Самое несуразное чудище! Это не про Nawahoo, конечно, а то мне прилетит, а про TLC78. Медленный, неповоротливый, тяжелый, неудобный, но самый необычный и большой из старой гвардии, а еще такой теплый и лампово урчащий 1HZ автомобиль.

Автодом или кемпер, или "Аутокампер", как говорят Греки

Я не шучу. Вы бы видели как я на границе с Грецией пытался объяснить, что у меня нет брони в отеле и я не знаю, в каком месте сегодня буду ночевать. Термины кемпер, моторхоум никакого эффекта не производили, пока я не показал на автомобиль и не объяснил, что внутри кровать, душ и туалет. Удивленный грек воскликнул: "О, аутокампер! Вери гуд! Велкам!".

Я добрался до самого главного. В этом месте теряются буквально многие из читателей. Например, я написал, что новый Соболь NN 4x4 не подходит для строительства автодома, а со мной начинают спорить. Скорее всего просто те, кто никогда не ездил на автодомах и не строил их, но факт остается фактом.

-10

Итак, когда-то я построил "внедорожный автодом" из старого Соболя 4х4, на котором я проехал по Китаю до Пекина, побывал в Арктике и планировал поехать по Исландии на весь сезон. Тогда я тоже "терялся" в терминах, потому что не имел опыта владения автодомами и езды на них. И тоже считал, что это вариант автодома, потому что в нем можно спать и есть биотуалет. Ан, нет!

Соболь не автодом и автодом на его базе не построить. Это полноценный экспедиционник, готовый для автономного проживания, но не автодом. Потому что нет полноценного туалета, нет душа, нет горячей воды, нет емкостей для сбора воды и т.п. То есть, автомобиль, подготовленный для жизни в диких условиях со всеми вытекающими, но не автодом.

-11

Я приводил пример, что в моем низком Peugeot Boxer можно было стоять едва пригибаясь, тогда как в новом Соболе мне даже переодеться будет сложно, не говоря уже о том, чтобы принять душ. А в этом самом Пежо у меня был и душ, и туалет, и горячая вода, и автономное отопление и энергоснабжение, и запас воды, и кровать, и интегрированная газовая плита с холодильником.

А еще я проехал на этом Пежо 25 000 километров за одну поездку, начав с крайнего Севера и закончив Балканами и Турцией, проехав всю Европу, и ни разу не заночевав в кемпинге. За исключением пары отелей, когда надо было сделать "отметки" о проживании в той или иной стране. Вот это, друзья, и есть кемпер или автодом, а Соболь не автодом, а экспедиционник. Разъяснил?!

-12

Сейчас у меня кемпер на базе Нивы. В отличие от Пежо Нива имеет большую проходимость, ограниченную сферой применения (это упомяну в философии движения на кемпере). На Пежо были моменты, когда я боялся сделать ошибку, чтобы не остаться где-то в горах, надевал цепи для проезда перевала, разворачивался перед снегопадом, когда уже заносило дорогу в горах или спускался по сильному склону в заповеднике без шанса сдать назад.

Будь у меня там Нива, многие проблемы были бы решены, а я бы заехал намного дальше, чем я заезжал. Но все равно это был бы не внедорожник и не внедорожный экспедиционник, который может больше именно из-за тактики применения или философии езды. Об этом ниже.

-13

Философия автокемпера и в чем особенности движения

Я не мог этого осознать до тех пор, пока впервые не отправился в дальнюю поездку на кемпере. Эти пункты или особенности, или философия кемпера меняют все восприятие автопутешествий на внедорожниках, которое у меня было до этого. Этого я просто не понимал, пока не попробовал сам.

Во-первых, кемпер – это сложная система инженерии, а значит есть много вопросов живучести: температура промерзания, запас автономного отопления (особенно когда едешь в -28 градусов в Норвегии), залив и слив воды и туалета, дозарядка аккумуляторов. Это означает, что ты мыслишь совсем иначе, чем едя на подготовленном для автономок внедорожнике.

-14

Во-вторых, у кемпера существует "психологическая и физическая проходимость". Первая – это ограничение тряски и аккуратничество на сложных рельефах, потому что весь автомобиль набит всякими вещами, и они не упакованы в гермоящики, как в экспедиционнике. Даже уложив их с мягкими прокладками и другими ухищрениями, все равно есть момент и никуда от него не деться. Вторая – это размеры, вес и свес, отличающиеся от обычного автомобиля. Застрять или удариться "кунгом" будет намного легче, а вылезти из болотины или отремонтироваться намного сложнее.

В-третьих, начав путешествовать на кемпере ты меняешься. Больше нет нужды гнать 800 или 1000 кэмэ за раз, чтобы разбить палатку в красивом месте на реке, а не останавливаться по пути в гостишках или не искать по пути место для стоянки. На кемпере у тебя дом за каждым углом. Не хочешь ехать много – проехал до ближайшего городка, встал хоть посреди города, погулял, зашел в магазин, в кафе, лег спать, проснулся, позавтракал, поехал дальше. А еще принял душ и сходил в туалет. На экспедиционнике, проснувшись посреди города в туалет так просто не сходишь. Да и не будешь стоять так.

-15

Вы можете со мной сколько угодно спорить и рассказывать о том, как вы стояли посреди города на обычном вэне или на внедорожнике и спокойно спали, а потом вам не было проблемой добежать до Макдака в туалет.

Прежде чем пытаться это мне рассказать, представьте такое путешествие в течение шести месяцев автономки. Представили? Точно не взвоете от утреннего моциона в Макдак? А мыться будете в лес отъезжать, кипятя воду в чайнике для туристического душа?

Я не говорю, что это плохо и так нельзя. Я так путешествовал десять лет в разные места. И в палатке спал, и без, и мылся в лесу, и в Макдак с кустами бегал. Просто пытаюсь вам объяснить, что когда у вас появляется полноценный автодом, то жизнь в автомобиле становится совсем иной. Шесть месяцев путешествия и желание продолжать ехать этому доказательство.

-16

То есть, есть разные форматы путешествий и есть разные форматы авто. Есть "экспедиционники", а есть "автодома". Это совершенно разные вещи, которые часто начинают путать, приводя в пример, например, Калифорнию. Калифорния, по сути, это тоже экспедиционник. Банально потому, что в ней нет душа, а если и есть, то принимать его в городе лучше не стоит, чтобы не оказаться в полиции за эксгибиционизм. Хотя, соглашусь, этот автомобиль очень близок к автодому, но все же является компромиссом для тех, кому нужно маленькое авто, но в котором можно номинально жить.

В пути мне часто встречались на стоянках и Калифорнии, и просто вэны, оборудованные по минимому. Чаще это была молодежь, которые не могли себе позволить автодом или не хотели стеснения с его эксплуатацией, а просто хотели путешествовать. Это круто и лучше так, чем никак, чем мечтать о дорогом автодоме и сидеть дома. Дешевых и старых кемперов, кстати, я тоже видел очень много. И все они путешествовали, зимовали на горячих источниках или у моря недалеко от Рима, или в Португалии, не важно.

-17

Дом, не дом, а не дом это дом, а дом не дом, а про дом...

Надеюсь, что в этом многословии я сумел рассказать вам о том, что в моем понимании автокемпер, автодом, экспедиционный автомобиль и т.п. Теперь я смогу давать ссылку на эту публикацию каждый раз, когда будут возникать недопонимания с читателями, рассказывающими мне, что из Соболя или еще из чего можно сделать отличный автодом и не обжечься по цене или по хотелкам, которые в итоге не будут реализованы или будут, но криво.

Соболь для примера, кстати, а не потому, что новый плох. Плох он только по цене, потому что взяв Соболя за 4 млн, доплатив еще 3 млн за надстройку и полный комплект необходимого для автодома, я получу автомобиль, который будет не лучше готового решения из Китая с утепленной подъемной крышей на базе четырехместного пикапа, а может быть и хуже. Ценник при этом будет равным… и полный привод с понижайкой тоже будет.

И да, я тоже успокаивал себя компромиссами, говоря, что душ в моем Соболе мне был не нужен, и другими способами искал мира в душе, чтобы хотелки не воевали с реальностью. Но пройдя больше 15 лет автопутешествий на разных автомобилях и попробовав полноценный автодом понял, что никаких таких компромиссов быть не может, а идеального авто для всего не существует!